Транспортная проблема — одна из самых острых для такого активно развивающегося мегаполиса, как Уфа. Она настолько сложная и комплексная, что быстрого решения быть не может. Но в пику о несбыточных мечтах о подземном или наземном метро вполне реальным инструментом становится проект «Городская электричка». Он подразумевает интеграцию пригородного железнодорожного сообщения в городскую транспортную сеть. Проще говоря, сели на электричку, приехали в Уфу, пересели на автобус и доехали до работы. Об этом проекте говорилось давно, но 2024-й год можно считать переломным в истории его реализации, когда от слов перешли к конкретным делам.
С 2020 года количество перевезенных пассажиров в пределах Уфимской агломерации выросло в два раза — с 1,1 миллиона человек до 2,8 миллионов. По оценкам экспертов, эта цифра будет расти: интенсивное развитие Уфимской агломерации увеличивает пассажиропоток. Одна из важнейших задач проекта «Городская электричка» — разгрузить дороги и автобусы пригородного сообщения в направлении Шакши, Черниковки, Демы. Вместимость шести вагонов «Ласточки» равняется 50 автобусам.
Если отправиться в путь из Демы до Шакши на автобусе, на это путешествие уйдет почти два часа с пересадками и дорогой. Железнодорожным транспортом можно домчаться за сорок минут. В часы пик электричка становится лучшей альтернативой автомобилю или автобусу.
Но как сказал глава республики Радий Хабиров, описывая проект «Городская электричка», люди голосуют ногами. То есть идут туда, где комфортно и удобно. Прошлый год оказался плодотворным для проекта, появился его ощутимый каркас и наметились векторные линии развития. В его рамках ОАО «РЖД» обязалось реконструировать 19 пассажирских платформ в черте Уфы. Зоной ответственности администрации Уфы и регионального минтранса стало создание транспортно-пересадочных узлов.
— В 2024 году выполнены работы по строительству перехватывающих парковок, тротуаров, установке опор искусственного освещения на станциях ТПУ «Парковая» и «Черниковка», они введены в эксплуатацию. Прошло благоустройство на станциях «Шакша», «Городской Дворец Культуры», выполнено строительство подъездной дороги с разворотной площадкой к станции «Правая Белая». На проведение работ было освоено 110 миллионов рублей, выделенных из муниципального бюджета. На сегодня проходят процедуру согласования два проекта планировки и межевания территорий перспективного развития существующей станции «Шакша» и планируемой станции «Левая Белая» (микрорайон «Яркий»), — прокомментировал текущее состояние дел заместитель начальника управления земельных и имущественных отношений администрации Уфы Кирилл Никулин.
Формат транспортно-пересадочного узла позволяет с электропоезда пересесть на маршрутный автобус или личный автомобиль, который можно оставить на специальной перехватывающей парковке. Первым полноценным транспортно-пересадочным узлом, соответствующим всем требованиям, станет «Дема». Его строительство стартовало в начале прошлого года, открытие планируется в ближайшее время. Объект станет конечной точкой в юго-западном направлении некоторых межмуниципальных маршрутов. Дальнейшее перемещение пассажиров обеспечат пригородные поезда. Строительство ТПУ ведется за счет инвестора.
Проводимую сейчас масштабную работу по улучшению других городских транспортно-пересадочных узлов можно назвать первоначальным этапом. В перспективе предполагается, что они будут дорабатываться. Как нам пояснил Кирилл Никулин, все зависит от финансирования. Кроме того, пока обновление не коснулось станции «Воронки» из-за низкого пассажиропотока.
На ветке из Демы до Шакши появится новый транспортно-пересадочный узел. Строительство станции «Левая Белая» (микрорайон «Яркий») продиктовано развитием территории уфимского Забелья. ТПУ будет граничить с микрорайонами «Яркий», где на сегодня проживают 20 тысяч человек, и «Серебряный ручей», в котором почти столько же жителей. Сейчас от населения нередко можно услышать жалобы на то, что приходится ездить в переполненных автобусах. Открытие транспортно-пересадочного узла позволит быстро и беспрепятственно добираться до Уфы и из столицы домой. Но конкретно о сроках строительства пока не идет и речи. Предстоит этап согласования документации, затем определение источника финансирования. Только после этого можно будет что-то говорить.
В последние два года преимущество городской электрички оценили шакшинцы, когда мост перекрывался во время капитального ремонта. Экзамен сдавала и Башкортостанская пригородная компания. Чтобы вызволить шакшинцев из транспортной блокады, впервые было организовано тактовое движение с интервалом от 15 до 40 минут, увеличена составность пригородных поездов, синхронизированы графики электропоездов и пассажирских автобусов.
Последние новости из министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ оказались приятными для иглинцев. Так, проект «Городская электричка» в Башкирии решено расширить до станции Иглино. Это связано с устойчивым пассажиропотоком в Уфу.
Элина Ищерикова работает в районе Дома печати, но уже несколько лет проживает в Иглино, приобретя там жилье по доступной стоимости. На работу каждый день добирается на электричке.
— Это гораздо удобнее, чем на автобусе. И быстрее. Автобусы курсируют не так часто и всегда переполненные, в часы пик простаивают в пробках. В итоге поездка отнимает 1,5 часа. К тому же никогда нельзя быть уверенным в том, что автобус придет четко по расписанию. В отличие от электрички, на которой поездка занимает 50-55 минут, но никогда больше часа, — рассуждает Элина.
Приехав в Уфу, она пересаживается на 74-й автобус, который тоже стал ездить чаще. Утром и вечером электричка из Иглино до Уфы и обратно совершает несколько рейсов. Единственное замечание – в дневное время перерыв между рейсами составляет несколько часов. И если есть возможность уйти с работы пораньше, все равно приходится ждать отправления электропоезда.
Отметим, что Элина уезжает не с самой станции «Иглино», а со станции «Новое Иглино». До нее ей надо доехать на автобусе, заплатив 25 рублей, проезд на электричке составляет 35 рублей (по карте «Алга»). При пересадке на уфимский автобус с 1 января действует акция «Счастливый час». Таким образом, на дорогу в один конец она тратит 60 рублей, что приемлемо, так как стоимость проезда на иных пригородных маршрутах составляет сто рублей.
Станция «Иглино» тоже превращается в транспортно-пересадочный узел. Здесь созданы комфортные условия для ожидания поезда, есть билетная касса, парковка. Таким образом, для иглинцев электричка бесспорно приобретает массу преимуществ по сравнению с проездом на автобусе.
Как сообщил заместитель министра транспорта Руслан Гарипов, планируется расширение проекта «Городская электричка» до станции «Чишмы» в 2026-2027 годах, организация движения поездов по «Южному обходу» в рамках реализации первого этапа проекта «Мобильный город» с продлением поездов до Зубово и Чесноковки и увеличение частоты курсирования в городской черте путем развития тактового движения до 2030 года.
— Чтобы сделать пригородные электрички конкурентоспособными в плане пассажирских перевозок, требуется вложение больших ресурсов. Предстоит создание транспортно-пересадочных узлов на пассажирообразующих станциях в черте Уфимской агломерации, модернизировать существующие остановочные пункты и станции, благоустраивать их, строить новые. Для удобства пассажиров пригородное железнодорожное сообщение должно быть синхронизировано с муниципальным и межмуниципальным автобусным сообщением, — отметил заместитель министра.
Можно сколько угодно ремонтировать станции и строить пересадочные узлы, но если не будет удобного расписания, то и спрос на электричку будет небольшой.
К примеру, наша коллега Ирина Япарова проживает в Жуково, что на станции «Авдон». И с удовольствием ездила бы на электричке, но она совершает до Уфы всего четыре рейса в день. Наверняка было бы больше пассажиров из сел Юматово, Санаторное и других в этом направлении. Однако данная станция не входит в проект «Городская электричка».
Все-таки будет несправедливо останавливаться на этой минорной ноте. На последнем «транспортном часе» в правительстве РБ руководитель Башкортостанской пригородной пассажирской компании Антон Гармаш сообщил, что за последние пять лет в республике обновили 70 процентов подвижного состава. Это позволило увеличить частоту курсирования и количество поездов в черте Уфимской городской агломерации.
В свою очередь, проект «Городская электричка» лишь часть масштабных планов. Развитием пригородного железнодорожного транспорта планируется превратить Уфу в крупнейший в ПФО транспортный хаб, задав дополнительный импульс для раскрытия туристического потенциала республики. Здесь можно вспомнить о планах строительства железнодорожной ветки до аэропорта «Уфа». Но, как говорится, это уже другая история.
ЦИФРЫ
12 остановочных пунктов на ветке от станции «Дема» до «Иглино».
52 пригородных поезда проходят в черте Уфимской городской агломерации.
536 тысяч пассажиров пригородных электричек воспользовались транспортной картой «Алга» в 2024 году.