— Давайте начнем с предыстории проекта. Как появилась идея создать Атлас птиц Уфы?
Эльза Габбасова: — Началось все с меня. Я педагог дополнительного образования в Республиканском детском эколого-биологическом центре. Занимаюсь с детьми исследовательской работой. Раньше мы выезжали в заповедники, национальные парки, но, когда я вышла замуж и у меня появился ребенок, ездить куда-то далеко стало сложно и мы направили взор на Уфу. Часто бывали в лесных массивах, собирали материал по орнитофауне. А когда начали обрабатывать материал, поняли, что исследований прошлых лет, с которыми можно было бы сравнить наши данные, очень мало и они устарели.
Когда в 2015 году в Уфу после работы в Москве вернулась Полина, я предложила ей создать какое-то пособие — предполагалось, это будет справочник с фотографиями и описаниями видов птиц, живущих в Уфе. Но оказалось, что у нее был опыт составления атласов, формат которых принят во всем мире. В столице она как раз и занималась аналогичной работой, принимая участие в создании Атласа птиц города Москвы.
Полина Полежанкина: — При создании таких атласов всю территорию делят на квадраты, и в каждом квадрате проводится учет птиц в разные сезоны. Когда Эльза предложила мне эту идею, я сразу предупредила ее, что это очень масштабная работа, и для ее выполнения нужна большая команда. В Москве, например, над атласом работало 40 основных соавторов и множество волонтеров.
Э.Г.: — Причем, обычно такую работу выполняют целые научные институты, уделяя ей рабочее время. Мы могли ею заниматься только в собственные выходные и на волонтерских началах, потому что у каждого из нас есть основная работа. В итоге за восемь лет у нас не было ни одного выходного дня. Все отпуска тоже уходили на учеты. И все-таки это было самое счастливое время, наполненное смыслом!
— А сколько человек работало над Атласом птиц Уфы?
П.П.: — У нас очень быстро сложился коллектив единомышленников-волонтеров благодаря личным знакомствам, общению в соцсетях. Общее число людей, задействованных в проекте, достигло 200. 40 человек составили костяк учетчиков.
В числе авторов атласа значатся 11 волонтеров, которые исследовали по пять и более квадратов и присылали нам свои выборки. Но в тексте перечислены абсолютно все, в том числе и школьники.
— Как проходили сами исследования?
П.П.: — По московскому примеру мы разделили Уфу на квадраты со сторонами два на два километра. Всего получилось 210 квадратов. Волонтеры обследовали «свои» участки зимой, летом и в миграционные периоды, присылали нам, координаторам проекта, свои так называемые «выборки» учетов численности птиц и треки маршрутов либо отдельные сведения.
Э.Г.: — Кстати, в первые годы мы распечатывали карты для каждого атласного квадрата, а потом Денис создал очень удобное мобильное приложение, которое в процессе движения по маршруту позволяло видеть свое местонахождение и записывать треки.
П.П.: — У нас даже элемент соревновательности появился — кто больше квадратов «закроет». Азарт возрастал, если находили новые виды птиц. Так, например, наш волонтер однажды увидел большого баклана, который зимовал на Теплом озере. Он стал и новым для Уфы видом пернатых, и новым видом на зимовке в Башкирии.
Денис Мокеев: — Часть квадратов исследована хуже — это промзоны вокруг Уфы, закрытые территории. И здесь случались курьезы. Меня, например, однажды поймали охранники, когда я шел по железнодорожным путям и фотографировал с большим телевиком. На мусорный полигон мы однажды втроем проникли без разрешения. А здесь — собаки, бомжи — то еще приключение.
П.П.: — Да там, в промзоне, вообще как будто отдельная страна. Есть, например, оранжевые озера, которые не замерзают даже зимой… Но и здесь есть жизнь.
Э.Г.: — Информацию мы получали в разных местах: кто-то присылал ее в сообщения нашей группы в ВК «Наблюдатели природы Башкирии» и телеграм-канал; искали информацию сами в соцсетях и СМИ. Только на сайте INaturalist Полина просмотрела более 11 тысяч фото- и аудиофайлов, выложенных пользователями. Ну, а своими ногами прошли 2,5 тысячи километров зимой и 1,5 тысячи — летом.
Весь огромный массив материалов, собранных с декабря 2015-го по май 2024 года, мы еще около года сводили вместе и обрабатывали. Эти данные в виде таблиц и карт вошли в Атлас.
— Кому может пригодиться Атлас птиц Уфы?
Э.Г.: — В первую очередь, орнитологам, нашим коллегам, в том числе из других регионов страны. А также экологам и всем любителям природы. Отдельная глава в нем, например, посвящена природно-климатическим особенностям Уфы. С ней нам помогали геолог Гузель Анваровна Данукалова, ботаник Альберт Акрамович Мулдашев, гидролог Ауфар Миннигазимович Гареев. Информация сопровождается актуальными фотографиями.
Д.М.: — Кроме просветительской функции издания, есть еще и практическая польза. Этой информацией могут воспользоваться специалисты в области организации городской среды — проектировщики, застройщики. Атлас — это научное издание, на которое можно официально опираться при принятии каких-либо решений. Например, для оценки воздействия будущего сооружения на среду. То есть можно, отталкиваясь от наших данных, выбирать участки под застройку, где такое воздействие минимально.
— Это их право или обязанность?
Д.М.: — Любой проект застройки предполагает экологическую экспертизу. Когда не к чему апеллировать, застройщики могут и не учитывать ту же орнитофауну. Теперь такая точка отсчета появилась. Мы обязательно направим несколько экземпляров в уфимскую администрацию. Надеюсь, они будут обращаться к нашему Атласу при принятии тех или иных решений.
Э.Г.: — Кстати, мы уже имели опыт работы с застройщиками. Как-то раз к нам обратились представители компании в Октябрьском районе Уфы с предложением сделать интерактивную доску с изображениями и информацией о птицах, которых можно встретить на территории жилого комплекса. Мы согласились, и такая доска появилась. При ее создании использовались наши фотографии.
Похожий проект мы готовили для Ботанического сада — вместе с моими воспитанниками разрабатывали экологическую тропу с указаниями птиц, населяющих различные биотопы территории. К сожалению, на печать баннеров не хватило средств.
А вообще это уникальный атлас — пятый в России! Свои научные издания есть в Воронеже, Москве, Рязани, Калининграде и вот теперь у нас. Иногда еще к атласам относят книгу «Птицы Санкт-Петербурга». Между тем, в Европе каждый город имеет свой атлас птиц.
— Давайте обратимся к «героям» вашей книги. Какие птицы у нас самые популярные и самые редкие?
П.П.: — Максимальная численность и частота встречаемости — у серой вороны и большой синицы. Они были отмечены во всех 210 квадратах. Часто можно увидеть рябинника (встречен в 208 квадратах), вОрона (205 квадратов).
К очень редким можно отнести, например, пеганку, морянку, турпана, водяного пастушка, большого кроншнепа, грязовика, тростниковую камышевку — встречи с ними отмечены единожды. Также редки, например, воронок, рогатый жаворонок, бородатая неясыть.
11 видов птиц занесены в Красную книгу России, 19 — в Красную книгу Башкирии, 29 — в ее приложение как виды, нуждающиеся в мониторинге. 32 новых вида пополнили список орнитофауны Уфы. Всего в Уфе за восемь лет мы зарегистрировали 215 видов птиц.
Э.Г.: — А вообще в зависимости от погодных условий птичье население меняет свой состав. Нынешняя зима в этом отношении выдалась очень интересной. На зимовку у нас в республике осталось несколько новых для этого сезона видов птиц — черношейная поганка, пеганка, серая цапля. Связано это, скорее всего, с температурой выше нормы. А весной это потепление скажется и на насекомых, и на других животных.
— А какие районы Уфы самые населенные птицами? Куда можно сходить, чтобы за ними понаблюдать?
Д.М.: — Это крупные лесопарки, где сохраняется кустарник и естественный прирост. Например, парк Победы.
П.П.: — А еще очистные сооружения на реке Белой и возле Демы, Демское болото, озеро Теплое в Инорсе, лесная зона вдоль реки Уфы, прибрежные и лесные территории в окрестностях Нагаево. Интереснее всего вести наблюдения на окраинах.
Д.М.: — Там же, где территорию парка начинают благоустраивать, количество птиц снижается.
— В Уфе не так давно начали обустраивать сеть велопешеходных троп «Уфимское ожерелье». А они повлияют на численность птиц?
Э.Г.: — Смотря какую политику выберет администрация. С нами, кстати, создатели «Уфимского ожерелья» тоже советовались. Спрашивали, например, можно ли убирать упавшие деревья. Мы рекомендовали оставить: как бы это ни портило картину, каждое такое дерево — это целый микромир с растениями, грибами, насекомыми. А для птиц — кормовая база.
Конечно, антропогенная нагрузка скажется на животном мире, но в городских условиях это неизбежно. Люди должны где-то отдыхать.
С другой стороны, на «Уфимском ожерелье» мы и сами читаем лекции, проводим орнитологические экскурсии, показываем жителям, как вести наблюдения за птицами. Для нас это — одна из открытых площадок, где мы можем рассказать и о своем проекте.
— Будете ли продолжать наблюдения за птицами Уфы?
П.П.: — Мы собираем данные до сих пор и не планируем останавливаться. У нас есть сайт с интерактивной картой распространения птиц. Все обновления будут туда заноситься раз в год. Это не отменяет выпуска печатного издания.
Кстати
Уфимские орнитологи запустили краудфандинговый проект на «Планете.ру» по сбору денег на издание дополнительного тиража «Атласа птиц Уфы».
Часть тиража — 125 экземпляров — профинансировал «Союз охраны птиц России», еще часть экземпляров обещали оплатить в региональном отделении Русского географического общества. Книги, выпущенные на эти деньги, отправятся в библиотеки, авторам и волонтерам проекта. Дополнительный тираж позволит познакомить с разнообразием птиц города более широкий круг читателей.
Желающие помочь изданию атласа смогут получить экземпляр книги, футболку и шопперы с изображениями птиц, настольный календарь, бинокль или другие вознаграждения в зависимости от внесенной суммы. На сегодня собрано уже 78 процентов от заявленной суммы.
Фото: Анатолий МОИСЕЕВ, Евгений БУРОВ, Галия ГАЙСИНА, Полина ПОЛЕЖАНКИНА, А. ГРИГОРЬЕВ, Р. ГИЗАТУЛЛИН, Денис МОКЕЕВ, Рустам СИРАЗЕТДИНОВ.