Все новости
Культура
18 Июня 2012, 23:55

Смывая с души пыль повседневности

Оркестр — это театр, каждое выступление которого должно зацепить публику

Слово «оркестр» знакомо сейчас каждому школьнику. В Древней Греции термин «орхестра» обозначал площадку перед сценой, где находился хор,— непременный участник древнегреческой трагедии. Позже на этой же площадке стала располагаться группа музыкантов. Вот ее-то и ее назвали «оркестром». Прошли века. В наши дни они разные: духовые, народные, оркестры баянистов, камерные оркестры, эстрадно-джазовые. Но ни один из них не может выдержать сравнения со «звуковым чудом»: так часто и вполне объективно называют симфонический оркестр. Доказательств это не требует, зато примеры убедительны. Например, вторая часть Одиннадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок — «9-е января». По определению одного из музыковедов создается впечатление, «будто воздух Дворцовой площади застонал от горя при виде свершившегося злодеяния». Были даже случаи, когда на первых исполнениях Одиннадцатой симфонии слушатели то и дело приподнимались со своих мест, думая, что на эстраде за оркестром находится хор. Немецкий композитор Рихард Штраус в симфонической поэме «Дон Кихот», иллюстрируя известный эпизод из романа Сервантеса, удивительно «наглядно» изобразил в оркестре блеяние стада баранов.
По-видимому, ответить на вопрос, когда же появился симфонический оркестр в том виде, в каком мы его знаем и любим, с абсолютной точностью нельзя. Можно лишь утверждать, что формирование его закончилось к середине XVIII века.
Увертюра
Цветущий май 1992 года. Один из известнейших российских дирижеров того времени на приеме у облеченного властью чиновника, решился похлопотать за свой знаменитый оркестр, творческий энтузиазм которого находился на последнем издыхании. «Вот поднимем экономику, тогда за культуру возьмемся», — обнадежил тот. «Когда вы поднимете экономику, в культуре поднимать будет нечего!» — хлопнул дверью дирижер. Двадцать лет назад в республике понимали, что театр, музыка — последнее убежище смертельно уставшего от смуты человека. 5 мая на свет народился коллектив, которым гордятся жители республики, считая его одним из тех нематериальных сокровищ, с которым просто обязан познакомиться любой гость столицы — Национальный симфонический оркестр РБ. Правда, это название он получил в 1994 году, созданный ранее как симфоническая капелла телерадиокомпании «Шарк». Бывает так, что для того, чтобы оценить событие в культурной жизни, необходимо время, но «новорожденный» сразу заявил о себе как о «взрослом», наделенном зрелыми талантами коллективе. Что, впрочем, было неудивительно: основу оркестра составили талантливые выпускники музыкальных вузов Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани. Капелла ярко заявила о себе, организовав I фестиваль симфонической и хоровой музыки, о котором с восхищением писала музыковед Людмила Атанова: «Оркестр очень молод — исполнился только год со дня его основания, но своим старанием и любовью к музыкальному искусству и его творцам он совершил подвиг — заставил любителей большой музыки поверить в грядущий рост музыкального искусства Башкортостана».
Доленте — печально
Но вскоре наступили времена, хуже которых для музыканта, привыкшего к звукам инструмента, как человек — к звукам своего голоса, представить невозможно. Наступает время вынужденного молчания. «Шарк» стал испытывать серьезные экономические затруднения. Для капеллы это было время борьбы за существование. Это сейчас музыку, живопись, уроки талантливого педагога, в которые он вкладывает всю свою душу, естественно называют культурными, образовательными услугами. В 90-х же не привыкшие еще к рыночным реалиям творческие личности ну никак не могли увязать искусство и коммерцию. Пришлось. Занимались продажей муки, сахара, масла, чтобы хоть как-то обеспечить оркестрантов зарплатой. Союз композиторов писал письма с просьбой поддержать оркестр, статьи в республиканские газеты. 22 февраля 1994 года состоялось второе рождение коллектива, а в ноябре под новым названием — Национальный симфонический оркестр РБ — он триумфально выступил на II фестивале симфонической и хоровой музыки.
Фестиво, фестозо — празднично
Коллектив обладает столь обширным репертуаром, в который входят произведения мировой классики, масштабные полотна отечественных и башкирских композиторов, что устроить для благодарных слушателей настоящий праздник, праздник разума, «воплощенный в прекрасных звуках», для музыкантов не составляет особого труда. Например, ежегодный фестиваль «Рождественские встречи», дарящий слушателям ощущение волшебства заснеженной ночи, когда возможны любые чудеса и свершаются самые несбыточные мечты. Что-что, а сказку оркестр сотворить умеет. Как-то раз в наступающий Год Козы на радость маленьким меломанам и даже солидным дядям и тетям в строгом зале зацокал копытцами очаровательный кудрявый козленок, напуганный немного повышенным вниманием к своей юной персоне.
Циклы концертных вечеров «Оркестр приглашает…», «Европа музыкальная», «Звезды XXI века», фестиваль «Музыкальный марафон «Евразийский мост» — фейерверк блистательного наследия музыкальных гениев мира, заставляющий забыться на время в навевающих сладкие сны волнах музыкальной гармонии. Надолго запомнился любителям музыки Баховский фестиваль, прошедший в декабре 1998 года и посвященный 250-летию со дня смерти великого немецкого композитора. Творчество «человека тысячелетия» было представлено во всех жанрах — органные, хоровые, клавирные сочинения, инструментальные концерты, специально сделанные для этого фестиваля переложения для симфонического оркестра. Одним из главных событий музыкальной культуры давно стал Международный фестиваль симфонической и хоровой музыки «Белая река», дающий прекрасную возможность блеснуть талантами и у других поучиться. Тем более, что имена этих других внушают почтительный трепет меломанам всего мира: в свое время оркестр «сыгрался» не только с отдельными звездами музыкального Олимпа: Ириной Архиповой, Николаем Петровым, Еленой Образцовой, Даниилом Крамером, Владимиром Овчинниковым, Денисом Мацуевым, Рустемом Абязовым, представителями зарубежной музыкальной элиты из США, Нидерландов, Франции, Швейцарии, Германии, Китая, но и с целыми коллективами, в числе которых Русская государственная академическая хоровая капелла имени А. Юрлова. А себя оркестр показывал не только на родной сцене, но и на концертных площадках Москвы, Казани, Оренбурга, Туниса, Испании, Швейцарии, вызывая благосклонные отклики критиков, разобравших по косточкам не один знаменитый коллектив.
Мolo della fantasia — полёт фантазии
Сегодняшняя жизнь, к сожалению, диктует нам так называемое «сухое» образование, считают музыканты оркестра. Это тупиковый путь развития: если не прививать человеку понятие красоты, ждать от него какого-то вклада во благо общества бесполезно. Коллектив НСО славится не только своим профессионализмом, но и креативностью, творческими задумками. Так, для завсегдатаев концертного зала училища искусств столицы разных стран «звучат» по-своему: на то существует абонемент «Музыкальные столицы мира», «Виртуозов третьего тысячелетия» меломаны тоже знают не понаслышке благодаря тем же абонементам, «Концерт-праздник», «Музыка мирового кино» говорят сами за себя: жизнь прекрасна, пока мы слышим «поэзию воздуха», как называли музыку древние мудрецы. Оркестру выпала честь первым познакомить слушателей с произведениями башкирских композиторов — Г. Альмухаметова, Х. и М. Ахметовых, Р. Муртазина, З. и Л. Исмагиловых, А. и С. Сальмановых, С. Низаметдинова. Их музыку можно не только прослушать в притихшем, очарованном зале, но и «унести» с собой — в виде компакт-диска. «Антология башкирской симфонической музыки», например, — второй по значимости проект на территории бывшего Советского Союза после Антологии русской симфонической музыки, записанной Евгением Светлановым и Государственным симфоническим оркестром СССР.
Атака — продолжать без перерыва
Главная творческая заповедь музыкантов: оркестр — это театр, каждое выступление должно быть ярким, эмоциональным, должно зацепить публику. Отсюда — элемент импровизации, концерты-загадки, викторины, специальные вечера, на которых слушатели знакомятся с каждым инструментом «в лицо». Отсюда — благотворительные концерты «Оркестр — детям и юношеству», на которые приходят, в том числе, и воспитанники детских домов и школ-интернатов. Они приходят сюда, озираясь по сторонам, чувствуя себя слегка скованно в непривычно-торжественной обстановке, среди элегантных дам и джентльменов, какие не ходят по улице и не цедят из бутылки пиво, не дымят сигаретами в лицо малышу. Приходят — и остаются навсегда, взятые в плен ласковыми сетями музыки, преображающей реальность в сказку — какую захочешь. Ты в ней — король, властелин, чародей.
Иногда приходится лукавить. Например, ставя во втором отделении исполнение сюиты Джона Вильямса из культового фильма «Звездные войны», а в первом мало известного даже меломанам композитора. Довелось услышать мнение одного из набившихся в зал в потрепанной джинсе подростка: «А этот, в первом-то отделении, очень даже ничего!».
Аморозо — любовно
«С огромным интересом и волнением прослушал «Антологию башкирской музыки». Уже сам факт такой записи подразумевает неимоверный труд и благоговейное отношение к национальной музыке Башкортостана. Стоит ли говорить о том, что эта «Антология» станет «настольной книгой» для преподающих и изучающих музыкальное наследие Башкортостана.
С уважением, Александр Вакульский, главный дирижер симфонического оркестра Нидерландов».
«Я бесконечно рад, что приехал в Уфу и выступал с таким замечательным оркестром. Браво! Станислав Леонтьев, солист Мариинского театра».
«Вы звучите очень тепло и проникновенно! Так, как я хочу!» — отозвался об игре оркестра знаменитый виртуоз-мультиинструменталист Юрий Медяник, «человек-оркестр».
Летом НСО под управлением нынешнего главного дирижера Рустема Сулейманова и художественного руководителя Владимира Рихтера не оставит любимых зрителей. 14 июня НСО РБ открывает цикл концертов «Летние сезоны».
Джокозо — игриво
Дирижеры смеются:
Остались всего три репетиции до пoзoра!
Я скажу вам сейчас, какие тут ноты — вы очень удивитесь.
В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!
Альты, куда вы лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез.
А если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа.
Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!
Почему вы всегда так настойчиво пытаетесь играть, как только я начинаю дирижировать?
Левой рукой шевелите, чтобы все думали, что вы живы.
Читайте нас: