Игорь Артюшков, профессор кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, доктор филологических наук, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций:
— Чтобы стать преподавателем вуза, нужно хорошее базовое образование, высокий профессионализм, склонность к научной и педагогической деятельности, культура общения и многие другие качества. Однако все это можно приобрести и в процессе работы. В основе же всего, как мне представляется, лежат три условия, без которых невозможно стать хорошим педагогом.
Во-первых, быть преподавателем — значит любить свою профессию и быть преданным ей, несмотря на все превратности судьбы. Профессию выбирают, как любимую женщину, один раз и на всю жизнь, не случайно слово профессия — женского рода. От этого выбора зависит счастье в профессиональной жизни.
Второе — быть благодарным: вузу, подготовившему тебя к выбранной профессии и давшему путевку в самостоятельную жизнь; преподавателям-наставникам; коллегам, которые всегда готовы помочь и поддержать.
Третье условие — любить своих студентов, которых ты должен подготовить к нелегкой учительской профессии. В этом смысл работы преподавателя педагогического вуза. И если через годы твои выпускники становятся лауреатами конкурсов, обладателями премий и почетных званий, учеными и просто отличными учителями, обращаются к тебе за советами и со словами благодарности, значит, ты состоялся как вузовский преподаватель. Выводы сделаны на основе личного 50-летнего опыта работы в качестве вузовского преподавателя, прошедшего путь от студента до профессора в стенах БГПИ — БГПУ.
Наталья Суханова, заведующий кафедрой биоэкологии и биологического образования, доктор биологических наук, доцент, естественно-географический факультет, стаж работы в вузе — 31 год:
— Что для меня быть педагогом высшей школы? Самое главное — это большая ответственность за наших выпускников. Какие учителя придут завтра в школу, какие молодые ученые будут работать в научных организациях или на производстве, во многом зависит от нас. Мы должны определять, как заинтересовать студентов в научной и педагогической деятельности. Педагог высшей школы — это интеллигентный, творческий, постоянно и разносторонне развивающийся человек и в первую очередь — это наставник для молодежи. Для меня понятия «педагог» и «наставник» не разделимы!
Ильдар Баишев, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, кандидат исторических наук, институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования, стаж работы в вузе — 29 лет:
— Быть преподавателем высшей школы — это образ жизни. Преподавателю необходимо постоянно заботиться о своем профессиональном совершенствовании, быть в курсе общественно-политических и научных событий, чутко улавливать настроения общества, чтобы в любом возрасте быть со студентами на одной волне. Не просто проводить занятия согласно расписанию, но находиться в гуще общественной жизни кафедры, факультета, института. Это такие формы работы, которые нередко приходится осваивать самому, несмотря на значительный опыт и стаж в профессии.
Алина Ахмедьянова, старший преподаватель кафедры педагогики, кандидат философских наук, институт педагогики, стаж работы в вузе — 4 года:
— Придя в Акмуллинский университет, я поняла, что теперь я несу ответственность за судьбу каждого школьника нашей огромной страны, так как наши студенты могут работать в любой школе России и даже за рубежом! Поэтому для меня быть преподавателем высшей школы — это значит быть, прежде всего, примером для подражания своим студентам.
Айгуль Шарипова, доцент кафедры изобразительного искусства, художественно-графический факультет, член Союза дизайнеров РФ, стаж работы в вузе — 13 лет:
— Преподавать, учить, являться наставником — это захватывающий, творческий путь как учеников, так и самого учителя. Быть преподавателем высшей школы — это создавать определяющий уровень в культурном сознании общества. В судьбе каждого мастера важную роль играет именно учитель, который щедро делиться своими знаниями, передает опыт, энергию и мудрость. И очень важно, чтобы современный информационный мир оставался гуманным посредством традиций преподавания.
Евгений Данилов, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат биологических наук, институт физической культуры и здоровья человека, стаж работы в вузе — 27 лет:
— Преподаватель высшей школы — это не только специалист, занимающийся наукой, и профессионал в своем профиле, но и человек, владеющий знаниями разных предметных областей: педагогики, психологии и многих других, — организатор коллективной работы студентов. Я получаю удовольствие, когда вижу, что человек понял что-то новое для себя.
Рустям Ахметов, профессор кафедры программирования и вычислительной математики, доктор физико-математических наук, институт физики, математики, цифровых и нанотехнологий, стаж работы в вузе — более 40 лет:
— Быть преподавателем вуза — это значит воспитывать патриотов страны, способных решать проблемы образования и науки.
Салима Тагирова, заведующий кафедрой башкирского языка и литературы, кандидат педагогических наук, доцент, факультет башкирской филологии, стаж работы в вузе — 28 лет:
— Преподаватель высшей школы — это педагог, ученый, методист, исследователь. Преподаватель вуза должен иметь глубокие знания по своей специальности и уметь делиться ими со своими любимыми студентами, постоянно пополнять эти знания и быть социальным лидером.
Ольга Макушкина, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, кандидат психологических наук, факультет психологии, стаж работы в вузе — 20 лет:
— Быть преподавателем в вузе — значит иметь разные возможности: заниматься любимой профессией и активно передавать свой теоретический и практический опыт студентам, постоянно личностно и профессионально расти и обучаться, творчески взаимодействовать и обмениваться опытом с коллегами, презентовать себя на уровне вуза, города, республики, всероссийском и международном.
Фото: пресс-служба БГПУ им. М. Акмуллы.