Региональное отделение политической партии «Патриоты России» существует в Башкирии с 2005 года. Оно образовалось не на пустом месте. Выборы тогда продемонстрировали, что мелкие партии имеют мизерные шансы пройти в законодательные органы. Потому они объединялись. Так поступили и ряд партий в республике («Евразийская партия», «Партия труда» и т. д.) и около десяти общественных организаций. Возглавил местных «патриотов» Загир Хакимов — в то время лидер «Евразийской партии».
— Мы опять пришли к схожей ситуации: уже на ближайших выборах бюллетени могут превратиться в длинные «портянки» с бесконечным списком названий партий. Загир Ахсанович, как вы относитесь к тому, что новые партии в стране стали появляться как грибы после хорошего дождя?
— Мы впадаем из одной крайности в другую. Совсем недавно многие партии не могли набрать достаточно подписей, привлечь более 50 тысяч членов, необходимых для регистрации. Сегодня картина с точностью до наоборот — создать партию стало крайне просто, нужно собрать всего пятьсот человек по всей стране. У «Патриотов России» только в республике более трех тысяч членов! Сейчас мы формируем отделения во всех городах и районах Башкирии — осталось охватить буквально пару территорий. А что такое для федеральной партии пятьсот человек? Возникает чувство, что создаются они для достижения отдельными людьми своих личных целей.
— Тем не менее на выборах они могут здорово «растащить» голоса избирателей.
— Не думаю, что такие партии создадут серьезную угрозу известным политическим союзам. Не возьмусь точно прогнозировать, но мне кажется, в ближайших для республики выборах в Госсобрание примут участие не более десяти-пятнадцати партий. И тем не менее в дни предвыборных баталий людям будет непросто разобраться, кто и что из себя представляет, потому что созвучные названия и похожие программы не дадут партиям простора для реального противоборства.
— Со стороны какой из вновь созданных партий вы видите конкурентов?
— Никакой угрозы ни от вновь созданных, ни от старых не вижу. Наша партия существует с 2005 года. Давно сложился свой костяк, в районах и городах есть как члены партии, так и ее сторонники. Если раньше мы допускали ошибку, работая только в городах, то теперь пристальное внимание уделяем районам. Это сразу дало результаты. На выборах в местные советы в октябре от нашей партии депутатов прошло даже больше, чем от старейшей ЛДПР — восемь против четырех. Это говорит о том, что мы работаем в правильном направлении. Подготовку к выборам в Курултай начали с прошлого года. Чтобы победить на выборах, недостаточно одного активного голосования за партию. Нужен контроль за ходом кампании, за подсчетом голосов, чтобы они случайно не потерялись. Поэтому мы участвуем в формировании участковых комиссий, добиваемся, чтобы на всех избирательных участках присутствовали представители нашей партии.
— Значит есть недоверие к работе избиркомов?
— В избирательных комиссиях в основном работают порядочные, позитивные люди. В то же время проступки одного-двух нечестных сотрудников могут стать той ложкой дегтя в бочке меда. За примером далеко ходить не надо: на прошедших выборах в Стерлитамакском районе местная чиновница решила провести в депутаты своего родственника. На местечковом уровне это не единичный случай. Поэтому контроль обязательно должен быть. Даже в странах с хорошо развитой демократией существуют специальные органы, следящие за выборными процессами.
— С какими партиями вы готовы сотрудничать, а с какими — категорически нет?
— Сотрудничаем с теми, с кем у нас на определенный момент совпадают цели. Например, во время избирательных кампаний — с теми, кто выступает за честные выборы. Категорическое «нет», я думаю, мы никому не скажем. Конечная цель у всех партий одинаковая — мы хотим улучшить жизнь в государстве, хотим принести пользу своей работой. Но пути достижения у всех разные. Партии правого толка, например, предлагают приватизировать все предприятия и отдать в руки частников, левые, наоборот, считают, что жизнь людей станет благополучнее, если все сохранится в руках государства. Мы считаем себя центристами. На наш взгляд, стратегические объекты — газ, дороги, энергия — должны быть все-таки в руках государства, но в экономике не обойтись и без частного бизнеса.
— Осенью вас избрали председателем исполкома конгресса татар республики. Притом что сегодня возрастает и роль партийной жизни в обществе, вы возложили на себя еще один большой пласт обязанностей. Не тяжело будет сидеть на двух стульях — работать полноценно сразу в двух серьезных общественных организациях?
— Я ведь не один там работаю. И в отделении партии, и в конгрессе татар есть люди, которые знают и любят свое дело, есть профессиональная команда, работа которой идет слаженно и не требует постоянного контроля. Часто результат выходит даже лучший, чем он был бы при вмешательстве руководителя (смеется — авт.).
— А не получится так, что все татары Башкирии станут членами партии «Патриоты России»?
— Цели такой я не ставлю. Помните, как Ростропович ответил на вопрос, сколько евреев играет у него в оркестре? «Не знаю, — сказал он, — главное, что это профессионалы, а к какому народу они принадлежат, не имеет значения». То же самое и в нашей партии. Мы принимаем людей по убеждению. Членами «Патриотов России» являются люди разных национальностей, в политсовет входят русские, башкиры, татары. Главное, что это настоящие патриоты своей Родины. Причем не в каком-то вселенском масштабе, а болеющие за порядок в своем доме, подъезде, на улице, в родном городе, республике...
— Об этом постоянно говорит и президент Башкирии...
— Искренность его слов не вызывает сомнения. Но, к сожалению, местные власти часто пробуксовывают, среди руководителей разного ранга еще немало тех, кто стремится решать не проблемы населения, а свои собственные.
— Вы называете свою партию оппозиционной. Какие у вас претензии к республиканской власти?
— Прежде всего это претензии к законодателям. Правом выступать перед депутатами Госсобрания почему-то пользуется только наша партия...
— Простите, но это претензии к вашим коллегам из других партий...
— Да, это так. Не понимаю, почему они не хотят выступать перед парламентом. Я использую это право третий год подряд. В своих выступлениях говорю о всех ошибках, недоработках и недочетах, которые, на наш взгляд, допускают депутаты Курултая. Иногда они к нам прислушиваются. Например, два года назад мы просили уменьшить число подписей, необходимых партии для участия в выборах. Из-за высокой планки мы не смогли участвовать в мартовских выборах в городские советы. Теперь депутаты смягчили условия, правда, только после того, как это сделал федеральный центр. Хотя в некоторых регионах такие поправки приняли раньше. А ведь республика могла быть в этом вопросе на передовых позициях.
Мы — оппозиционная партия. Но работаем не по принципу критиканства. Самый правильный путь — диалог с теми людьми, от которых зависит решение вопроса. Если уже он не приносит должного эффекта, есть у нас и другие методы — петиции, митинги и тому подобное. Но, повторю, сначала — конструктивный разговор.
— Чем будете привлекать голоса избирателей на выборах в республиканский парламент?
— Мы хотим, чтобы в парламент пришли люди, которые действительно хотят работать. С прошлого года я присутствовал почти на всех пленарных заседаниях Госсобрания. Заметил, что нередко в зале много пустых кресел, то есть кто-то игнорирует свои обязанности. Зачем, спрашивается, такие депутаты? Вопросы возникают и при принятии ими некоторых решений. Например, на последнем заседании обсуждали поправки в закон о выборности глав субъектов Федерации, предложенный Госдумой. Наши депутаты поддержали поправки без слов! Так еще года не прошло, как приняли закон, и уже вносятся изменения. Мне эта чехарда непонятна. Во-первых, сомнение вызывает сама предложенная формулировка «на выбор субъекта» — она позволяет законодательным собраниям самим решать, будут ли выборы президента (в нашем случае) прямыми или нет. Такого нельзя позволить — закон должен быть един для всех территорий страны. Мое мнение — глав должен выбирать народ. Руководителю региона при такой поддержке населения и самому легче будет работать.
— Будете использовать актуальную сейчас тему — борьбу с коррупцией? Есть какие-то предложения, отличные от тех, что предлагают президент Путин и правительство?
— Простой, но эффективный способ, который не требует никаких затрат, — сделать прозрачным механизм использования бюджетных денег. Конкретно — открыть для всеобщего доступа электронную систему отчетности, которую ведут все ведомства. Нам не нужны секретные сведения, да в республике и нет военно-стратегических областей. Не должно быть тайной, на что тратятся государственные деньги, люди могут знать, сколько ушло, например, на содержание управления здравоохранения, а сколько — на питание пациентов в местной больнице, сколько — на зарплаты руководителям и простым учителям... Считаем, внедрить это нетрудно, нужно только волевое решение парламента.
— Местное отделение «патриотов» готово выдвинуть своего кандидата на президентские выборы, если они состоятся уже в сентябре этого года?
— Наша позиция такова: все необходимо делать в установленный законом срок, в том числе и выборы. Но в любом случае мы собираемся представить своего кандидата на должность президента республики. Мы начали подготовку к этой серьезной кампании еще в прошлом году, принимая участие в выборах в местные советы. Как вы знаете, теперь претенденту на пост главы региона необходимо пройти муниципальный фильтр.
— Конкретные кандидатуры уже есть?
— Пока нет. Мы обсуждаем возможных претендентов. В партии есть люди, достойные занять это кресло.