Все новости
Общество
19 Декабря , 11:15

Совершенно не секретное оружие

Чтобы обладать им, казакам недостаточно носить форму с красными или синими лампасами

автора
Фото:автора

Говорят, что лидеры ядерных держав не расстаются в зарубежных командировках с так называемым чемоданчиком с красной кнопкой. У президента России Владимира Путина есть не менее эффективное средство воздействия на принимающую сторону — легендарный Кубанский казачий хор, время от времени сопровождающий его в поездках. Любая песня в исполнении этого коллектива — «Встань за веру, русская земля», «Прощание славянки» и другие — звучит настолько мощно, патриотично и с верой в победу, что слушатели встают, будь это даже высшая аристократия. Вера в победу и есть то самое совершенно не секретное оружие казаков. У хора, которому нынче исполнилось 213 лет, особенно впечатляет первая шеренга — в ней вдохновенно поют в тон взрослым дети подросткового возраста. Не зря в народе говорят: казацкому роду — нема переводу. По утверждению ученых, в силу индивидуального пути исторического развития это сословие обладает необыкновенно привлекательным колоритом, что делает его уникальным в мировой практике явлением, присущим только России.

Хутор Камский

Казаки Нефтекамска 16 лет назад приняли присягу, создали общину «Хутор Камский». И сразу же набрали в свою, образно говоря, «первую шеренгу» детей и трудных подростков из многодетных и малообеспеченных семей, которых обучают — важно заметить, бесплатно! — в различных спортивных клубах умению постоять за себя, по-настоящему готовят к службе в армии. Словом, растят патриотов Отечества. Казак по своей сути — воин, поэтому должен быть сильным и физически, и духом. В хуторе Камский надеются, что когда-нибудь и у них сложится хор. Во всяком случае, вокалисты среди них имеются.

К слову сказать, хутор «Камский» состоит в государственном реестре казачьих обществ, входит в состав Уфимско-табынского казачьего общества. Атаман общества Максим Дементьев вкладывает много сил и времени в возрождение и развитие казачества.

Казачество как этносоциальный феномен представляет собой определенную систему взглядов и традиций во всех сферах жизни. Стержень — патриотизм и многонациональность — объединяет людей различных вероисповеданий.

А теперь подробнее об уникальном факте возрождения — важно подчеркнуть, на общественных началах — казачества на севере республики. И о том, как востребован сегодня, в период СВО, добровольный резерв для армии и Росгвардии из числа настоящих мужчин, для которых казачий девиз «Сила, доблесть, отвага и честь во славу Отечества» не просто красивые слова. Так, казаки хутора Антон Масляков, Вячеслав Никифоров и другие ребята отдали долг Родине в зоне проведения специальной военной операции. К сожалению, не все вернулись. Некоторые получили ранения.

Хутор — это не отдельное поселение, а понятие, взятое для сохранения казачьей самобытности из исторической лексики. Сегодня им обозначают организационную структуру казачьих общин. «Камский» создан по инициативе работников казачьей охраны «Ягуар». Учредитель ее Фагим Низамов стал атаманом хутора.

«Казачья охрана «Ягуар» — холдинг, объединивший несколько предприятий. Слово «казачья» означает особый уровень доверия. Кроме оснащенности современными технологиями типа камер наблюдения и сигнализации казаки поставили дело на фундамент из «редкого материала», который называется подзабытым словом — совесть. Например, когда несколько лет назад по Краснокамскому району пронесся смерч, который повалил вековые хвойные леса, переломал электроопоры, а в деревне Кариево снес крыши, к пострадавшим сельчанам первыми приехали казаки хутора с походной кухней и несколько недель кормили людей. Конечно, бесплатно.

— Почему ты верстался в казаки? Ведь их не воспринимали в стране всерьез. Несмотря на то, что гениальный «Тихий Дон» Михаила Шолохова изучали в школе, — задал атаману давно не дававший мне покоя вопрос.

— С кондачка никогда не принимаю ни одно решение, мне нужно во всем дойти до смысла, — скорее размышляет, чем отвечает, он. — Первым делом стал изучать родословную. Предки со стороны отца жили в Татарии, в нынешнем Мензелинском районе, в 1774 году переехали в Альшеевский район, в деревню Трунтаишево. Мой предок Абдульмен был сотником тептярского казачьего полка.

— А если бы не было такого предка? — донимаю собеседника, хотя известно, что казаком можно стать без родословной, достаточно пройти определенные испытания и быть допущенным до клятвы.

— Я такой человек — мне надо найти истину. Может, и не стал бы тогда казаком, — честно признается атаман казачьего хутора.

Среди более чем 300 частных охранных предприятий республики «Ягуар» признан одним из лучших. Первым в регионе он стал сотрудничать с МВД в сфере охраны общест­венного порядка: совместные экипажи круглосуточно патрулируют Нефтекамск и город Агидель, оперативно выезжают на место, откуда поступает сигнал тревоги. Преступники попадают в так называемый квадрат, из которого нет выхода. Причем для казачьей охраны такие «тревожные» выезды тоже из разряда общественной работы.

Авансирование «завтрашней радостью»

С такой же степенью ответственности и основательностью атаман Низамов включил в деятельность «Ягуара» сразу несколько направлений по работе с детьми. Настроил весь коллектив принять сердцем и умом необходимость такого шага. Одно дело — ловить преступников, другое — предотвращать преступления. Низамов почти ежедневно видит живых людей, стоящих за этой статистикой, и верит в силу профилактики. Он искренне жалеет пацанов. Как тут не вспомнить Антона Макаренко, советского писателя и ведущего педагога ХХ века, создавшего оригинальное направление в воспитании — «педагогику отношений», которая была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга. Макаренко использовал прием авансирования воспитанников «завтрашней радостью». Примерно то же самое делают сегодня казаки хутора, организовав работу в пяти спортзалах Нефтекамска, где занимаются более 300 детей. Каждому из них тренеры пообещали авансом закалку духа, железные мышцы и даже спортивные разряды. Кстати, им есть на кого равняться. Например, самая яркая звезда для малышей — Валерий Александров, который после нескольких лет занятий у тренера Александра Хмелева стал трехкратным чемпионом России по кикбоксингу.

С Хмелевым мы встретились в спортзале ФОКа села Николо-Березовка. Ребятишки 8 — 12 лет старательно «работали» — мутузили друг друга по правилам кикбоксинга. Александр поочередно подходил к каждой паре, давал советы или поправлял стойку, положение детских голов в шлемах. Визит журналиста несколько сбил темп тренировки, пришлось мне пригрозить, что такая вялость будет отражена в репортаже. «Бои» тут же активизировались. Александр Хмелев — кандидат в мастера спорта по кикбоксингу, окончил Чайковский физкультурный институт, растит трех дочерей, две занимаются кикбоксингом. Служил в ВДВ, прошел вторую чеченскую военную кампанию. Казак. Когда после службы в армии пришел устраиваться на работу в охранное предприятие, Фагим Ягафарович предложил заниматься с детьми. Кроме трехкратного чемпиона страны он вырастил с нуля еще двух мастеров международного класса — Альфию Иштрякову, которая сейчас трудится государственным служащим в Санкт-Петербурге, и Линара Баталова — нынче в марте он погиб на СВО. У Хмелева тренируются более 30 детей в Николо-Березовке и свыше ста в Нефтекамске.

— Вы, наверное, хотите, чтобы из этих ребятишек тоже выросли казаки? — спрашиваю его.

— Вовсе нет, — признается тренер. — Через нас прошли тысячи детей, они стали просто хорошими людьми, все трудятся, многие на хороших должностях. Вырастут — сами сделают выбор.

Александр непременно ходит по воскресеньям в церковь, в душе надеясь, что и родители его воспитанников наставят своих детей посещать храм. Казак без веры — не казак. Нацеленность на воспитание трудных детей в «Ягуаре» была и остается в приоритете. Хмелев рассказал лишь об одном случае: один мальчик три года держал в страхе всю школу. После нескольких бесед с ним Александр убедился, что парень еще не до конца потерян, уговорил ходить на тренировки — юноша изменился.

— Видимо, по башке несколько раз получил от более сильных и задумался, что есть и более крепкие пацаны, так и поумнел, — делает Хмелев тренерский вывод. Казаки, как правило, в большинстве своем педагоги от природы.

«Ползём змейкой, потом креветкой»

В Нефтекамске на окраинной улице, отделяющей жилые кварталы от промзоны, два года назад открылась Академия единоборств «Ягуар». Раньше здесь был склад. Казаки привели в порядок огромный пустующий корпус, отремонтировали, установили спортивные стенки, турники, сами заказали боксерские груши, купили маты на 160 квадратных метров. Занимается здесь с детьми Филус Ахметдинов, который отслужил в погранвойсках.

— Два года уже тренирую в академии по программе грэпплинга — это один из видов борьбы, но без ударов, — рассказывает Филус, не отрывая зоркого взгляда пограничника от ребятишек, разминающихся на матах, и поясняет: — Это почти русское самбо. Ходят дети с пяти лет и старше, без ограничения по возрасту. Важно научить ребят владеть своим телом, тренировать те мышцы, которые в обычной жизни «спят».

И тут же, повернувшись к залу, переполненному детьми, дает команду — ползти змейкой. Это значит, передвигаться на мышцах спины, без помощи рук и ног. Ползут с удовольствием! Затем следует команда — передвигаться «креветкой».

Выписывая телами нечто похожее на «морепродукт», зал приходит в движение. Тренировка и игра — все вместе.

— Благодаря такой подготовке вот эти ребята смогут любого напавшего на них на улице завязать в узелок, не нанося ни одного удара, — гордо заявляет Филус Ахметдинов. Еще он ведет здесь занятия по основам казачьего бокса — учкура.

В зале не только мальчики — есть и девочки. Знакомимся. Софии десять лет, живет недалеко от академии, ходит сюда уже год. На вопрос, чем ей нравится самбо, отвечает, счастливо смеясь и не задумываясь: «Я стала пружинистая, гибкая».

Есть в группе мальчики постарше, которые уже добились побед на республиканских соревнованиях и удостоились «пурпурного» пояса — тот самый аванс, но уже реальный, о котором говорил Антон Макаренко.

Окончание в номере газеты за 26 декабря.

автора Казак Александр Хмелев воспитывает настоящих мужчин.
Казак Александр Хмелев воспитывает настоящих мужчин.Фото:автора
автора Атаман хутора «Камский» Фагим Низамов с мамой Хамидой Абрахмановной.
Атаман хутора «Камский» Фагим Низамов с мамой Хамидой Абрахмановной.Фото:автора
автора Атаман Юрий Морозов: «Лук развивает биомеханику тела».
Атаман Юрий Морозов: «Лук развивает биомеханику тела».Фото:автора
автора Филус Ахметдинов учит борьбе без ударов.
Филус Ахметдинов учит борьбе без ударов.Фото:автора
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: