Все новости
Музыка
12 Августа , 13:15

Азат Бикчурин: «В курае вся история башкирского народа»

Известный исполнитель — об уникальном башкирском инструменте, музыкальном кодексе и зрительском менталитете

из личного архива Музыкант изготавливает курай прямо на сцене.
Музыкант изготавливает курай прямо на сцене.Фото:из личного архива

В марте этого года на базе Башгосфилармонии появился Государственный ансамбль кураистов.

Курай — пожалуй, самый известный национальный музыкальный инструмент, а история его появления уходит в сумрачную глубь веков. Возраст его предтечи — костяной флейты с прямоугольным стволом, прямоугольным каналом и одиннадцатью отверстиями — датируется IV — II веками до нашей эры.

Однако было время, когда курай, признанный ныне территориальным брендом Башкортостана, был практически на грани исчезновения, а музыкантов, владеющих умением играть на этом только с виду простом инструменте, можно было пересчитать по пальцам. Надо ли говорить о том, как значимо не просто сохранение, но переосмысление, развитие музыкальных традиций игры на курае, о котором русский этнограф Сергей Рыбаков писал еще в XIX веке: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий». Об этом рассказывает солист Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, народный артист РБ Азат Бикчурин.

Любовь на генетическом уровне

— Азат, почему и как вы заинтересовались кураем?

— Существует много высказываний, пословиц, поговорок, характеризующих тот или иной народ. Например, всем известна цитата Николая Васильевича Гоголя: «Какой же русский не любит быстрой езды!» А про башкир можно сказать так: «Какой же башкир не любит мелодии курая!» Я думаю, любовь к национальному музыкальному инструменту заложена в нас генетически. По рассказам бабушки, мой дед очень любил играть на нем. К сожалению, я его никогда не видел: дед погиб в Великую Отечественную войну, но, наверное, его любовь к кураю передалась мне.

А еще, думаю, так получилось потому, что каждое утро, когда я собирался в школу, по радио шел получасовой концерт, и в нем обязательно звучал курай.

Когда мне исполнилось десять лет, я пошел в музыкальную школу, в класс игры на курае. Основы игры получил от моего первого преподавателя Равиля Сафаргалеевича Хасанова, за что ему очень благодарен. Затем поступил в Учалинское музыкальное училище, позже в Уфимский институт искусств.

— То есть сейчас есть высшие учебные заведения, где учат профессиональной игре на курае?

— Хочу отметить, что в 50 — 60-х годах кураистов осталось очень мало, их по пальцам можно было пересчитать. Традициям игры на инструменте грозило полное исчезновение. Инициатором сохранения основ исполнительского искусства стал Гата Сулейманов, который в 1971 году открыл класс курая в Уфимском училище искусств. Благодаря ему ныне в каждой детской музыкальной школе есть класс курая, а в училищах искусств — отделение. В институте искусств есть факультет башкирской музыки, кафедра традиционного музыкального исполнительства, на которой помимо игры на курае студенты осваивают основы игры на кыл-кубызе, баяне, башкирской домбре.

Тогда же, в 1971 году, остро встал вопрос с инструментами. Изначально курай делали из тростника, который растет на Южном Урале, но он очень хрупкий и недолговечный. И в 1974 году Вакиль Шугаюпов создал деревянный инструмент. А случилось это так: в ванной комнате у него лежал шпон, который упал в наполненную водой ванну и свернулся от воды в трубочку. Вакиль высушил ее, проклеил швы, отшкурил… Вакиль, которого называют башкирским Страдивари, первым создал инструмент из дерева.

— В 2002 году вы были приглашены в Башдрамтеатр. Только ли для музыкального сопровождения спектаклей?

— В 2001 году в театре ставили спектакль по пьесе Ильшата Юмагулова «Нэркес». Приглашенным режиссером из Москвы был Ильдар Гилязев, а музыку написал Урал Идельбаев. Там мне довелось сыграть эпизодическую роль одного из четырех бродячих музыкантов. Это была очень популярная постановка, мелодии из нее нравились молодежи. Я проработал в театре около десяти лет, и это были очень яркие моменты моей жизни: сцена, поездки за границу — со спектаклем «Кодаса» мы ездили в Шанхай, а с постановками «Нэркес» и «Последний из рода Гайнэ» — на фестиваль в Турцию.

— Вы участник международных фестивалей в Париже, Женеве, Берне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Варшаве... Как там воспринимают курай — как экзотику, или есть подобные инструменты и у них?

— Башкирские национальные инструменты в разных странах воспринимают по-разному. Думаю, это зависит от менталитета. Например, в Китае зрители очень сдержанны в плане эмоций, сложно понять, как они принимают твое выступление.

Самый теплый прием устраивают, конечно, зрители из Башкирии независимо от национальности. Когда приезжаешь в другие регионы, обязательно на концерт приходят те, кто жил в Башкирии, чтобы оживить свои воспоминания.

Курай по типу инструментов относится к открытым продольным флейтам. В Болгарии, например, есть подобный — кавал. С болгарским музыкантом Теодосисом Пасовым, на нем играющем, мы участвовали в проекте Гжеха Пиотровского в Польше. Есть похожий инструмент у казахов — сабызгы, на Алтае, у хакасов — шоор, у монголов — цуур, в Турции — ней, у иранцев — най. Были подобные на Украине, на Кавказе, но со временем утеряны.

— Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с Гжехом Пиотровским.

— В начале 2000-х годов геологи Польши и Башкирии очень дружили, много общались по научным вопросам. Польские геологи приезжали в Бурзянский район, наши — ездили в Польшу. А в 2009 году меня пригласили на фестиваль в эту страну. Один польский геолог и познакомил меня с Гжехом Пиотровским. Утром мы поехали домой к Гжеху, он завел меня в свою небольшую музыкальную студию и попросил: «Сыграй что-нибудь, я тебя запишу».

Я заиграл, и он почти сразу решил: «Я приглашу тебя в свой ближайший концерт». С тех пор началось наше сотрудничество. Иногда каждый год, иногда два раза в год я приезжал в Польшу. Гжех — музыкант, саксофонист, организатор проекта WorldOrchestra, он приглашал на свои концерты музыкантов из разных стран. Именно в Польше и благодаря Гжеху состоялся мой первый концерт с оркестром. Он же предложил мне организовать такое выступление в Башкирии, и в 2017 году в республике состоялся первый концерт кураиста с симфоническим оркестром. Такой же концерт повторили в 2018 году. За это я очень благодарен Гжеху и композитору Уралу Идельбаеву: основной репертуар состоял из его произведений.

Вместо СМИ и интернета

— А какие требования предъявляются к самому кураисту?

— Изначально кураисты были, выражаясь современным языком, носителями информации — композиторами, поэтами, импровизаторами. Они были долгожданными гостями в любом доме, на любом празднике. Кураист знал более 300 мелодий, знал он и историю своего народа, что делало его фигуру особенно значимой. Сейчас кураист — это в первую очередь исполнитель.

Есть такой неофициальный кодекс кураиста, созданный музыкантом Юлаем Гайнетдиновым: кураист должен бережно относиться к природе, к своим традициям, к своей истории. В народе бытует мнение, что тот, кто держит в руках курай, способен только на добрые поступки.

История народа — это источник богатого поэтического наследия: у нас, к примеру, нет ни одной горы, с которой не была бы связана какая-нибудь история, песня. Много народных произведений посвящено восстанию Пугачева и Салавату Юлаеву или Отечественной войне 1812 года.

В фонотеке института искусств хранится около десяти тысяч записей из фольклорных экспедиций, в которых участвовали Загир Исмагилов, Гата Сулейманов, Айрат Кубагушев, Фарит Камаев. Это кладезь фольклора Башкирии, думаю, мало кто может похвастать такой богатой фонотекой.

— Музыкант Роберт Загретдинов много и нежно говорил о кубызе, в частности о его лечебных свойствах, влияющих на здоровье, на психику. А что вы скажете о курае?

— Думаю, у курая таких свойств тоже достаточно. Кураисты, в отличие от танцоров и бегунов, больше используют глубокий, брюшной тип дыхания. Это способствует увеличению объема легких. У меня с детства были проблемы с легкими — аллергическая астма, каждой весной я задыхаюсь от пыльцы цветов. Думаю, что облегчить мое состояние мне помогает как раз курай. Да и китайские техники, йога, например, построены на дыхательных упражнениях. А мой родственник-офтальмолог рассказывает, что когда на медкомиссию приходят музыканты из духового оркестра, глаза у всех необыкновенно чистые. Он ничего не утверждает, но говорит, что именно это отличает духовиков.

— Как бы вы оценили возможности курая как инструмента: какую музыку можно на нем исполнять?

— Изначальное его предназначение — это, конечно, исполнение башкирской народной музыки: протяжной, лирической, маршевой, плясовой. Сейчас для игры с оркестрами музыкальные инструменты начали модернизировать — добавлять отверстия. На классическом башкирском курае пять отверстий. Сейчас играют на инструменте с семью, а то и с восемью отверстиями. Народный артист РБ Ишмурат Ильбаков придумал хроматический инструмент и назвал его ишкурай — в переводе «подобие курая». Вот эта модернизация позволила исполнять не только башкирскую традиционную музыку, но и мировые хиты — «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, например, классику — очень редко. Я, к слову, играл с Национальным симфоническим оркестром Маленькую ночную серенаду Моцарта.

Бриллиант за песню

— Как вы относитесь к созданию Государственного ансамбля кураистов? Какие задачи перед ним стоят, по-вашему?

— Большой вклад в создание ансамбля внес музыкант-кураист, народный артист БАССР, заслуженный артист РФ Азат Аиткулов.

Ансамбль кураистов, по моему мнению, должен стать музыкальной визитной карточкой Башкирии и представлять республику далеко за ее пределами, не только в России, но и в других странах. Однако чтобы он смог эти задачи выполнять, нужно время.

Сейчас — начальная стадия его развития, музыкантам нужно притереться друг к другу, должны включиться в этот процесс композиторы — сочинять произведения именно для этого коллектива. Возможно, я и сам присоединюсь к ансамблю, пока решаю.

— Почему, по-вашему, курай стал символом республики?

— В этом инструменте — вся история башкирского народа, начиная от мелодии «Сынрау торна» («Звенящий журавль»), а это, на минуточку, X век — 922 год, время, когда арабский путешественник ибн Фадлан, путешествуя по Южному Уралу, оставил заметки о башкирах и написал о том, что они поклоняются журавлям. В музыке курая — все радости и горести народа, военные походы, любовь к природе, любовные и лирические мелодии — все!

— За каждым музыкальным национальным инструментом стоит легенда... Знаете такую?

— У меня есть концертный номер, когда я выхожу на сцену с тростником и начинаю рассказывать легенду. Вначале, конечно, объясняю, что такой тростник растет только на Южном Урале, обычно его путают с борщевиком. Но у борщевика, растения ядовитого, есть перегородки, а курай полностью полый внутри. Кураем его называют в народе, а по-научному — уральский реброплодник. Легенда такая: «Давным-давно мальчик отстал от своего племени, заблудился в лесу. После нескольких дней скитаний голодный, обессиленный, он услышал красивые звуки. Пошел на них и увидел тростник, у которого была сломлена верхняя часть: под легким дуновением ветра он издавал эти красивые звуки.

Мальчик сел и стал слушать. В какой-то момент его осенило — он достал ножик, срезал тростник и сделал из него музыкальный инструмент. Мелодия, которую он заиграл, донеслась до его родителей и соплеменников. Они спасли мальчика. А музыкальный инструмент распространился в народе».

Я рассказываю, и на глазах у всех начинаю из тростника делать курай, а потом играю на нем и дарю дорогим гостям — Стивену Сигалу, например, дарил…

А вот реальная история. Ровно 99 лет назад, в 1925 году, в Париже проходила международная выставка, в ней принимала участие и наша страна. В делегацию входили знаменитые артисты из разных республик, Федор Шаляпин, например. И наш земляк Юмабай Исянбаев, который очаровал французскую публику как раз тем, что выходил на сцену с тростником курая, на глазах у всех делал инструмент и играл на нем башкирскую народную мелодию. После концерта за кулисы рвались толпы любопытных французов — посмотреть на диковинный инструмент. Они хотели найти какое-нибудь свистковое устройство, но находили внутри курая только пустоту. Даже пытались уличить Исянбаева в том, что он спрятал что-то во рту! И тогда одна из состоятельных дам в знак восхищения и благодарности сняла с руки перстень с бриллиантом и подарила его музыканту.

В марте 2024 года главой РБ Радием Хабировым был подписан указ о создании Государственного ансамбля кураистов.

Автор:Елена ШАРОВА
Читайте нас: