Все новости
Наука
28 Января 2021, 10:30

Химическая вертикаль

Республиканскую олимпиаду для юниоров провели студенты

Республиканский инженерный лицей-интернат (РИЛИ) славен не только тем, что его выпускники массово поступают на бюджетные места вузов безо всяких репетиторов. В то время как большинство покинувших школьную скамью в лучшем случае вспоминает свою альма-матер с легкой ностальгией, выпускники РИЛИ не разрывают с ней связи и нередко возвращаются — студентами, а позже и педагогами. Они подрабатывают здесь наставниками, реализуют свои научные проекты и стартапы. В нынешнем году сразу трое таких ребят выиграли гранты Росмолодежи, и все они будут реализованы в родном лицее.

Птенцы возвращаются в гнездо

РИЛИ особо известен успехами своих учеников в химии: ни один год не обходится без собственных призеров или победителей во всероссийской олимпиаде школьников по этому предмету. Это заслуга и наследие Лизы Киямовны Агадуллиной, единственного в республике народного учителя России. Двадцать два года она преподавала в лицее химию и готовила детей к олимпиадам по уникальной авторской методике, а заодно «вырастила» трех учителей химии, преподающих в лицее. И сегодня олимпиадное движение здесь продолжают развивать уже не только ученики Лизы Киямовны, но и ученики ее учеников.
— Я выиграл грант Росмолодежи на 250 тысяч рублей под свой проект «Химическая акселерационная программа «Изотоп», а Тимур Маннанов получил 500 тысяч на «Ассоциацию наставников олимпийского движения», — рассказывает студент Радмир Гафаров. — На эти средства мы сегодня проводим республиканскую олимпиаду по химии для 7 — 8 классов в стенах лицея.
Еще один грант выиграл Нургиз Недатов на программу «Про нефть», призванную рассказать старшеклассникам лицея, собирающимся в нефтяной вуз, о нефтехимии и переработке. Тема очень востребована, поскольку лицей является предуниверсарием УГНТУ и многие ребята готовятся продолжать учебу именно там.
Все трое — выпускники РИЛИ и нынешние третьекурсники УГНТУ, обучающиеся по специальности «Газохимия и моделирование химико-технологических процессов». Кроме этого, они работают наставниками в родном лицее, готовят ребят к олимпиадам. Традиция наставничества, привлечения бывших выпускников к занятиям со школьниками тоже заложена Лизой Киямовной.
— Цель наших грантовых проектов — привлечь детей к занятиям химией, увлечь, показать, какая это классная и интересная наука, — говорит Радмир. — Мы любим свой лицей, и теперь настал наш черед делиться теми знаниями, что в нас здесь вложили.

Всё своими силами

Молодые наставники выступили организаторами олимпиады, хотя и без помощи администрации лицея и УГНТУ не обошлось. Задания для ребят они составили сами, а к проверке привлекли учителей не только лицея, но и со всей республики, ведь многие из них приехали сопровождать своих учеников на региональный тур.
— На теоретическом туре участники получили три задачи, на решение отводилось четыре часа, — объясняет Радмир Гафаров. — Сегодня у них практический тур. Задание очень интересное: ребятам выдали смесь различных веществ, и они должны разделить ее на составляющие, а сначала придумать, как это сделать. Можно использовать выпаривание, разделение при помощи магнита и т.д.
Организатор уверяет, что задания не сверхсложные, чтобы не разочаровать и не демотивировать детей. Но поломать голову им придется, тем более что химию в средней школе начинают изучать с 8 класса, а на олимпиаде полно и семиклассников. Вообще, участвовать в олимпиаде юниоров можно с пятого класса, но таких вундеркиндов здесь пока еще не было, хотя несколько шестиклассников в прошлом году присоединились.
Олимпиада для юниоров в лицее проходит третий год подряд. В прошлом году ее также провели на средства гранта, который выиграл студент Тимур Маннанов, поучаствовали и спонсоры.
— Результат мы уже видим, — поделился Радмир. — Многие из ребят, успешно выступивших на нашей олимпиаде два года назад, в этом году вышли на заключительный этап Всеросса.
Всероссийская олимпиада школьников — мероприятие серьезное, и награды нешуточные. Ее победители и призеры получают право поступать в ведущие вузы страны без экзаменов и претендовать на именные стипендии. В УГНТУ, например, в этом учебном году «олимпиадники» получают стипендии до 50 тысяч рублей в месяц. А начинается все с таких вот соревнований юниоров, они — отличный старт для будущих успехов.

Кухня науки

Тем временем «отстрелявшиеся» в практическом туре ребята из районов постепенно собираются в актовом зале: здесь студенты УГНТУ Андрей Паршин, Тагир Исмагилов и Инсаф Гайнанов готовят для них химическое шоу. Они, разумеется, тоже окончили РИЛИ и поэтому не прошли мимо такого мероприятия в родной школе.
Опыты демонстрируются простые и зрелищные: смешанные в колбах неизвестные вещества то стремительно меняют цвет, то рассыпаются искрами, то вспыхивают огнем. И все это с шутками-прибаутками. Экспериментаторы не забывают объяснять, какие химические реакции происходят и какие вещества участвуют в опытах.
За зрелищем серьезно и внимательно наблюдает Мурадым Гайсин, восьмиклассник из села Аскарово Абзелиловского района. Позже он будет объявлен призером олимпиады, но еще не знает об этом.
— На отборочном туре в нашем районе я занял первое место, — рассказывает он. — Кроме химии люблю еще биологию. После школы буду поступать в аграрный университет на ветеринара.
А на сцене — новое зрелище: Тагир обрабатывает предплечье Инсафа каким-то веществом, затем проводит по нему палочкой, на которую нанесена специальная смесь. На обнаженной части руки остается очень натуральный кровавый след, как от пореза ножом. Инсаф притворно вскрикивает, по залу проносится испуганный вздох. «А теперь будем лечиться», — спокойно замечает Тагир и протирает руку салфеткой. Никаких следов, разумеется, не остается. Дети аплодируют. «Такой эффект дает реакция роданида калия и хлорида железа», — раскрывают секрет студенты.
Но самым эффектным оказывается «вулканчик»: из большой колбы вырывается столб водяного пара высотой до потолка. Ребят преду-преждают: «Какие вещества использовали, не скажем. Не стоит повторять это дома самостоятельно». Зал разочарованно вздыхает.
— Шоу носит характер не только развлекательный, но и познавательный, — замечает Радмир Гафаров. — Этакая химическая кухня, для поддержания интереса к теоретическим занятиям. Многие ребята ничего подобного раньше не видели: не во всех районах есть такие реактивы, и не все учителя решаются на аналогичные эксперименты.

Работать на всю республику

Приехавшие сегодня на региональный этап ребята, а всего их 80 человек — победители республиканского отборочного тура, прошедшего в формате онлайн.
— Опыт проведения онлайн-олимпиад по другим предметам у нас к тому времени уже был, — рассказывает директор РИЛИ Азамат Ямгурчин. — Конечно, пришлось ограничиться теоретической частью. Но нашей главной задачей было охватить всю республику, выявить всех заинтересованных детей и собрать их на очный этап.
Директор объясняет: принципиальная позиция лицея — работать не только для своих учеников, но и на всю республику. Здесь проводят семинары, курсы обучения, тренинги. Совсем недавно в лаборатории лицея, оснащенной уникальным оборудованием, прошел практический семинар для уфимских школьников 9 — 10 классов. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы, многие мероприятия приходится проводить онлайн.
— Конечно, дистанционное обу-чение отрицательно сказалось на моральном состоянии и учеников, и учителей, — признается директор лицея. — Онлайн-занятия вполне хороши для самоподготовки или дополнительной работы, но химия не та наука, которую можно выучить дистанционно. Для нее важна практика, дома большинство опытов не повторить, не увидеть результат воочию — лишиться полной картины.
Впрочем, в лицее развита не только химия, но и математика, физика, информатика. В нынешнем учебном году на муниципальном этапе олимпиад среди учеников лицея есть победители и призеры по 18 учебным предметам, включая русский язык и литературу. «У нас нет такого, что одни предметы важны, а другие нет», — подчеркнул Азамат Ямгурчин.

Чем раньше — тем лучше

Два дня олимпиады пролетели незаметно: гости со всех концов республики были заняты не только выполнением заданий и проверкой работ, для них подготовили интересную и познавательную программу.
Вечером подводили итоги. Награды получили пять победителей и 24 призера. Абсолютным победителем стал Вадим Харисов из РИЛИ, но нельзя сказать, что ученики лицея оказались на голову выше других. Среди первых также и ребята из Уфы, Стерлитамака и Нефтекамска, Абзелиловского, Ермекеевского, Ишимбайского, Кушнаренковского районов. Они приглашены для участия в летней химической школе «Изотоп», традиционно проходящей в лицее в начале июня. Лучших юных знатоков химии со всей республики ждет неделя полного погружения в науку, жить они будут в интернате лицея.
На торжественное закрытие олимпиады приехала и сама Лиза Агадуллина. Несмотря на сложности со здоровьем, она никак не могла пропустить такое событие, не поздравить юных победителей и не повидать своих учеников.
— Лиза Киямовна давно мечтала сделать регулярной именно такую олимпиаду, для юниоров. Они есть в Москве, Петербурге, Казани, но у нас долгое время проводились только для старшеклассников, — рассказал Айнур Гумеров. — Постепенно мы все пришли к пониманию, что это нужно и важно.
В чем важность? Чем раньше удается выявить одаренных детей и помочь им осмыслить свое призвание, тем большего они достигнут.
Читайте нас: