Все новости
Образование
22 Января , 11:15

Так рождаются династии

Общий педагогический стаж рода Ихсановых — 502 года

из архива Лилии ЧЕРКАСОВОЙ Лилия Черкасова стремится, чтобы на ее уроках никогда не было скучно.
Лилия Черкасова стремится, чтобы на ее уроках никогда не было скучно.Фото:из архива Лилии ЧЕРКАСОВОЙ

В средней школе села Старосубхангулово Бурзянского района работают представители шести педагогических династий. Одна из них, учительский род Ихсановых, насчитывает как минимум четыре поколения с общим педагогическим стажем 502 года. Сегодня династическую ветвь Ихсановых продолжает учитель химии Лилия Черкасова.

Она родилась в семье студентов. Через год, в 1962-м, молодые родители переехали в село Старосубхангулово, здесь девочка выросла, окончила среднюю школу и, став опытным специалистом, вернулась в родной край. Сейчас она заместитель директора школы по научно-методической работе, отличник образования республики и почетный работник общего образования РФ.

— В нашей династии 20 педагогов. Предметы они преподают разные, но всех объединяет профессионализм, а главное — любовь к детям и своему делу, — говорит Лилия Черкасова.

Ее дедушка с бабушкой, Гимат Сулейманович и Амина Бадретдиновна Ихсановы, в ноябре 1924 года были направлены в деревню Старомунасипово Бурзянской волости для создания здесь первой советской школы. Гимат Ихсанов — заслуженный учитель школы Башкирской АССР. Из его пятерых детей четверо пошли по стопам родителей. Былбыл Гиматовна стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени, Ромен Гиматович начинал учителем химии в школе, затем преподавал на кафедре агрохимии Башкирского сельскохозяйственного института, на его счету более 170 научных публикаций и методических разработок. И только одна из дочерей, мама нашей героини, стала не учителем, а врачом. Выбор профессии уже своим детям она объясняла так: у дедушки Гимата был кожаный портфель, который в детстве ей очень нравился. Дедушка сказал: «Когда станешь врачом, отдам, чтобы в нем носила белый халат». Резеда Гиматовна проработала педиатром в районной больнице 58 лет, награждена Почетной грамотой Республики Башкортостан.

У родителей Лилии Черкасовой родилось трое детей, но в педагоги пошла только она одна.

— Мамина сестра Клара Гиматовна преподавала у нас в школе биологию, — вспоминает Лилия Хибатулловна. — Мы занимались в прекрасно оборудованном кабинете, проводили опыты с растениями, изучали поведение речных раков, приобретали навыки выращивания сельхозкультур в учебном хозяйстве школы. С учителем химии тоже повезло: Венера Газизовна Валиуллина умела превратить один из самых сложных школьных предметов в понятный и увлекательный. Я абсолютно убеждена: как бы хорошо ни была оснащена школа, ключевую роль всегда играет и будет играть учитель. Его знания, ум, человечность, терпение — вот что определяет успех работы школы. И когда перед ребенком встает вопрос выбора будущей профессии, личность его учителя решает практически все. На меня тоже повлияли любимые педагоги — поэтому я сейчас здесь.

В 1980 году девушка поступила в Башгосуниверситет на биологический факультет. После получения диплома работала учителем химии и биологии в школе № 7 Стерлитамака, в Авангардской средней школе Стерлитамакского района. С 2000 года снова трудится в Бурзянском районе. Грамотный, высокопрофессональный, творческий педагог и отличный организатор — так отзываются о ней в школе.

Лилия Хибатулловна — сторонник всего нового. Она была в числе инициаторов создания герба и гимна школы, инициировала издание школьной газеты, проведение школьных интернет-олимпиад «Шанс», школьного Кубка по профильным предметам, открытой школьной научно-практической конференции «Сагитовские чтения». С 2019 года она — куратор регионального образовательного проекта «Взлетай!», с 2022-го — всероссийских образовательных проектов «Школа Минпросвещения России», «Сетевая школа».

— Мне в свое время повезло с наставниками, и я убеждена, что в педагогическом коллективе обязательно должна быть преемственность поколений. У нас хорошо поставлена работа школы молодых специалистов, среди молодых коллег есть победители республиканских конкурсов, обладатели грантов. Еще одно направление, которое я считаю очень важным, — это реализация муниципальной программы «Одаренные дети». Создан банк одаренных детей, он регулярно пополняется именами победителей и призеров различных олимпиад и конкурсов республиканского и всероссийского уровней. Особо отличившимся вручаются стипендии главы администрации района, главы республики. А шестеро учеников нашей школы внесены в «Энциклопедию детских достижений» ПФО, — увлеченно рассказывает собеседница.

Большое значение придает она и профориентационной работе. В школе создан класс УГНТУ, агрокласс БГАУ, старшеклассники углубленно изучают профильные предметы, с успехом участвуют в олимпиадах и уже ясно понимают, кем хотят быть. Совместно с УГНТУ школа села Старосубхангулово под руководством Черкасовой победила в конкурсе на предоставление в 2023 году субсидий из бюджета республики на реализацию проектов по развитию сети предуниверсариев.

Как консультант по химии районного ресурсного центра Лилия Хибатулловна проводит практикумы, мастер-классы для учителей химии, готовит школьников к экзаменам. Результаты ЕГЭ по химии в их школе выше среднего показателя по республике на пять — восемь баллов, есть три высокобалльника. Ученики Лилии Хибатулловны становятся победителями и призерами предметных олимпиад и конкурсов, многие продолжают изучать химию в вузах.

Чего не хватает современной школе? Воспитания, основанного на уважении и доверии, считает педагог. Из-за большого количества уроков, занятий, факультативов на воспитательные мероприятия почти не остается времени, да и те чаще всего сводятся к профилактическим беседам и прочей «обязаловке», не давая должного эффекта. Тут бы нужно живое общение, сотрудничество детей и учителей, участие родителей, организация совместных дел, соревнований, акций. Но… Живую искорку в глазах молодых, желающих работать творчески педагогов нередко гасит возложенная на их плечи нагрузка, не имеющая никакого отношения к детям: организация всевозможных опросов, диагностик, регистрация учеников в различных обязательных группах, на образовательных платформах, регулярные фото- и видеоотчеты о мероприятиях. Да и заработная плата не вызывает энтузиазма, многие уходят на более высокооплачиваемую работу.

— Было бы хорошо возродить активную педагогическую практику для студентов педвузов, как это делалось раньше, когда можно с головой окунуться в учебную и воспитательную деятельность, понять, как будешь чувствовать себя в школе, — рассуждает Лилия Черкасова. — Увы, бытие определяет сознание.

Династию продолжают и ее дочери. Алия с отличием окончила Челябинский педагогический университет, работает педагогом-психологом в Старосубхангуловской школе, руководит центром «Точка роста». Назиля живет в Уфе, как двигательный терапевт работает с детьми начиная с месячного возраста, ведет групповые и персональные фитнес-занятия с малышами.

...Все мы родом из детства. Дети — как чистый лист бумаги: что там напишут родители, то и явят они остальному миру. Стоит ли удивляться, что дети, выбирая свое будущее, нередко повторяют путь родителей. Так и рождаются династии. А Лилия Черкасова о сути семейной профессии говорит так: «Если мои ребята вырастут хоть чуточку умнее, добрее и любознательнее нас, своих наставников, я буду считать, что старалась не зря».

Бурзянский район.
Аниса ЯНБАЕВА

Читайте нас: