Сто сорок пять лет минуло с тех пор, как в семье скромного сельского учителя Нургани из деревни Зилим-Караново, что в нынешнем Гафурийском районе, родился еще один мальчик. Хозяйство у Нургани было маленьким, а потому, чтобы прокормить четверых детишек, летом учитель превращался в пчеловода. И как всякий любящий отец, желал сыновьям лучшей доли, видя нищенскую жизнь крестьян.
Особо радовал отца Мажит — так сокращенно звали любознательного отрока Габдельмажита — с малых лет любил слушать народные сказки и легенды, которые рассказывал детям отец. И не зря выбрал он такое имя для пытливого сына: Мажит — значит прославленный. В восемь лет мальчик уже самостоятельно читал мусульманские книги, и отец взял его к себе в школу. Два-три года Мажит осваивал «программу» сельского мектебе, а в одиннадцать лет стал помогать отцу — и не на огороде, а в обучении детей.
Скоро стены скромного мектебе стали тесны для дотошного подростка, и Нургани отдал сына в медресе соседней деревни Утяшево. И учиться бы Мажиту дальше, но случилась беда: сначала умер отец, а через полгода ушла и мама. Для круглого сироты наступили тяжелые дни.
Но желание понять, как устроен мир, что происходит вокруг, не угасло. И, недолго думая, Гафури пешком отправился в Уфу, намереваясь учиться в медресе «Усмания». Как рассказать, насколько труден такой путь для подростка, кроме соседней деревни никуда не выбиравшегося? Разве что надежда и упорный характер, ясная цель поддерживают его в дороге. Однако за учебу надо было платить. Осмеяв, юношу выгнали, а холщовый мешок с книгами и лапти выкинули на улицу. Мажит собрал пожитки и ушел в медресе в селе Киешки близ Уфы, к Мирсаяфу хазрату, где проучился зиму.
А затем опять же пешком отправился в Троицк — за 450 километров от родной деревни. Мажит поступил там в медресе Зайнуллы Расулева. Однако одними знаниями сыт не будешь, а поддержки ждать неоткуда. Но не зря же так верил отец, что его мальчик добьется лучшей жизни. Мажит прислуживает богатым шакирдам, а летом работает чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, у кулаков, учительствует в казахских кочевьях.
Того, что могло дать ему медресе, Мажиту было явно недостаточно, и он упорно занимается самообразованием. Жадно изучает арабский, турецкий, иранский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую и классическую русскую литературу. Уже попробовав свои силы в сочинительстве, он пишет свой первый рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете». Так на свет родился одновременно и писатель, и поэт.
Осенью 1905 года Мажит Гафури переезжает в Казань, поступив на учебу в медресе «Мухаммадия». Но быстро понимает, что возглавлявший школу мулла Галимджан Баруди, считавшийся передовым руководителем, лишь время от времени проявляет некоторую либеральность.
Зато в Казани живут будущий основоположник татарской драматургии Галиаскар Камал, преподаватель русского языка, писатель и драматург Гафур Кулахметов и революционер-большевик Хусаин Ямашев, с которыми быстро сходится молодой бунтарь. Идет смутное, тревожное время, вот-вот вспыхнет пламя революций, пожирая и раздирая в клочья хрупкий мир. Шакирдские и студенческие забастовки и демонстрации, митинги, появление новых татарских газет, листовки и прокламации — везде слышно имя Мажита Гафури.
Поэт попадает в «почетный список» подозрительных людей, его ищут агенты охранки. И весной 1906 года Гафури уезжает в казахские степи, а осенью того же года переселяется в Уфу, которую больше не покидает никогда.
Именно в Уфе Гафури, наконец, завершает свое образование, поступив в высшее полудуховное-полусветское медресе «Галия» и успешно оканчивает его в 1909 году.
По словам председателя совета Фонда культуры имени Мажита Гафури Люции Камаевой, «Галия» была для Башкирии что царскосельский лицей для России: в ее стенах учились будущие выдающиеся писатели Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, музыкант Султан Габяши, тюрколог Нигмат Хаким. Участь ее выпускников, однако, была трагична: 70 процентов из них были расстреляны, посажены в тюрьмы или сосланы в лагеря. В 1938-м прервалась жизнь выпускника «Галии» дипломата Карима Хакимова, легендарного «Красного паши».
Охранка так и не оставляла своим вниманием неистового поэта. Два сборника стихов — «Моя молодая жизнь» и «Любовь к нации», рассказ «Дети-сироты» были конфискованы. Над самим поэтом был учрежден особый надзор полиции.
Преследования Гафури продолжались до 1917 года.
Он по-прежнему горячо откликался на все, что происходило в кипящем вокруг него мире. Это смутное, пылающее время разжигало в его душе огонь вдохновения, на свет появились не только стихи, рассказы и поэмы, но и повести «Черноликие», «Ступени жизни» и «На золотых приисках поэта», пьеса «Красная звезда», либретто к опере «Эшсе», многочисленные статьи в газетах.
А в 1923 году в Уфе происходит небывалое, но вполне закономерное событие. Несмотря на голод и разруху, в молодой республике устраивают первый в ее истории праздник культуры — чествуют поэта Мажита Гафури в связи с 20-летием его творческой деятельности. Торжества состоялись в здании Дворянского собрания. Гафури присвоили почетное звание народного поэта, наркомзем подарил корову. В честь Мажита Гафури была переименована улица Никольская. Возможно, это единственный случай в истории, когда улицу назвали именем поэта еще при его жизни.
Гафури прожил в Уфе до самой смерти в 1934 году. Он торопится творить, он спешит, как будто предчувствуя, что ему не так уж много дней отпущено на этой земле: в 1925 году в свет выходит его драма «Красная звезда» об участии рабочих и крестьян в революционной борьбе. За нее автор удостоен первой премии Башнаркомпроса. В 1928 — 1929 годах поэт пишет либретто к опере «Труженик» по мотивам своей одноименной поэмы, значительно переработав ее для сцены, работает в газете «Яна авыл» (до 1924 года — «Башкортостан») корректором, журналистом, пишет стихи, прозу, пьесы, публицистику…
А в стылом, ветреном октябре 1934 года поэт, появившийся на свет в солнечном светлом июле, навсегда покинул землю, на которой так много испытал, так много прочувствовал, так много понял и так много не успел…
…Чуть более 90 лет назад была переведена и впервые опубликована на башкирском языке на основе латинской графики самая, пожалуй, известная повесть Гафури «Черноликие». Основанная на реальных событиях, произошедших в родной деревне писателя, она была полна пронзительного трагизма, невероятной боли и сопереживания самым светлым чувствам на земле — любви и нежности.
Повести была суждена долгая и счастливая жизнь: в Башкирском тогда еще просто драматическом театре в 1938 году был поставлен спектакль, в 1965 году имел огромный успех балет «Черноликие» в постановке ленинградского балетмейстера Хашима Мустаева, по ее мотивам в 1980 году в Башкирском театре кукол увидел свет кукольный спектакль «Галима» в постановке режиссера Владимира Штейна. Также по мотивам повести в 1981 году композитором Б. Мулюковым написана одноименная опера (либретто Гарая Рахима). А в 2016 году спектакль по мотивам повести «Черноликие» Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури от режиссера Айрата Абушахманова был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюму».
Но, пожалуй, самым неожиданным воплощением книги может стать рок-опера — первая рок-опера известного петербургского музыканта Алекса Сигмера.
«Будучи в Уфе, я побывал в музее Мажита Гафури. И под самый конец экскурсии мне рассказали о его повести «Черноликие». Эта история меня необыкновенно зацепила. Я уже уходил из музея, когда на самом выходе встретил Люцию Камаеву, председателя совета Фонда культуры имени Мажита Гафури. Мы перекинулись парой слов, обменялись контактами, начали общаться, и я стал искать, где можно посмотреть спектакль по «Черноликим». Оказалось, только в Уфе, — рассказывает Алекс. — А после этого решил написать рок-оперу — первую для себя. Либретто, стихи я также писал сам. Сейчас опера готова, мы подали заявку на грант, и надеемся, в ближайшем будущем она увидит свет».
Самая известная повесть Мажита Гафури — «Черноликие».
Ей была суждена долгая и счастливая жизнь. По ее мотивам ставились драматические и кукольные спектакли, балет.
Но, пожалуй, самым неожиданным воплощением книги может стать рок-опера.