Еще один экспонат, связанный с Юрием Гагариным, появился в российской коллекции Национального музея авиации и космонавтики в столице США, сообщает ТАСС. Ему в дар передан бронзовый бюст первого космонавта планеты. Это работа молодого украинского скульптора Алексея Леонова.
Он изобразил Юрия Гагарина в скафандре и шлеме, словно перед началом исторического полета на корабле «Восток-1» 12 апреля 1961 года.
Звери с человеческими глазами
Не так давно и уфимцы открыли для себя скульптора Алексея Леонова, тезку легендарного космонавта. По инициативе Башкирского отделения международной общественной организации «Лига защиты культуры» в выставочном зале «Ижад» без помпы и рекламной шумихи были представлены его работы.
Первое впечатление от выставки: Леонов — состоявшийся мастер. Родившийся в семье военных в городе Сумы, мальчик уже с двух лет со знанием дела лепил зверей, наделенных человеческими глазами и мудростью. А когда Алексею исполнилось три года, случился Чернобыль. Мальчик заболел, и только тот необыкновенный дар, что не давал его разуму покоя, а рукам — отдыха, заглушал боль. Может быть, случившееся и привело к тому, что уже в 14 лет Алексей начал осознавать, что способен извлекать из мертвого камня живую душу. «Цель моей жизни, — говорит ныне выпускник Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры, — помогать людям воспринимать новое, светлое, духовное». На счету мастера более 50 персональных выставок, посетители которых единодушны в своих оценках: «Божественно, удивительно, нет слов». И их действительно не хватает, чтобы понять, как молодой человек умеет выразить в скульптуре древнюю, скрытую в сумеречном тумане веков мудрость Востока и бесконечную любовь, что несут в себе святые православной веры.
Он работает по 4 — 16 часов в день. Чаще всего без черновых набросков, сразу набело.
И приступает к работе только в добром расположении духа. Чтобы зарядить скульптуру доброй энергетикой. И это ему удается.
Как-то он обмолвился, что, по одной из легенд, человек создан из глины. Он тоже лепит своих героев из глины: она чутко реагирует на душевное состояние художника-творца. Этот «быстрый» материал вполне соответствует его устремлениям.
Каждый художник в меру своего таланта создает свой мир, свою вселенную. Вселенная Алексея Леонова — прибежище философов, писателей, святых, ярких, одаренных личностей.
Кажется, будто мастер жил и творил с самого начала времен, наблюдая за рождением юного мира и предвидя грядущее. Он видел совершенство еще не согрешивших Адама и Евы, горестное лицо Иисуса, уже готового принести неизбежную жертву («Моление о Чаше»); глаза Сергия Радонежского, вобравшие в себя всю мудрость мира; очищающий удар меча незыблемого в праведности своей миссии Последнего Ангела. Он странствовал в белых песках Египта, где в прохладных покоях царского дворца великий фараон Эхнатон благоговейно прикасался к изящным пальчикам прекрасной Нефертити, ночевал в масличных рощах Греции, где жили герои и боги, часто спускавшиеся на землю.
Алексей убежден в том, что жанр скульптурного портрета очень сложен: «Моя задача — реконструкция души в портрете. Я стараюсь ощутить великую личность как современника и наделить портрет чувствами, ощущениями, мыслями, которыми жил этот человек. Великий Роден утверждал, что в 99 случаях он лепил свои скульптуры с натуры. И когда ему указывали на присутствующую в них несоразмерность, отвечал: «В моих работах только правда, правда внутренняя».
Зацепить зрителя любой ценой — такую задачу ставят перед собой многие художники. Один скульптор лепит из теста съедобные головы. Другой воспроизводит городскую свалку. На первый взгляд, Алексей Леонов со своими святыми, философами, героями мифов — консерватор.
Но, может, и авангардист? Когда на огромном пространстве, занятом напористыми производителями китча, различных инсталляций и перформансов, появляется художник, который воссоздает образы титанов духа, прокладывает мосты из глубин далекого прошлого в завтрашний день, он — чистейший авангардист.
И даже неискушенный зритель легко поймет, что работы Леонова — это высокое искусство.
Алексей Леонов начал учебу в художественной школе имени Т. Шевченко. Заканчивая академию, защитил с оценкой «отлично» сразу две выпускные работы: теоретическую — «О влиянии религии на формирование скульптурных образов» и практическую — скульптуру «Николай Рерих».
Его произведения находятся в Москве, Чикаго, Хьюстоне, Страсбурге, Кёльне, Калуге, Астане, Калькутте, в частных коллекциях Украины, России, Белоруссии, США, Канады, странах дальнего и ближнего зарубежья. Стоят на знаменитой Аллее искусств в Киеве и более чем в 90 городах мира памятники Циолковскому и Королеву, Льву Гумилеву, юному Ломоносову, Юрию Гагарину.