Все новости
Культура
26 Февраля 2015, 13:59

По «следам» легенд уфимского рок-н-ролла

Изданием о Шевчуке и других известных рокерах Наиль Махмутов открывает авторский проект «Земляки»

Со времени создания «ДДТ» в группе в качестве ее постоянных и сессионных участников работали многие замечательные музыканты.
Со времени создания «ДДТ» в группе в качестве ее постоянных и сессионных участников работали многие замечательные музыканты.
Книга выходит в свет на днях, буквально накануне приезда легендарного Юрия Шевчука, который в начале весны даст пять концертов в разных городах Башкирии. Первая часть издания «По «следам» легенд уфимского рок-н-ролла» посвящена зарождению и развитию этого жанра в Уфе. Музыканты — например, участники всем известных в уфимской тусовке групп Outrider и Lumen — вспоминают яркие события своей юности, рассказывают, какую роль сыграл рок в их жизни. Каждый из них так или иначе пересекался с Шевчуком, и эти перекрестки судеб, как четкие акценты, расставлены по всем главам сборника. Часть книги, посвященная непосредственно истории группы «ДДТ» и творчеству ее лидера, написана директором издательства «Лето» Ольгой Новиковой. Представляем вниманию читателей отрывки из этой книги.

Уфимский «Бродвей» и диски на «рёбрах»

Спрос на рок-записи в начале шестидесятых годов прошлого века был огромен, что вызвало к жизни так называемые диски «на ребрах» — настоящих рентгеновских снимках, вырезанных в виде гибкой грампластинки с едва заметными звуковыми бороздками. Рентгенограммы за копейки скупались в больницах, а затем с помощью специального приспособления умельцы копировали на них пластинку-оригинал. Качество было отвратительным, зато стоили они недорого: от рубля до полутора. Продвинутая молодежь собиралась на центральной улице города, уфимском «Бродвее» — улице Ленина, обменивалась информацией, музыкальными и литературными новинками.

…Культовым местом Уфы семидесятых стало кафе «Встреча» на улице Зорге. Там собрался прекрасный коллектив музыкантов: ударник Рустем Каримов, певица Татьяна Ишбулатова, клавишник Виктор Степанов и другие. «Раньше в ресторанах слушали одесские песни, лезгинку, эстрадные хиты, а мы начали играть музыку из только что вышедшей тогда рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и петь хиты западных рок-исполнителей. Перед входом в кафе всегда стояла толпа, как пчелиный рой. Попасть туда было практически невозможно. «Встреча» стала первым местом в Уфе, где легально исполняли западные песни», — рассказывает музыкант Рустем Каримов.

Первые записи «ДДТ» делали подпольно на башкирском телевидении

Восьмидесятые — девяностые для музыкантов были трудным временем: горбачевские безалкогольные свадьбы, безденежье, «краснопиджачные» бандиты вместо нормальных зрителей…

Мимолетное знакомство Наиля с Юрием Шевчуком произошло как раз в начале восьмидесятых благодаря дружбе с Игорем Верещакой, который работал тогда звукорежиссером на башкирском телевидении. Сейчас его роль в популяризации группы «ДДТ» уфимского периода порядком подзабыта, но именно он, рискуя, как минимум, работой, подпольно по ночам делал первые студийные записи «ДДТ» в аппаратной башкирского телевидения, которые с его легкой руки разлетелись по студенческим общежитиям города, а оттуда — по районам Башкирии. Игорь поплатился-таки за это карьерой и был вынужден покинуть Уфу.

Альбом «Актриса Весна» Шевчук посвятил жене

История их любви прекрасна и трагична. Юрий познакомился с Эльмирой Бигбовой в Уфе, когда его творчество уже было знакомо местной молодежи и любимо ею. А Эльмира училась в школе и танцевала в группе шоу-балета «Дизайн-шоу» уфимского Дворца культуры «Синтезспирт». «Я увидел ее на улице и то ли умер, то ли выжил, — вспоминает Юрий Шевчук. — Она была моя любовь и муза… Выдерживала меня всякого, хотя была на десять лет младше, но мудрее».

Эльмира поехала с ним в Ленинград, когда Юрий принял окончательное решение там жить и работать. Первые два года, с 1985-го по 1987-й, были очень сложными. Но вечно скудный, неустроенный коммунальный быт и нехватка денег преодолевались их любовью, творчеством и общими надеждами. В 1987 году родился сын Петр. В этом же году на «ДДТ» обрушивается успех, группу кружит водоворот фестивалей, концертов, гастролей. Шевчук мечтал сделать программу, в которой бы Эльмира танцевала, но не успел. Она неожиданно заболела и в марте 1992 года умерла от рака.

«Юра, я скажу теперь самое главное, что очень давно хотела сказать, — обращается она к мужу в одном из последних писем. — За свои 24 года я прожила настоящую, полную жизнь. Она мне как подарок. Наша любовь... И те розы на скамьях в далекой Уфе. Наш сын. Какое счастье, что он у нас есть! Я познала радости и огорчения сцены. Успела пробежаться по ее доскам... Многим не удается познать столько счастья даже за длинную жизнь! Когда-нибудь мы — дети вечности, будем все равно вместе. И не надо грустить. Все было здорово!».

Русского рока нет.

Есть поэзия в сопровождении гитары

Русский рок — это не мелодия, а поэтическое направление в музыке, утверждают музыканты Рустем Каримов и Ринат Билялов вслед за известным критиком Артемом Троицким: «Когда мы слушаем западный рок, то запоминаем мелодию. Вспомните те же «Yesterday», «Smoke on the water». Вы не вникаете в текст, да это и не нужно. Вы получаете наслаждение от мелодии. А русский рок начался, по сути, с Шевчука, который свой социальный протест выражал через профессиональную музыку с качественными аранжировками и стихами. Протест в рок-музыке того времени и нынешнего дня сравнивать невозможно…

Русский рок по-прежнему не принят на Западе. Одна из важных причин «неконвертируемости» русского рока — отсутствие преемственности поколений, как, например, в классической музыке или в джазе. Рихтер, Ростропович, Ойстрах — звезды мировой исполнительской классики создали уровень, ниже которого опуститься непозволительно. Эти школы существуют десятки лет, и мастерство не возникает «вдруг», на пустом месте. Поэтому до сих пор отечественные классические музыканты «впереди планеты всей». Японцы, корейцы — это музыкальные автоматы, технически могут играть совершенно, но они не понимают того, что играют. Душу, которую вложил, например, Чайковский в произведение, они передать не могут. Вот и наши рокеры не имеют ни образца достойного, ни возможности учиться, развиваться».

Юрий Филиппов променял Пугачёву на лилипутов

Однажды, еще в советскую эпоху, судьба предоставила клавишнику, ударнику и гитаристу Юрию Филиппову из ансамбля «Движение» Дворца культуры «Юбилейный» возможность стать музыкантом ВИА «Новый электрон», аккомпанирующего Алле Пугачевой. Встретились они в Липецкой филармонии. Алла там гастролировала, а Юрий по приглашению друга работал музыкантом в коллективе «Невеличка» — цирке лилипутов. Встретились у кассы.

«Такая маленькая рыженькая женщина передо мной деньги получала, совсем молодая, — вспоминает Юрий. — Через несколько месяцев она победила на конкурсе с песней «Посидим-поокаем». Ее музыканты приглашали меня, соблазняя высокой ставкой, а на конферансе у них тогда работал Гена Хазанов. Они-то все выступали «красной строкой» (крупными буквами их имена писали на афише), поэтому зарплаты имели намного выше наших, а цирки лилипутов вообще запрещали пускать в столицы. Меня очень звали, но я ведь...
Полный материал читайте в печатной версии газеты или PDF-формате.
Читайте нас: