Фарит Мигранов отправился на спецоперацию 9 июня 2023 года. На тот момент ему, подполковнику запаса, было 65 лет.
– В свое время я выучился в Челябинском высшем военном автомобильном училище, служил на Украине: в Николаеве, Одессе, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, – вспоминает он сегодня. – Поэтому примерно представлял, куда еду.
Решение главы семейства его супруга – кадровый военный и сын – капитан запаса приняли без особых возражений. А затем состоялся разговор Фарита Абдрахмановича с 92-летним отцом.
– Он по моим глазам сразу же понял, что именно я хочу ему сказать, – вспоминает сегодня Мигранов. – «Уезжаешь?» – задал мне с порога единственный вопрос. А когда я кивнул и поинтересовался «Поговорим?» он ответил «Когда вернешься – тогда и поговорим». Затем обнял меня и сказал на ухо «Я буду ждать тебя, сын». Позднее он признался, что таким образом я продлил его жизнь на год.
Двадцать лет назад – заместитель командира бригады, получивший второе высшее образование в Санкт-Петербургской академии тыла и транспорта, Фарит Мигранов был назначен командиром мотострелкового батальона полка «Башкортостан». По его словам, никаких комплексов по этому поводу не испытывал – за минувшие десятилетия в тактике и стратегии ведения боевых действий изменилось многое. А для него самым главным было то, что он вернулся в родную для него среду.
– Представляешь – я полгода безрезультатно звонил на 122, обивал пороги местного и республиканского военкоматов с просьбой отправить меня на СВО. Возмущался – мол, ищете опытных офицеров, а мне даете от ворот поворот! – рассказывает он свою предысторию заключения контракта с минобороны. – Но в какой-то момент возрастные ограничения смягчили и мне предложили пройти медкомиссию. Я – «Да никаких проблем!» Здоровье у меня отличное, не пью, не курю, регулярно встаю на лыжи, в том числе горные, участвую и побеждаю в «Кроссе наций». К слову, я и в блиндаже, где провел без малого год, ни разу даже не чихнул. Хотя температура там могла меняться на 10-20 градусов по несколько раз за неделю.
В блиндаже Мигранов, получивший от командира полка позывной «Лидер», отметил и свой 66-й день рождения. Пригласил к себе нескольких офицеров якобы для обсуждения стратегических вопросов. А затем сообщил, зачем позвал их на самом деле.
– Посидели немного, поговорили по душам. Честно говоря, чтобы на именины ко мне приехали бойцы на БМП – такого прежде никогда не было, – до сих пор находится под впечатлением от того дня мой собеседник.
Не меньшее впечатление на одного из самых возрастных офицеров СВО произвели и мартовские выборы президента страны.
– Явка у нас была 100-процентной, – мысленно возвращается он к событиям девятимесячной давности. – Казалось бы – каждый день стрельба, взрывы, людям совсем не до этого. Но за два дня, что провел у нас выборщик, ни один человек не уклонился от процедуры голосования. Мало того – в какой-то момент у меня срабатывает рация и боец, который находился в наблюдательном пункте на переднем крае, сообщает: «Командир, выборщик у тебя? Я еще не проголосовал – скоро буду!» Признаться, от растерянности я задал ему дурацкий вопрос: «А зачем тебе так рисковать? Ведь придется пробираться к нам под плотным обстрелом». Он даже обиделся: «Как зачем? Это же выборы президента. Я тоже хочу участвовать в этом важном событии!» Добрался до нас (а бойцы знают, что это такое – дойти с переднего края в тыл) и отправился обратно.
Вспоминает Мигранов и своих однополчан: «Владимир Путин правильно говорит: кто там находится – это уже герои». И ставший родным ему батальон: «Когда он только сформировался, в нем было немало возрастных офицеров. Попав за «ленточку», в какой-то момент мы оказались на направлении главного удара противника. А там, скажу я вам, были собраны самые отъявленные нацисты. И это противостояние мы выдержали с честью».
Домой Мигранов вернулся в конце мая нынешнего года. Говорит, проблем с адаптацией к мирной жизни у него не было:
– Я же полевой командир, привык к кардинальной смене обстановки. К тому же не употребляю спиртного, а без этого входить в прежнюю колею намного легче.
8 сентября 2024 года Фарит Абдрахманович был избран депутатом Совета муниципального района Стерлитамакского района. Одной из главных своих задач на этом поприще он называет работу с участниками спецоперации, которые возвращаются домой.
– Да, с ними контактируют самые разные специалисты, в том числе психологи. Но рядом со вчерашними бойцами обязательно должны быть те, кто тоже побывал за «ленточкой», – поясняет он. – Верю, что кому-то из них сумею помочь. В том числе избежать ошибок, которые они могут совершить.
Кроме того, Мигранов продолжает заниматься военно-патриотической работой с подрастающим поколением. А еще по собственному почину общается с тунеядцами, злостными алиментщиками, алкоголиками. Проводит с ними воспитательные беседы – мол, чтобы помочь ребятам на передовой, дети отливают окопные свечи, взрослые плетут масксети. А какую пользу сумел принести ты? После таких бесед уже три человека подписали контракт с минобороны и отправились на СВО.
Над вопросом: «Что еще необходимо предпринять, чтобы поддержать бойцов спецоперации и их семьи?» офицер отвечает без раздумий:
– Механизм помощи сегодня работает великолепно на всех уровнях. Был один вопрос по ребятам, которые числились пропавшими без вести. Но, насколько мне известно, уже дана команда разобраться и оказать родственникам посильную помощь.
Напоследок интересуюсь у кавалера ордена и медали Шаймуратова, как с наименьшими потерями вчерашнему бойцу спецоперации влиться в мирную жизнь.
– Быть честным по отношению к себе и окружающим, – говорит Мигранов. – И не замыкаться в себе: заниматься общественной работой, участвовать в субботниках, работать с детьми. У тех, кто побывал за «ленточкой», появилась уникальная возможность вести за собой людей. В непростое время всегда нужны лидеры, которые умеют увлечь и добиться поставленных целей. А нашим ребятам этих качеств не занимать.
Фото из архива Фарита Мигранова.