Башкирское Зауралье привлекает не только природными красотами, но и богатством своих недр. В них залегает большая часть таблицы Менделеева, в том числе запасы золота. Взять их, не нанеся вред окружающему ландшафту, не нарушив размеренный ход жизни местного населения — задача не из легких. Как всегда, одни решают ее со всей ответственностью, другие «рубят с плеча».
До сравнительно недавних пор в субрегионе было немало случаев откровенно варварского отношения к природе, да и на интересы населения некоторым из разработчиков недр было попросту наплевать.
Активное наведение порядка в недропользовании началось в Башкирии с 2018 года, а на новый уровень оно вышло благодаря работе республиканской межведомственной комиссии по вопросам недропользования (МВК), созданной в 2021 году по инициативе главы региона Радия Хабирова. С тех пор комиссия постоянно взаимодействует с представителями бизнеса и общественностью.
— Проблема разработки недр нашей республики, особенно в ряде районов Зауралья, является критически важной и очень чувствительной для наших жителей, — говорил на прошлогоднем нашумевшем выездном заседании МВК с участием представителей Федерального агентства по недропользованию, территориальных органов федеральных структур, правоохранителей, а также руководителей предприятий, занимающихся разработкой недр в Учалах, Радий Хабиров. Тогда он твердо обещал «не оставить людей один на один с недропользователями».
— Они высказывают свои прямые претензии к тому, что ряд недропользователей нарушают законодательство, — рассказал глава республики о своих встречах с местными жителями. — По сути, ведут варварскую разработку наших недр. С этим жители категорически не согласны. С этим не согласны, конечно же, и мы. Межведомственная комиссия дает нам возможность вместе, сообща принять решение и не допускать более варварской разработки.
Вычистить авгиевы конюшни нелегко, для этого необходимы время и усилия. Между тем отдельным направлением работы МВК стала деятельность по систематизации информации о недропользователях и выстраиванию с ними работы на основе принципов социально-экологической ответственности. Более двух лет назад руководителем «Роснедр» был подписан приказ № 31, согласно которому Зауральская площадь до 2025 года была включена в перечень участков недр для геологического изучения за счет средств федерального бюджета. Этим фактически вводился мораторий на выдачу лицензий компаниям на добычу россыпного золота в районах Зауралья республики. Позже он был продлен до конца 2028 года.
Однако все эти действия не меняли в корне правила игры. О чем Радий Хабиров и сказал на встрече с руководителем агентства «Роснедра» Олегом Казановым на полях Петербургского экономического форума.
«Ключевой вопрос, который мы обсудили с Олегом Казановым, — мораторий на выдачу лицензий на добычу золота россыпным способом, — написал по итогам беседы Радий Хабиров на своей странице в социальных сетях. — Пока он носит временный характер, но для нас важно, чтобы эти вопросы решались совсем по-другому. Жителей Зауралья это особенно беспокоит. Запланировали с Олегом Владимировичем в июле провести совещание в нашей республике. Покажем ему последствия, к которым привела варварская золотодобыча. Главное, что руководство «Роснедр» нас слышит, поэтому проблему, уверен, мы решим».
Надежды на принятие необходимых решений на июльском совещании высказал в беседе с «РБ» и видный геолог, экс-председатель Госкомитета РБ по геологии и использованию недр Расих Хамитов. Он считает, что в отрасли накопилось множество проблем, оставлять которые в подвешенном состоянии нельзя.
— На встрече с Олегом Казановым глава республики продолжил взятый им курс на наведение порядка, встал на защиту интересов населения Зауралья, — говорит Расих Хамитов. — В последнее время тема злоупотреблений в разработке россыпного золота стала очень острой. Это связано с тем, что и при разработке, и в геологоразведке месторождений россыпного золота происходили, скажем прямо, сплошные нарушения. За исключением ряда недропользователей, которые работают строго в рамках закона, действия золотодобытчиков привели к нарушениям норм и правил эксплуатации, правил ведения геологоразведочных работ. Причины происходившего я вижу в бесконтрольности, а может, и в централизации многих вопросов в области недропользования, когда местные органы практически не участвовали в процессе: оформление, согласование земельных участков, которые предоставляли заявителям, — все это не в ведении местной власти.
По словам заслуженного геолога, многие недобросовестные дельцы воспользовались этим положением и начали выходить за пределы геологических отводов, использовали подсобные механизмы, которые не предусмотрены правилами. К примеру, даже когда для геологических работ требуется вырыть небольшие канавы, проделать шурфы, при бурении скважин, отборе проб используется тяжелая техника, экскаваторы, бульдозеры. Естественно, нарушаются границы водоохранных зон, сенокосных угодий, пастбищ.
— Все это привело к тому, что местные жители, особенно там, где ведется таким образом золотодобыча, выразили, мягко говоря, озабоченность, — говорит Расих Хамитов. —Республиканские власти были вынуждены вмешаться, своевременно создав комиссию по недропользованию, которая успешно работает. Естественно, для аудита и был объявлен мораторий на выдачу лицензии на россыпное золото.
Радий Хабиров назвал одним из важных достижений общее решение с Федеральным агентством по недропользованию объявление этого моратория.
— Почему мы это сделали? Мое предложение было таким: давайте сначала наведем порядок в том, что уже выдано, а у нас сейчас действует более 60 лицензий; 13 мы уже аннулировали, возбуждено несколько уголовных дел, — говорил Радий Хабиров в прошлом году. — Самая большая проблема заключается в том, что за многолетнюю историю добычи золота у нас в республике практически нет ни одного примера, когда это завершалось правильной рекультивацией. Поэтому сейчас необходимо и уголовное, и судебное преследование. Вопросы выделения лицензий должны решаться с учетом интересов местных жителей. Это полномочия федеральных органов. Но, видимо, существует определенный сбой, потому что муниципалитеты узнают о выдаче лицензии только тогда, когда приходит человек и говорит, что у него эта лицензия есть.
Между тем никто не ставит под сомнение факт необходимости разработки недр, вовлечения полезных ископаемых в экономику. Хотя ряд местных активистов и призывает к обратному.
Руководитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Роман Болотов считает такую позицию неразумной.
— Полный запрет любой добывающей деятельности — это крайность. Республике необходима взвешенная политика, сочетающая рациональное природопользование и экологическую безопасность. Наша задача — найти баланс между экономическим развитием и сохранением уникальной природы региона, — прокомментировал он свою позицию.
— В республике для этого создан эффективный инструмент — межведомственная комиссия по вопросам деятельности недропользователей, — подчеркнул Роман Болотов. — Этот координирующий орган позволил нам выстроить эффективную систему взаимодействия между всеми контрольно-надзорными органами. Благодаря слаженной работе комиссии удалось значительно повысить эффективность выявления и пресечения нарушений в сфере недропользования.
По его мнению, ситуация в работе с недропользователями улучшилась, однако сохраняется определенная проблема с теми, у кого остались так называемые «спящие» лицензии, полученные до введения моратория.
— Они могут попытаться воспользоваться моментом при ослаблении контроля, — предупреждает Роман Болотов. — Данный вопрос находится на особом контроле не только нашего управления, но и правоохранительных органов. В настоящее время по поручению прокуратуры Башкирии проводится масштабная проверка 14 предприятий, имеющих лицензии на добычу и разведку россыпного золота. В рамках МВК ужесточен контроль за исполнением лицензионных соглашений, неукоснительно соблюдаем механизм досрочного прекращения действия лицензий при грубых нарушениях, усиливаем ответственность за экологические преступления, развиваем систему общественного контроля. И эта работа в Башкирии ведется достаточно эффективно.
— Нельзя из-за каких-то незаконных прецедентов приостанавливать геологоразведочные работы, — считает и Расих Хамитов. — Есть у нас добросовестные недропользователи, которые выполняют все правила, соблюдают нормы. Они привлекают местные кадры, применяют совершенно новые технологии, новую технику, своевременно уплачивают налоги, соблюдают границы водоохранных зон. Нельзя всех грести под одну гребенку, таких надо поддерживать. Недра «кормят» всю страну. Другое дело, что необходимо соблюдать баланс интересов разработчиков и местного населения, находить компромисс.
По его словам, в республике насчитывается более 60 видов полезных ископаемых, более трех тысяч месторождений.
— А сколько еще неизведанных глубин! — говорит Расих Хамитов. — Башкирия — такой регион, где есть и руда, и нефть, и нерудные материалы, и минеральные воды, и лечебные грязи, и подземные воды… Да чего только у нас нет.
По мнению геолога, в 2021 — 2022 годах федеральное агентство приняло ряд нормативных правовых актов.
— Они несколько упорядочили согласование, оформление, выдачу лицензий, в том числе и вопросы россыпной золотодобычи, — говорит Расих Хамитов. — Но нужно, чтобы все соблюдали тот порядок, который там четко прописан. Необходим и общественный контроль на местах. В этом я полностью поддерживаю главу нашей республики. Невозможно контролировать порядок, когда у тебя нет полномочий.
В то же время, по словам Расиха Хамитова, проблемой является и отсутствие квалифицированных горногеологических кадров на местах.
— К сожалению, из-за этого многие вещи не соблюдаются, хотя правила есть, — говорит он. — Всему виной, конечно, отсутствие собственной горногеологической службы, которая до 2014 года у нас существовала. Она была, и кадры были. А без кадров невозможно ничего решить. Между тем эта отрасль кормит экономику республики и страны. Я думаю, подготовка кадров, их привлечение к непосредственному, правильному недропользованию стало бы хорошим стимулом для наведения порядка в отрасли.
Фото Валерия ШАХОВА.