Ветеран Великой Отечественной войны рисует эпизоды из фронтовой жизни. Необычное письмо получила наша редакция. Точнее, даже не письмо, а репродукцию картины. Ее автор — ветеран войны и труда уфимец Николай Васильевич Лавренков.
Родился Николай Васильевич 9 января 1927 года. С детства хотел стать художником, но получить профессиональное образование долго не удавалось. К тому же ветеран успел побывать на фронте.
— Служил на Первом Дальневосточном, — рассказывает Николай Васильевич. — Вернулся домой в 1947 году. Собрался было поступать в Уфимское училище искусств, но его почему-то закрыли, а поехать в другой город не имел возможности.
В результате поступил Николай Лавренков в заочный народный университет искусств имени Н. К. Крупской в Москве на отделение рисования и живописи. Окончил его с отличием и пять лет занимался в изостудии. Тогда же начал выставлять свои работы как художник-любитель.
— На профессиональную выставку мои работы попали впервые спустя много лет, когда страна праздновала очередную годовщину со дня рождения Владимира Ильича Ленина, — рассказывает Николай Лавренков.
Теперь ветеран — частый участник разного рода профессиональных выставок. Одну из своих работ — «Богоматерь над полем боя» — он прислал нам в редакцию. У полотна есть своя легенда, которую мы вам и расскажем со слов Николая Лавренкова:
— Это произошло в апреле 1945 года, накануне победного штурма Кенигсберга.
Командующий фронтом приехал в расположение советских войск... со священниками. Многие шутили: мол, попов привезли, они нам помогут. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Солдаты забеспокоились: куда же они идут во весь рост? Их же всех перебьют. И вдруг стрельба с немецкой стороны прекратилась. Потом пленные немцы рассказывали, что перед штурмом в небе появилась Мадонна, которую увидела вся немецкая армия, и у всех сразу отказало оружие. Они стали падать на колени и молиться. В этот момент наши войска и сломали сопротивление, и город был взят. Тогда тысячи немцев полегли на поле, столько же сдались в плен. Помогла, выходит, России заступница Божия Матерь.
Впервые об этом эпизоде я узнал от своего родственника, ныне уже покойного, участника штурма Кенигсберга. А позже нашел подтверждение этому рассказу в книге протоиерея Василия Швеца «Заступница усердная».