Все новости
Культура
25 Июля , 20:15

Берёзовых дел мастерицы

Художницы из Аскино пишут удивительные картины на бересте

Ринат РАЗАПОВ  Все картины изображают природу родного края.
Все картины изображают природу родного края.Фото:Ринат РАЗАПОВ

Выставку картин Гульсияр Сагитовой и ее дочери Гузель Мухаметзяновой мы увидели в вестибюле санатория «Танып» Аскинского района. Мастериц постоянно приглашают на районные и республиканские выставки, а их деревенские пейзажи, березовые рощи, лесные звери и птицы известны не только в Башкирии, но и во многих городах России. Самое удивительное, что основой для творчества мастерицам служит не привычный всем холст, а береста.

Сюжеты рождаются сами

— Изготовление картин занимает много времени, ведь бересту мы заготавливаем сами, — рассказала Гульсияр Сагитова. — Снимаем ее на лесных делянках, где березы готовят к распилу, в мае-июне, в зависимости от погодных условий. Делаем это не каждый год — обычно запасов много.

Заготовленную бересту закладывают на сушку под пресс при комнатной температуре. Лежать она должна полтора-два года. Потом мастерицы режут бересту на куски и прикидывают, для каких картин она подойдет. Никакой химической обработке береста не подвергается, только моется водой.

— Еще в лесу, когда я только подхожу к дереву, — порой сразу вижу, какая картина будет именно на этой бересте, — признается художница. — Но пласты огромные, и их обычно приходится резать, а часто хочется написать именно огромную картину.

Самая большая картина на цельном куске бересты, которую им приходилось рисовать, — размером два метра на метр, а иногда и трехметровые пласты встречаются. Пишут они темперными красками, такую картину можно даже сполоснуть водой, чтобы освежить, но не чаще раза в год, рассказала мастерица.

— Все наши картины изображают природу родного края. Мой «бренд» — это березки и журавли, Гузель любит писать на зимнюю тематику, медведей. На наших полотнах глухари и лоси, но особенно часто — сова. Эта птица — символ Аскинского района. Сюжеты рождаются сами по себе, от души.

Есть у матери с дочерью и любимая картина, с совами. Рисовали ее вместе: Гульсияр — природу, а Гузель добавила птиц, совместное творчество они практикуют нередко. Дружно решили не продавать эту картину, а оставить для себя.

— А когда мы только начинали рисовать — с каждой было жаль расставаться, порой со слезами отпускала некоторые картины, — вспоминает Гульсияр Сагитова.

Энергия радости

Гульсияр и Гузель — профессиональные художницы. Мама с пятого класса училась в Уфимской средней художественной школе (ныне Республиканская художественная гимназия-интернат имени К. А. Давлеткильдеева), проходила практику в ГУП Башкирские художественные промыслы «Агидель». Позже окончила художественно-графический факультет БГПУ и вернулась в Аскино, где 25 лет проработала в школе преподавателем черчения и изобразительного искусства. Гузель тоже художница с детства, окончила тот же факультет, что и мама, а перед этим училась в Уфимском художественно-промышленном колледже. Параллельно с изготовлением картин она преподает в Аскинской детской школе искусств.

— Из колледжа она и привезла идею и технологию работы с берестой, их там этому обучали, — рассказала Гульсияр Сагитова. — Я же с 2004 года занималась изготовлением и росписью столов и других деревянных изделий, но мы постепенно отошли от этого и полностью посвятили себя бересте.

Кстати, живут и работают художницы в историческом здании в центре села Аскино — доме купца Шавкунова, построенном в 1880 году. Сначала арендовали его под мастерскую, потом выкупили полностью и сами туда переселились. Здание было в ветхом состоянии, с тех пор женщины проделали большую работу по его восстановлению: обшили, перекрыли крышу, провели газовое отопление. Мастерская по обработке бересты расположилась в подвале дома.

Картин они пишут очень много, процесс этот непрерывный. Они не только расходятся по всей России, но и отправляются за рубеж. По словам Гульсияр, изображения березок очень любят покупать эмигранты из России — поддерживают свою ностальгию. А еще до пандемии они с дочерью рисовали сакуры, картины отправились в Японию.

— Порой чувствую усталость, все-таки возраст сказывается, — признается художница. — Руки, конечно, устают обрабатывать и резать бересту — это ведь физический труд. Но стоит сделать паузу — и чувствуешь: чего-то не хватает. Во время пандемии коронавируса мы на время забросили это дело, и знаете — как будто жизнь не мила стала, депрессия накатила. Я люблю бересту и как будто получаю от нее энергию, она ведь живая!

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: