Итак, с февраля будущего года вступают в силу новые правила сдачи экзамена на получение водительских прав категорий «В», «С» и «D». Их огласило МВД России, пояснив, что изменения коснутся как теоретической, так и практической частей.
Сегодня экзаменуемый имеет право совершить две ошибки, а по новому регламенту каждую ошибку кандидата предлагается оценивать в пять дополнительных вопросов. Если кандидат неправильно ответит на три вопроса основного задания или на один дополнительный, экзамен будет считаться несданным.
Кроме того, вместо пяти останется лишь четыре элемента маневрирования, которые должны будут сдать на площадке. В программу сдачи входят упражнения «остановка и начало движения на подъеме с остановкой на спуске», «повороты на 90 градусов», «разворот и парковка» и «параллельная парковка задним ходом». Таким образом, новые правила работают на ужесточение требований, поскольку ранее экзаменатор по своему выбору предлагал испытуемому выполнить только три из пяти упражнений на площадке. Регламентом также предусмотрена возможность приема экзаменов на автоматизированных автодромах.
Как утверждает МВД, «теперь экзамен несколько усложнится, зато сама процедура будет проходить быстрее и сократится с пяти до трех часов». По подсчетам ГИБДД, этого времени будет достаточно, чтобы проверить знания соискателей. Правда, у специалистов эта цифра вызывает недоумение. «Вообще-то, документов, регламентирующих время сдачи экзамена, в данный момент нет, — говорит преподаватель одной из уфимских автошкол Марат Амиров. — Так что не совсем понятно, из каких критериев исходил разработчик новых правил, но в три часа группа экзаменуемых вряд ли уложится».
Специалист поясняет, что количество соискателей всегда варьируется. Обычно их бывает двадцать-тридцать человек, но иногда численность кандидатов может дойти и до сотни. Это в том случае, если экзамен сдают сразу несколько групп или же набралось много тех, кто пришел на переэкзаменовку. К тому же пять дополнительных вопросов за каждую ошибку по теории ПДД только удлинят процедуру. Иными словами, время сдачи экзамена сократится лишь для тех, кто сумеет пройти испытание с первого раза. А такое случается далеко не всегда. Порой на теории проваливаются десять-пятнадцать процентов курсантов.
— Как ни парадоксально, но лучше всех ПДД сдают женщины предпенсионного и пенсионного возраста, — комментирует преподаватель. — Они очень прилежно «зубрят» каждый билет, но вот сдать вождение для них зачастую проблематично. И наоборот. Молодежь, которой в автошколах подавляющее большинство, довольно успешно «проходит автодром», но нередко «буксует» на теории. Следовательно, тот, кто плохо подготовился, скорее всего, не успеет сдать экзамен в те сроки, что предполагают новые правила.
Сами представители ГИБДД считают, что новый административный регламент позволит также упорядочить процедуру сдачи экзаменов на права и более требовательно подойти к выдаче водительских удостоверений. Но, по словам экспертов, непосредственная связь ГИБДД с автошколами является гораздо большей проблемой. Они уверены, что «автошколы и ГИБДД вообще надо развести. Экзаменатор не должен знать, где сдающий обучался водительской грамоте. Это исключит возможность сдачи экзамена за взятки».
— Думаю, такой шаг только добавит неразберихи, — считает преподаватель уфимской автошколы Риф Гатауллин. — Сейчас я заранее готовлю документы на всю группу сразу, а затем отдаю их в ГИБДД. В итоге там знают, сколько человек я приведу на экзамен, и планируют порядок его приема, исходя из этого количества. А если каждый начнет приезжать на экзамен сам по себе, то, скорее всего, в силу вступит «закон путаницы». Чтобы узнать интересующую их информацию, люди начнут бродить по кабинетам, создавая ненужную толкотню. С группой же, которую сопровождает представитель автошколы, это исключается. Преподаватель сам все организует. Что касается взяток, то не понимаю, причем здесь автошколы? Ведь не секрет, что тот, кто заинтересован в «беспроблемном» получении прав, сам ищет обходные пути. И, к сожалению, находит…
Если же говорить о реакции населения на новые правила, то, по-видимому, никаких особых препятствий люди в них не видят. «В следующем году буду на права сдавать, — уверенно говорит сосед-старшеклассник. — Мне главное — теорию выучить, а с вождением проблем нет: с четырнадцати лет отец руль доверяет».