-15 °С
Ясно
ВКOKДЗЕНTelegram
Все новости
Культура
25 Августа 2020, 10:20

Дом чекиста на Крупской

Комплекс зданий Комитета государственной безопасности Башкирской АССР — ныне Управления Федеральной службы безопасности России по РБ возвели в Уфе 35 лет назад.

Появление в августе 1985 года огромного здания в центре города, было воспринято с интересом. Как бывает в таких случаях, пошли досужие сплетни и слухи. «Здание уходит на шестнадцать этажей вниз», — заявляли одни. «Там проложили подземный переход к обкому партии», — вторили им другие. На самом деле ничего необычного там не было: кабинеты, учебные классы, залы заседаний, связь, архив, столовая — вот и все, что требовалось для работы чекистов.

Идея Шакирова

Большое четырехугольное здание-колодец на улице Крупской, 19 поднималось из гранитного цоколя, отделанного светлым мрамором и песчаником. Оно было возведено по проекту местных архитекторов Михаила Мазина и Ольги Тадиашвили. Строил комплекс трест БНЗС, дефицитные материалы доставляли со всей страны: гранит — из Карелии, мрамор — из Узбекистана, Челябинской области и Восточной Сибири, деревянно-алюминиевые оконные блоки и кирпич — из Москвы. Здание как бы олицетворяло собой фундаментальность страны и государственную значимость учреждения, для которого предназначалось.
Своим местоположением и внешним видом оно во многом обязано первому секретарю обкома партии Мидхату Шакирову. Примерно такое же здание он увидел в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате и поделился своей идеей с архитекторами. Выбор места тоже не был случайным. Раньше здесь находились двухэтажные деревянные бараки, построенные еще до революции. Своим выбором Мидхат Закирович решал сразу две задачи: убрать из центра города неприглядные строения и расселить жильцов. А здания КГБ и находящегося рядом Дворца культуры «Нефтяник» обрели единство стиля и стали украшением этого микрорайона. Стоит отметить, что весь период строительства, начиная с 1981 года, Шакиров глаз не спускал с объекта, постоянно бывал на оперативках строителей, в ходе которых снимались многие проблемы.

Как железный Феликс «точку зрения» изменил

Важную роль сыграл в строительстве здания зампредседателя КГБ Башкирской АССР полковник Максим Булатов. Он полностью курировал ход строительства, каждое утро начинал со стройки, вникал во все нюансы, загвоздки и не успокаивался, пока не устранял их. И никого не удивило, когда по завершении строительства Максиму Абдуллаевичу было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Башкирской АССР». Ну и, конечно, непременным атрибутом тех времен были субботники и воскресники, проводившиеся силами сотрудников комитета. Практически каждый из них внес свою лепту, положил свой кирпич в стены этого здания.
В 1988 году в соседнем сквере был установлен памятник основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Его автор — ленинградский скульптор-монументалист Альберт Чаркин, а скульптурное изваяние было отлито на заводе «Монументскульптура» из бронзы. Первоначально памятник был обращен лицом к фасаду здания КГБ. Острые на язык уфимцы стали шутить, что Феликс Эдмундович наблюдает за работой башкирских чекистов. Впоследствии статую развернули в сторону улицы Крупской. Так она и стоит.

«Покушение» Собчака

Все эти годы здание живет своей жизнью, принимая в свои кабинеты новые поколения башкирских чекистов. Но на него частенько покушались, особенно в годы перестройки.
Так, 4 июня 1989 года по улице Ленина проезжали в микроавтобусе руководители государства — Михаил Горбачев и Николай Рыжков с членами правительственной комиссии, прибывшие в Уфу по случаю улу-телякской трагедии. Увидев здание Комитета госбезопасности республики, либеральный демократ Анатолий Собчак обратил внимание Горбачева на «излишества», с которыми оно построено. Тут же последовало распоряжение — разобраться! Это было еще то время, когда мнение первого лица государства зачастую воспринимали как руководство к действию. Члены коллегии республиканского КГБ во главе с председателем генерал-майором Владимиром Поделякиным собрались, чтобы написать письмо первому президенту Советского Союза.
В письме убедительно объяснялись мотивы строительства такого здания. Главный из них — возможная дислокация центрального аппарата КГБ в Уфу в случае форс-мажорных обстоятельств. Однако в Москве, видимо, уже было не до наших «излишеств». Тем не менее часть площадей ведомство передало в пользование городу и прокуратуре республики.

Историю спецслужбы и людей расскажет музей

Воистину украшением комплекса стал музей истории органов государственной безо­пасности республики. В его создание и развитие много сил вложил участник Великой Отечественной войны полковник ФСБ Геннадий Черепанов. Благодаря усилиям энтузиастов — ветеранов управления — музей растет и развивается. Там проводят экскурсии, пополняются экспозиции, открываются новые страницы истории спецслужб республики. Например, биография и подробности подвига Героя Советского Союза Вениамина Недошивина, служившего после войны в органах госбезопасности Башкирии.
Кстати, в музее есть стенд с фотографиями всех зданий Уфы, в которых когда-то размещались башкирские чекисты, начиная с Уфимской Губчека, созданной в 1918 году. В 1927 году сотрудники ведомства расположились в здании на Коммунистической, 29 и пробыли там почти полвека. Все эти временные пристанища были дореволюционной постройки и не соответствовали требованиям по размещению спецслужб.
В 1985 году мне посчастливилось одним из первых начать службу в новом здании. Теперь мы, ветераны, приходим туда по торжественным датам и вспоминаем минувшие дни. Там осталась частица нашей жизни, которой мы гордимся. И здание, в котором мы служили, надолго останется нашим вторым домом.
Читайте нас