Все новости
Культура
21 Сентября 2012, 15:40

Знаменитая «Амазонка» вернулась в Уфу

Подлинники картин известного художника прибыли из 22 музеев России

«Жаль, что вся эта красота останется в Уфе только на время», — говорит директор музея.
«Жаль, что вся эта красота останется в Уфе только на время», — говорит директор музея.
Уникальная выставка произведений живописца, чье имя носит Башкирский государственный художественный музей, откроется через несколько дней. Еще недавно здесь царил рабочий беспорядок: делали косметический ремонт, проводили дополнительное освещение. Ждет своих слушателей только что купленный рояль. Картины таинственно мерцают в полумраке будто бы совсем свежей краской — словно Нестеров писал их накануне. Директор музея Файзрахман Исмагилов весь в «запарке», но с гордостью демонстрирует богатство, которого Уфа еще не видела:
— Здесь 82 произведения Нестерова, которые нам предоставили Русский музей, Третьяковская галерея и еще 20 российских музеев. Среди этих работ — «Амазонка», знаменитый портрет старшей дочери художника Ольги, начатый в Уфе, «Великий постриг», за который Михаил Васильевич получил звание академика в 1898 году, «Пустынник», «До государя челобитчики» и многие другие картины. Впервые мы экспонируем ученические натурные эскизы Нестерова, что будет очень полезно для студентов, его дипломную работу. Многим будет интересно посмотреть на совсем ранние, самодеятельные творения будущего знаменитого художника. Плюс к этому есть еще 107 картин из нашего музейного фонда. Все это — подлинники. Пока не могу сказать точно, сколько произведений войдет в экспозицию, но все восемь залов будут отданы под картины Нестерова. Выставка откроется 25 сентября и будет работать примерно до 20 декабря.

— Файзрахман Абдрахманович, немало споров возникло вокруг проекта реконструкции музея, а именно — пристроя к нему, где, по задумке архитекторов, должно расположиться новое фондохранилище. Многим не понравился стиль хай-тек, предложенный Ильясом Дусеевым из «Башкиргражданпроекта». Как в итоге решился этот вопрос?

— Пора уже прекратить кривотолки на эту тему. Реконструкция музею необходима, проект мы утвердили, потому что он создан специалистами и отвечает представлениям о современной архитектуре. Недавно у нас была федеральная проверка во главе с Мединским, и был подписан приказ о делегировании полномочий между минкультом РФ и Нестеровским музеем. Там сказано, что мы должны соблюдать условия хранения картин, иначе шедевры могут изъять. Нынешнее музейное хранилище уже заполнено так, что пройти негде. В фонде больше 12 тысяч произведений, и коллекция ежегодно пополняется. Мы просто можем потерять то, что храним для потомков.

Кстати, через пять лет даже тех площадей, которые нам сейчас предлагают сделать архитекторы, снова не хватит. Поэтому надеемся, что по улице Гоголя до улицы Свердлова будут построены новые здания музея — земля уже зарезервирована. По всей России под музейные площади отдают целые кварталы — Третьяковская галерея, Пушкинская галерея, Эрмитаж, Русский музей... Почему бы в Уфе не сделать то же самое? Тогда это был бы уже другой, современный уровень. Можно переселить людей из расположенных рядом частных домов: и они будут счастливы, и мы, получив дополнительные площади. Или взять старинное здание таможни на улице Пушкина — этот памятник архитектуры тоже можно передать музею, а сотрудникам таможни предоставить другое помещение — в строгой современной стилистике, которая гораздо больше подходит такой службе.

— Что еще планируется сделать к юбилею Нестерова, помимо выставки?

— На здании гостиницы «Агидель», стоящей на месте дома, в котором родился и жил маленький Нестеров, будет установлен рельеф художника в исполнении скульптора Фирданта Нуриахметова. А ниже по улице Ленина — в сторону железнодорожного вокзала, неподалеку от деревянной церкви, откроется сквер имени Михаила Нестерова. 26 — 27 сентября пройдут также первые Нестеровские чтения. Правительство республики объявит о республиканском конкурсе имени Нестерова, который будет проводиться среди художников раз в четыре года. А пока что уже состоялся аналогичный конкурс детских рисунков — его итоги будут подведены во время торжеств.

— Оказывается, у вас есть раритетная чашка, принадлежавшая Нестерову и подаренная его дочерью. Наверняка в музее немало других личных вещей художника. Будут ли они показаны зрителям?

— Да, я встречался с Натальей Михайловной в Москве в 2003-м году, когда ей исполнилось сто лет. Удивительная была женщина: сказала, что проживет ровно век и умрет на сто первом году жизни. Так и случилось... Она передала нашему музею много вещей своего отца. А чашку, из которой пил сам Нестеров, подарила лично мне, а я передам ее «по наследству» следующему директору. Когда я приехал на похороны Натальи Михайловны в 2004-м году, ее подруги под впечатлением от того, как на родине художника чтят его память, тоже подарили музею некоторые вещи, принадлежавшие Нестерову.
Например, мольберт, хранившийся в доме братьев Кориных — с ними Михаила Васильевича связывала многолетняя дружба. Что касается выставки этих и других реликвий, то мы сможем устроить ее после того, как вся мемориальная часть музея будет отдана под постоянную экспозицию картин и личных вещей Нестерова. А произведения других художников станут экспонироваться в новом корпусе. Пока же для такой выставки не хватает места.
Читайте нас: