Нет ничего тяжелее отцовского разочарования собственным ребенком. Которого любил, растил, воспитывал и с которым, несмотря ни на какие жизненные передряги, не собирался прерывать связь. Прежде всего для того, чтобы обеспечить его будущее, будущее его детей, то есть уже своих внуков. Так и думал генеральный директор ООО «Уфа-АВТОВАЗ» А. Н. Асеев о своем сыне Павле. Отказа мальчику ни в чем не было, в том числе, когда он со своей матерью отбыл на постоянное место жительства в Израиль.
Александр Никитович возглавляет известное в республике предприятие и уже более тридцати лет пользуется заслуженным уважением у партнеров, в первую очередь — у ООО «Автоваз», чьи автомобили он продает и обслуживает. В Тольятти говорят: это один из наших лучших дистрибьютеров в стране. И когда его сын Павел, ныне тридцати лет от роду, в 2006 году вернулся в Уфу, отец подарил ему дом, который строил для себя, и, самое главное, в дальнейшем практически вручил бразды правления своим детищем. В помощь сыну, имея в виду его молодой возраст и неопытность в бизнесе, Александр Никитович определил Я. Л. Самохину, дочь одного из своих лучших друзей.
На первых порах у молодых предпринимателей, получивших в управление огромную структуру, состоящую из нескольких предприятий, дела шли неплохо. Но, по мнению А. Н. Асеева, как сказано в его заявлении о возбуждении уголовного дела, которое он адресовал в Орджоникидзевскую полицию города Уфы, в один из моментов «Я. Л. Самохина начала формировать у П. А. Асеева пагубное влияние на фактический захват бизнеса с умыслом самостоятельно управлять таковым».
К сожалению, живя в Израиле, по мнению отца, П. А. Асеев пристрастился к наркотикам, которые в конечном итоге заставили его покинуть страну. По прибытии в Уфу он с ноября 2006-го по апрель 2007 года находился на стационарном лечении в Республиканской психиатрической больнице № 1 Минздрава РБ и покинул ее с диагнозом, о котором здесь невозможно говорить в связи с врачебной тайной. Вместе с тем молодой человек после полученного лечения начал общаться с людьми, как казалось, овладел своим физическим состоянием, и отец решил, что его первенец вполне готов к серьезной работе. Александр Никитович очень рассчитывал, что большое дело, которое он доверяет сыну, позволит ему спокойно уйти на заслуженный отдых и радоваться его успехам. Но, увы…
По мнению специалистов, проводивших выборочную проверку, П. А. Асеев и Я. Л. Самохина принялись выводить активы ООО «Уфа-АВТОВАЗ» и ООО «Альянс-Авто» на сторону. На сотни тысяч и миллионы рублей в различных районах республики на кредитные средства под залог собственности вышеуказанных предприятий приобретались уже существующие коммерческие структуры и строились новые. В частности, эти средства уходили на приобретение автоцентров в городах Янауле и Дюртюли, в селе Верхние Татышлы, на участие в аукционе и последующем выкупе мини-нефтеперерабатывающего завода, на закупку строительных материалов, оплату работы строителей и т. д. Также сын генерального директора и Я. Л. Самохина, являвшаяся одним из топ-менеджеров, пользуясь доверчивостью своего благодетеля, «по-коммерчески щедро» использовали автомобили, приходившие с завода-изготовителя. Например, взяли и без ведома Асеева-старшего создали предприятие «Двим-Авто», полностью принадлежащее П. А. Асееву.
Таким образом, как считает Александр Никитович (цитируем уже упомянутое заявление), «в результате умышленных действий с принадлежащих мне предприятий на различные сроки отвлечено порядка ста миллионов рублей, в том числе кредитных средств, что повлекло значительный ущерб».
Александр Никитович хозяйственник опытный, и нет сомнений в том, что ему удастся реструктуризировать понесенные потери. Самое обидное в другом. До недавнего времени акции ООО «Уфа-АВТОВАЗ» примерно пополам делили старший Асеев и автогигант в Тольятти.
— И вот мой сын, для которого я так много сделал, путем манипуляций и контактов с нечистоплотными дельцами попытался заложить все мое имущество и овладеть тольяттинской частью акций, чтобы стать полновластным хозяином, — говорит Александр Никитович. — Глядишь, еще какое-то время — и я бы оказался на улице.
Теперь нашему собеседнику приходится со слезами на глазах, но сурово, по-отцовски объяснять Павлу Александровичу, что так с родителями не поступают. Думается, сын с отцом по-родственному разберутся, а вот с Я. Л. Самохиной и еще одним фигурантом, видимо, предстоит разобраться закону.
С момента восстановления финансово-хозяйственной деятельности предприятия после развала 90-х желающих ухватить лакомый кусок было немало. И среди них попадались такие «зубры», что не чета Павлу Александровичу и его ловким помощникам. Однако ООО «Уфа-АВТОВАЗ» по-прежнему успешно работает под руководством Александра Никитовича Асеева.
Одна из многих историй, которыми так богата наша капиталистическая действительность. Мы уже привыкли к тому, что друзья, бывшие вчера не разлей вода, сегодня становятся кровными врагами. Когда такое происходит между чужими, это еще можно понять. Но измена близким во все времена считалась самым тяжелым умыслом. И в заповедях всех земных религий в той или иной форме фигурировали постулаты: «Да не предаст сын отца своего»… «И да примет отец блудного сына».
P. S. Мнение другой стороны по данной ситуации редакции получить не удалось.