Все новости
Право
18 Ноября 2022, 11:15

СИМы на оба ваши дома

Правительство РФ изменило статус дорожных гаджетов и правила их использования

Александр ДАНИЛОВ  Все самокатчики теперь пешеходы.
Все самокатчики теперь пешеходы.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Новшества, которые внесены в ПДД, касаются использования электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сегвеев и прочих современных атрибутов. Прежде всего законодатели определили их статус и, соответственно, пользователей. Теперь первые официально считаются средствами индивидуальной мобильности — СИМами, а вторые — пешеходами. Данное решение вызвало неоднозначную реакцию среди участников дорожного движения, к коим относятся абсолютно все граждане.

Особенно, конечно, негодуют пешеходы, к которым причислили водителей электросамокатов.

Коротко о нововведениях в целом: они касаются скорости СИМов — не более 25 км/ч; их веса — не тяжелее 35 кг; места, где на них разрешено ездить (при соблюдении первых двух условий) — по пешеходной зоне (при этом пешеход имеет приоритет), в противном случае — по правому краю проезжей части, наравне с велосипедистами, где разрешенная скорость 60 км/ч, но только если «водитель» старше 14 лет.

Кроме того, СИМы должны теперь в обязательном порядке быть оборудованы тормозной системой, а также красными и белыми фарами. Также стало обязательным требование спешиться с этих самых СИМов при переходе дороги. А еще для пользователей элекрогаджетов появятся специальные дорожные знаки. Интересно, как они будут выглядеть и что означать... А самое главное, будут ли понимать новоявленные пешеходы на колесах, что от них требуется, ведь они не сдают никаких экзаменов на знание правил дорожного движения.

При этом в ПДД, как уже говорилось выше, введен термин «СИМ», соответственно, его пользователь будет отвечать за нарушение правил дорожного движения не как водитель, а как пешеход. За это ему грозит административный штраф в размере 800 рублей, а также одна или полторы тысячи рублей — за нетрезвое вождение. Действительно, подумаешь, пьяный пешеход...

По мнению таких федеральных экспертов, как, например, юрист Лев Воропаев, новые формулировки, внесенные в ПДД, ровным счетом ничего не меняют, и ответственности для «пешеходов на СИМах» не прибавилось.

Также много вопросов вызывает тот факт, что СИМы не имеют регистрационных знаков. Как при этом дорожная полиция сможет контролировать соблюдение новых правил, которые вступят в силу с марта следующего года? И как суды намерены решать спорные моменты? Пока вопросов больше, чем ответов.

Поэтому наше издание обратилось к специалистам и заинтересованным лицам с просьбой прокомментировать все эти законодательные ребусы.

Владимир СЕВАСТЬЯНОВ, главный госавтоинспектор РБ:

— Контроль за соблюдением ПДД участниками дорожного движения, передвигающимися на средствах индивидуальной мобильности, будут осуществлять инспекторы ГИБДД.

Будут пресекаться все нарушения, непосредственно влияющие на безопасность на дорогах: управление СИМами в нетрезвом состоянии, детьми, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, при отсутствии защитной экипировки и т. д.

Материалы, требующие судебного разбирательства по фактам ДТП, будут рассматриваться в установленном законом порядке.

И, да — пока СИМы без госномеров, они будут считаться электросамокатами, а те, кто ими управляет, — пешеходами.

Мурат ГУЗАИРОВ, профессор кафедры управления информационной безопасностью БГУ, заместитель председателя Общественного совета при МВД по РБ:

— Конечно, принять новые законодательные акты, касающиеся дорожных электрогаджетов, было необходимо. Сегодня, особенно в летний период, на наших дорогах из-за них творится что-то невообразимое: молодежь бесшабашно рассекает на электросамокатах, не соблюдая никаких правил.

Другой вопрос, насколько принятые меры будут эффективны. К примеру, существует правило: велосипедисты должны спешиваться на пешеходных переходах. Но никто же это правило не соблюдает.

Еще в дореволюционной России бытовала расхожая фраза: «Строгость российского законодательства нивелируется необязательностью его исполнения», вот то же самое получится и сейчас.

Мне как автомобилисту СИМы просто добавляют седых волос, ведь они на переходах неожиданно выскакивают перед самым капотом. Часто вижу, как по нашим тротуарам на одном электросамокате на скорости несутся сразу по несколько человек, радостно пугая прохожих.

На днях я ехал за рулем по улице Кирова, и мне навстречу по моей полосе неслись три человека на одном электросамокате. Ребята развлекались. Я, разумеется, сразу подвинулся влево, чтобы их пропустить. Хороший был бы выход из положения — регистрационные номера, тогда я бы мог сообщить о нарушителях по линии ГИБДД. Пока же остается уповать на удачу и свой водительский опыт.

Но что-то предпринимать в этом плане необходимо. И срочно, пока мы не потеряли много людей из-за ДТП с участием СИМов.

В связи с этим припомнилось, как лет пятнадцать назад мы с женой отдыхали в Италии. И там на этих электросамокатах чинно ехали на работу чиновники. Это был непрерывный поток солидных людей в строгих костюмах и красивых галстуках с дорогими портфелями.

Для них была выделена специальная полоса, и все они аккуратно по ней двигались.

Эта картинка тогда нас очень впечатлила.

Эльвира ШАМСУТДИНОВА, провизор уфимской аптечной сети:

— Скажу буквально пару слов от имени пешехода, хотя я и водитель с многолетним стажем: прогулки по тротуару для меня превратились в сплошной стресс.

Особенно когда из-за спины на расстоянии буквально нескольких сантиметров вылетает любитель прокатиться с ветерком.

Теперь приходится постоянно оглядываться и столбенеть, потому что шарахаться в сторону тоже опасно, можно угодить под колеса. Я не против СИМов, отличная вещь, но не в ущерб безопасности остальным участникам дорожного движения. Нужны отдельные дорожки для них, но сегодня их оборудовать в Уфе, на мой взгляд, нереально.

Денис БАЛАКИРЕВ, пресс-секретарь московской IТ-компании Whoosh. В настоящее время компания работает в 40 с лишним российских городах в сфере кикшеринга:

— Очень хорошо, что у электросамокатов появился правовой статус и единые правила. Это тем более важно, что количество их пользователей с каждым годом будет только расти.

Новые правила ПДД никак не отразятся на деятельности нашей компании, поскольку мы так работаем с самого начала. Скорость всех наших самокатов изначально была ограничена до 25 км/ч, а вес не превышает 35 кг. В обучающих материалах мы всегда рекомендовали пользователям выбирать для передвижения велосипедную дорожку, если ее нет — тротуар (где приоритет у пешехода), и только в исключительных случаях — обочину дороги, а на переходах обязательно спешиваться. Возраст пользователей у нас также ограничен — старше 18 лет.

Кроме того, в течение всего сезона мы совместно с региональными и местными отделами ГИБДД в городах, где есть наши школы вождения электросамокатов, рассказываем об основных правилах передвижения. В оффлайн- и онлайн-форматах таким образом прошли обучение более миллиона человек. После вступления в силу поправок ПДД мы продолжим данную работу в регионах присутствия.

Компания «Whoosh» была привлечена к работе над проектом поправок в качестве эксперта. Мы представили законодателям наши замечания, основанные на опыте работы сервиса. И судя по опубликованным на официальном сайте правительства РФ документам, наши пожелания были учтены.

Стоит заметить, что, по статистике МВД России, за шесть месяцев с начала этого года в большинстве инцидентов с самокатами они принадлежали физлицам (69,1%) и только в остальных случаях — сервисам кикшеринга.

Договор-оферта, к которому присоединяется каждый пользователь нашего сервиса, уже сейчас содержит основные правила безопасного перемещения по городу и не противоречит дополненным ПДД. А после вступления в силу новой редакции правил они станут обязательными для всех, в том числе и для владельцев частных самокатов.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: