За два сезона команда из столицы Башкирии совершила «нырок» из Премьер-лиги в третий по силам дивизион российского футбола. Формально уфимцы до последнего тура чемпионата страны имели шанс удержаться в Первой лиге. Но безвольно проиграли последний, он же решающий, матч ближайшему конкуренту.
Интрига последнего тура была хоть куда. Сразу три команды — «Уфа», «Кубань» и «Велес» — в случае победы могли уйти из зоны вылета. «Велес» свой матч проиграл, а «Уфа» и «Кубань» выясняли отношения между собой. Причем в столице Башкирии, так что шанс у хозяев был неплохой. Другое дело, как они им воспользовались.
Да, уфимцы наиграли на один гол. Но пропустили два. Один «привез» родной команде Емельянов, в штрафной неловко подставив руку под мяч и заработав пенальти. Второй вообще получился уникальным. Игрок «Кубани» Мосейчук, получив в одном из эпизодов точный пас, стремительно рванул вперед по правой кромке поля и с ходу нанес мощный дальний удар в створ ворот. Мяч ударился в перекладину, затем в землю и все-таки отскочил в сетку. Думается, такой «выстрел» этот игрок вряд ли когда еще сумеет повторить в своей спортивной карьере.
Что касается хозяев, то они вовсе не «умирали» на поле, чтобы выправить ситуацию. Да, создали несколько атак, но всерьез нервничать обороне соперника не пришлось. В добавленные семь минут встречи гости ожидаемо после каждого столкновения долго лежали на газоне, получили за затяжку времени три желтые карточки, однако главной цели добились — победный счет в матче сохранили.
На игру пришло как никогда много — более шести тысяч — зрителей. После финального свистка болельщики разделились примерно на две группы: одни благодарили команду за сезон, а другие скандировали «Позор!». Под эти возгласы футболисты и покинули поле. С безрадостным результатом — 16-е место среди 18 команд лиги.
«Уфа» — «Кубань» (Краснодар) — 1:2 (0:1). Голы: 0:1 — 0 Абдоков (45+5, с пенальти), 1:1 — Сандрачук (57), 1:2 — Мосейчук (61).
После игры главный тренер «Уфы» Арслан Халимбеков говорил не столько о матче с краснодарской командой, сколько об итогах сезона. В общем-то, он констатировал очевидные вещи: «Мы не можем забить и очень легко пропускаем. Это не сегодня произошло, тянется весь сезон. У нас нет надежности в обороне, и мы не та команда, которая может забивать по два-три мяча».
Гораздо важнее, как кажется, другое признание Халимбекова.
— Когда только принял ребят, в индивидуальных беседах с игроками почувствовал, что у них не было порыва: «Мы одна команда!» У многих футболистов было желание уехать из Уфы. Они прямо мне говорили: «Хотим уйти, отпустите нас». Такой вот сложился микроклимат.
Арслан Халимбеков признался, что еще в середине апреля и сам хотел покинуть клуб. В надежде, что это поможет игрокам встряхнуться. Отставку генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов не принял.
Похоже, такая сложная психологическая обстановка привела и к примитивной игре команды. По сути, ничего, кроме отбора «толпой» мяча у соперника и «закидушек» на чужую половину поля, «Уфа» не демонстрировала. Конечно, и из этого правила были исключения. Но именно исключения, не менявшие общую картину скучного футбола, который демонстрировали уфимцы по ходу сезона. Мог ли тренер попытаться найти какие-то другие варианты игры? Вопрос риторический. Результата Халимбеков как тренер не добился и команду, по сути, так и не создал. 6 июня стало известно о его отставке.
На следующий день после матча с «Кубанью» подал в отставку и генеральный директор клуба Шамиль Газизов. А чуть позже организовал свою прощальную пресс-конференцию. На которой было сказано много слов о достижениях Газизова за 12 лет работы в этой должности, о былых успехах «Уфы». Возможно, все это выглядело бы уместно, если бы не результат по итогам двух последних сезонов. Газизов пытался бравировать, даже использовал нецензурные выражения, давая оценку выступлениям команды в завершившемся чемпионате, но веселья это не вызывало.
Главное из того, что озвучил-таки Газизов, наверное, в следующем: по словам генерального директора, после вылета из Премьер-лиги надо было сразу заявляться во Вторую лигу, а не в Первую. Тогда удалось бы сбросить «тяжелые» в финансовом плане контракты игроков, освободиться от некоторых других сложных финансовых проблем и с достаточным запасом прочности начинать восхождение заново. Причины, по которым такой план не был исполнен, Газизов называть не стал.
— Поэтому я убрал с должности и. о. главного тренера Сергея Томарова, чтобы он не оказался в сложной ситуации, — рассказывает Газизов.
Попробовать себя в роли «стрелочника» вызвался, как мы помним, сначала Денис Попов. Но быстро покинул команду. Тогда-то и настала «очередь» Арслана Халимбекова…
Вообще, о финансовой стороне дела Газизов говорил немало. При этом некоторые вещи так и остались за кадром. За время выступления в высшем эшелоне в клубе неоднократно заявляли, что живут фактически на самофинансировании. Когда же ситуация прижала, «вспомнили», что деньги им должна выплачивать республика. Которая своими 200 млн рублей и так регулярно «Уфу» поддерживала. Выяснилось, что этого мало. Но в частных клубах эти вопросы решают владельцы. В полугосударственных — спонсоры. Своих средств для решения таких проблем у Газизова, надо понимать, не было. И что гораздо печальнее — не оказалось и надежных компаньонов. Их появление неоднократно анонсировалось, но в итоге дело кончилось пшиком. Кто, в конце концов, виноват? Бюджет республики, не превратившийся в бездонную бочку? Правительство региона, не «подогнавшее» богатенького мецената? Газизов, не сумевший решить эти вопросы самостоятельно? На пресс-конференции гендиректор даже похвалил министра спорта Башкирии Руслана Хабибова за то, что тот многое сделал для выживания команды. Но умолчал о том, что же сделал для этого менеджмент клуба.
Понятно, что при тощем кошельке и футболисты были собраны в основном абы как. И тренеры надеялись больше на удачу. Да и трудно что-то создавать в любом коллективе, где главное желание большинства — побыстрее убежать на сторону. При всем при том в республике до последнего верили Шамилю Газизову. О чем публично заявлял в том числе и Руслан Хабибов. Чиновники даже помогли команде пройти лицензирование по Первой лиге — тогда эта надежда еще была жива. Да и теперь она, будем надеяться, никуда не делась.
Все-таки при Газизове стадион «Нефтяник» если уж и не получил вторую жизнь, то преобразился заметно. По крайней мере, в части футбола с «Динамо» его теперь не сравнить. Еще более важно — системно заработала футбольная школа, в которую ходят сотни ребят.
Сейчас команде предстоит решить много проблем. Кто займет пост гендиректора, на момент подписания номера в печать известно не было.
— Главное, чтобы это был не варяг, — говорит Шамиль Газизов. По поводу главного тренера он тоже высказал интересную мысль. — Думаю, идеальной была бы кандидатура Игоря Колыванова. Он может вытащить своей харизмой, своей простотой. Игорь очень хорошо относится к клубу и вытащит нас своим умением. Мы с ним это проходили, да еще в «цыганских» условиях.
Возможно, к этому мнению и прислушаются.
С игроками тоже пока все не ясно. Иностранцы во Второй лиге играть не могут. У большинства спортсменов контракты уже закончились, как и аренда. Да и нужны ли они в команде? Как отметил Арслан Халимбеков, сейчас в клубе есть два-три местных воспитанника и несколько ребят на перспективу, но им пока во взрослом футболе играть рано. По словам Газизова, в «младших» российских дивизионах выступает немало воспитанников республики, но насколько реально пригласить их в «Уфу» — вопрос. При этом он добавляет: «Все равно в основе должны быть три-четыре опытных мастера, которые могут стать стержнем».
Руслан Хабибов успокоил болельщиков: республика и дальше будет выделять такие же средства на футбол. Не все они пойдут в команду мастеров: около 80 млн рублей стоит содержание школы, меньше, но тоже дорого — аренда «Нефтяника». Но в любом случае футбол как зрелище для болельщиков должен сохраниться. Однако практика спортивных команд показывает: когда одновременно меняется руководство, игроки, организация работы, сложно рассчитывать на быстрый результат. Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Возможно, стремительное падение «Уфы» станет хорошим вызовом и для спортивных чиновников, и для нового руководства клуба, и для футболистов, чтобы как можно быстрее реабилитироваться. Будем надеяться на лучшее.