Все новости
Экономика
3 Марта 2020, 10:00

Спорная корректировка

Начисление платы за отопление в республике вылилось в нешуточные разборки

Прошедший год отметился в жилищно-коммунальной сфере двумя немаловажными событиями: переходом на прямые договоры с теплоснабжающими организациями и введением нового порядка расчетов за отопление. В принципе, и то и другое можно оценить как положительные изменения. Во-первых, исчез лишний посредник между жильцами и поставщиками тепла, тем самым закрыв вопрос с нецелевым использованием средств и растущими долгами. Во-вторых, более понятным и логичным стало начисление платы: по фактическому потреблению и только в отопительный период. Так почему же все это вылилось в волну недовольства, последней точкой которого стал митинг в Уфе? Ответ на этот вопрос попытались найти участники круглого стола.

Откуда дровишки?

— Прежде всего, надо разделить эти два понятия: переход на систему 1/8 и корректировку по итогам 2019 года, они между собой не связаны, — отметил замминистра ЖКХ республики Марат Шангареев. — Корректировка предусмотрена законом и проводилась ежегодно. Снимались показания общедомового прибора учета, вычислялось потребление за год и на этой основе выводился норматив для конкретного дома на предстоящий период. В течение года жильцы платили по нему, а затем снова снимались показания счетчика. Если фактическое потребление оказывалось больше, производилось доначисление, если меньше — жильцам делали перерасчет со знаком минус.
Именно такая корректировка была сделана по итогам 2019 года. Однако она получилась двойной, поскольку весной-летом жителей перевели на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. И вышло так, что сначала корректировку за свои месяцы сделала БашРТС, а потом за начало года — управляющие компании.
На это наложился еще и переход на систему 1/8 — вместо платы равными частями в течение года жильцы теперь вносят большие суммы в холодное время года и вообще не платят летом. Но лето еще далеко, а пока на головы собственников свалились весьма повысившиеся из-за холодов суммы.
Вся эта каша и привела к тому, что люди вскипели и начали возмущаться. Между тем повода для скандала у большинства из них не было.
— В целом за год население заплатит не больше, чем раньше, — подчеркнул Марат Шангареев. — Повышение может быть связано только с ростом тарифа. Жильцы рассчитаются за тот объем теплоэнергии, который показал прибор, а он зависит прежде всего от температуры наружного воздуха. В зимние месяцы плата за отопление может возрасти на 50 процентов, зато не придется платить летом.

Ждите возврата

Жителей, впрочем, возмутил не столько сам факт корректировки, сколько предъявленные суммы.
— Доначисления от БашРТС получили 494 дома, их общая сумма составила 60 млн рублей, — пояснил председатель Госкомжилнадзора республики Ильдар Шафиков. — В то же время в 5,5 тысячи домов корректировка проведена в пользу жильцов, ее общая сумма составила 1 млрд рублей.
Тем не менее ситуация накалилась, и было принято решение проверить все дома, где жителям предложили доплатить. Большинство из них, кстати, — 346 домов — находятся в Уфе. Комиссия выехала на места и обнаружила более 150 нарушений в работе приборов учета и содержании общедомового имущества. Это отсутствие пломб, разбитые экраны тепловычислителей, неправильный монтаж счетчиков, отсутствие теплоизоляции. Кстати, за все это отвечают управляющие компании — именно они обязаны следить за приборами.
— Можно говорить о ряде типовых ситуаций, — подчеркнул Ильдар Шафиков. — В 120 домах один прибор обслуживал несколько зданий. В десяти домах объем потребленного тепла был выше технических возможностей. Где-то прибор вообще не работал, а с жильцов брали по среднему значению в пиковые месяцы. Проблемы были и в домах с ИТП. Кроме того, причиной ошибок стали неправильные сведения в базах данных, по тем же жилым и нежилым площадям, например.
Поскольку в Уфе проверено пока только 70 процентов проблемных домов, говорить можно только о промежуточных итогах. А они таковы: сумма доначислений уже уменьшилась на 13 млн рублей.
— Перерасчет по корректировке жильцы получат уже в марте, — сообщил Ильдар Шафиков. — По каждому дому сумма будет индивидуальной: большей или меньшей. А при подготовке к следующему отопительному сезону все выявленные нарушения должны быть устранены.

Отдали и снова взяли

Еще большее возмущение вызвала корректировка номер два, которую сделали управляющие компании за месяцы, когда жильцы еще не перешли на прямые договоры. В январе, например, в квитанциях у многих значилась сумма в две и более тысячи, и, по некоторым данным, это может быть далеко не все.
— Доначисления ЕРКЦ сделал за самые холодные месяцы 2019 года — с января по март — апрель, — объяснила замдиректора по сбыту БашРТС Ирина Попова. — Это разница между платой жильцов за отопление в этот период и фактическими показаниями прибора. Поскольку в прошлом году плата шла по системе 1/12, получилась значительная разница.
В общем зачете, впрочем, жильцы потерять не должны.
— В Советском районе Уфы, например, БашРТС вернули жильцам за прошлое лето 197 млн рублей, а управляющие компании предъявили за январь — апрель 151 млн рублей. Получается 46 млн рублей в пользу жильцов, — отметил Ильдар Шафиков. — В Октябрьском районе ресурсоснабжающая организация вернула 175 млн рублей, а корректировка управляющих компаний составила 135 млн рублей. Опять же 40 млн рублей в пользу жильцов. То же самое можно сказать о МУП УИС: 297 млн рублей отдано, 146 млн — взято. Случаи, когда и ресурсоснабжающая, и управляющая компании сделали корректировки в свою пользу, отмечены всего в трех уфимских домах, и с ними будут разбираться отдельно.

Дорогое удовольствие

Возникает и такой вопрос: почему в Башкирии тарифы на отопление значительно выше, чем в других регионах того же Приволжского округа?
— Тарифообразование в республике происходит на основе федерального законодательства, — попыталась ответить на этот вопрос зампредседателя госкомитета по тарифам Эмилия Абдуллина. — Для разных ресурсоснабжающих организаций тарифы разные и зависят от валовой выручки, необходимой для их деятельности. Тарифы изменяются один раз в год — с 1 июля, при этом учитываются предельные индексы роста совокупной платы граждан.
Между тем, как заметил тут же руководитель общественной организации Ufacity.me Вадим Беляков, разница с соседними регионами весьма ощутимая: к примеру, в Челябинской и Оренбургской областях теплоэнергия стоит 1400 рублей за гигакалорию, в Татарии — 1700 — 1800 рублей, а в нашей республике — 2134 рубля.
— По теплу у нас не самый высокий тариф, хотя и один из самых высоких, — признала Эмилия Абдуллина. — В Приволжском округе Башкирия по этому показателю занимает третье место.
Однако назвать регионы, где тепло еще более дорогое, замруководителя ведомства не смогла, как и популярно объяснить то, почему в республике тепло стоит в полтора раза дороже, чем у соседей.
Жильцам же ничего не остается, как платить за тепло по тарифам, которые установил госкомитет. В силах ли они сэкономить по этой статье хоть какими-то способами?
— Плата зависит от наличия прибора учета, его работоспособности, настройки и регулировки, — пояснила Ирина Попова. — Кроме того, на сумму влияет энергоэффективность дома. Речь о его конструктивных особенностях, оборудовании стеклопакетами, плотно закрывающихся дверях. Жильцы должны быть озабочены этими вопросами.
Что касается митинга, то вряд ли он поможет делу. Как отметил Марат Шангареев, нужно проверять расчет платы каждому жильцу из проблемных домов, чем сейчас и занимается комиссия. По окончании ее работы результаты будут обнародованы, и пострадавшим сделают перерасчет.

Всё под контролем

В Учалах общедомовые приборы учета тепла установлены почти во всех многоквартирных домах. Если они еще не установлены, то расчеты производятся исходя из нормативов, утвержденных постановлением Госкомитета РБ по тарифам.
— Если мы по-новому начали платить за тепло с началом отопительного сезона, то есть уже осенью, почему жалоб не становится меньше? В чем люди не могут разобраться? — интересуюсь я у инженера по учету и распределению коммунальных ресурсов ООО «Служба заказчика» г. Учалы Анны Баженовой.
— Раз мы за тепло сейчас платим по факту, то многое связано с погодными условиями. Если средняя температура воздуха в октябре была плюс 4,4, а в декабре — минус 8,3, то, естественно, в зимние месяцы потребление теплоэнергии будет больше, чем в осенние, а значит, и плата за коммунальные услуги тоже, — объясняет она.
— Пришла разбираться, — с возмущением говорит пенсионерка, проживающая в доме 36 на улице Ленина. — Если осенью платила за тепло 1,7 — 2 тысячи рублей, то за декабрь — 3,6 тысячи получилось. А пенсия у меня 11 тысяч, квартплата шесть, то есть больше половины дохода уходит. И ведь таких людей много, непонятно, зачем же поменяли старый способ оплаты.
— Если общедомового прибора учета тепла нет, то, конечно, могут быть вопросы, но если же он имеется, тот тут все просто, понятно и прозрачно. Вообще, если возникает вопрос оплаты услуг за тепло, то каждый дом нужно рассматривать индивидуально. Если есть недочеты в отопительной системе, люди, соответственно, могут платить больше. В управляющей компании обещают разобраться, — Любовь Баранова, старшая по дому № 3 на улице Сибайской, считает, что каких-то особых неординарных ситуаций вокруг оплаты за тепло по-новому не возникает.
— Да, осенью и зимой платежи стали больше, сумма возросла примерно на 50 процентов. Но зато летом платить за отопление не придется. Платежи будут прозрачными и понятными для населения, не нужно будет корректировать их по итогам года, а это значит, что не будет перерасчетов, которые всегда вызывают много вопросов и нареканий у граждан, — отмечает главный инженер ООО «Служба заказчика» Ильдар Нигматуллин и заодно делится другой проблемой: — К сожалению, в городе очень много людей, которые не платят за коммунальные услуги. Некоторые оказываются в тяжелой жизненной ситуации, и таким идем навстречу, предоставляем рассрочку — при условии, конечно, что договор будет соблюдаться полностью. Но одно дело, когда это пенсионер или малоимущая семья, а ведь среди должников очень часто встречаются далеко не бедные граждане. Тянут до последнего или просто не хотят платить за услуги. Приходится идти на крайние меры: вводить ограничения в подаче коммунальных ресурсов и обращаться в суд. Кстати, у большинства тут же находятся средства, чтобы погасить все свои долги.
Сегодня же задолженность потребителей «Службе заказчика» составляет около 20 миллионов рублей.
Еще в «Службе заказчика» отметили, что за восемь месяцев, которые оплачивались по-старому, планируется сделать перерасчет в первом квартале 2020 года. Деньги будут возвращаться жильцам или же, по их желанию, направляться на какие-либо благоустроительные работы по дому, устройство дворовых площадок и т.д. Словом, все под контролем.

Готовьте деньги на прибор!

В ответ на вопрос: «Сколько ты сегодня платишь за свою квартиру?» близкий родственник в Туймазах разразился двадцатиминутной тирадой. Суть продолжительного спича сводилась к следующему.
Уже 15 лет он живет в трехкомнатной хрущевке площадью 60 кв. метров. А недавно наконец-то достроил дом, жилая площадь которого в полтора раза больше прежних пенатов. На квартиру покупателей он еще не нашел, а потому вынужден оплачивать содержание и старого, и нового жилья. Когда пришли платежки за январь, он схватился за голову: теперь ежемесячное содержание «хрущобы», вместе со всеми платежами, включая капремонт и интернет, обходится ему почти в 7 тысяч рублей. А нового просторного дома — в 4500. Как говорится, комментарии излишни.
— Ты только подумай, — возмущался он. — В первое время мы прогревали дом так, что столбик термометра постоянно держался выше 30-градусной отметки. Но в конечном итоге за весь потребленный газ платили максимум 2500 рублей в месяц. Остальное — это электричество, интернет и телефон. Неужто на отопление квартиры газа уходит вдвое больше?
Впрочем, столь бурную реакцию со стороны жильцов коммунальщики ожидали еще несколько месяцев назад. Однако первое предупреждение о том, что плата за отопление будет взиматься по новым правилам, многие туймазинцы пропустили мимо ушей, ведь до конца 2019-го цифры в платежках практически не менялись. Но в новом году, получив квитанции с существенно выросшими суммами, люди начали возмущаться.
По словам представителей сферы ЖКХ, в большинстве случаев причиной увеличенного платежа была корректировка за прошлый год. Больше заплатили и те жильцы, в чьих домах нет общедомовых приборов учета тепла. Учитывая, что теперь нормативы раскиданы на восемь месяцев, а не на 12, как это было прежде, цифра получилась приличной.
Впрочем, в этой ситуации были и плюсы: жильцы многих многоэтажек годами не могли раскачаться, чтобы установить общедомовой прибор учета. А сейчас они крепко призадумались.
— Представляешь, живу в пятиэтажке в центре города, ежемесячно за потребленное тепло плачу около 2500 рублей, — рассказал на днях друг детства. — Неоднократно предлагал жильцам скинуться на ОПУ по 3 тысячи рублей. Такую цифру мне назвали в управляющей компании, пообещав, что после этого наши ежемесячные траты сократятся на 700 — 800 рублей. Долгое время никто не соглашался — денег жалко! Но уже в начале февраля у нас прошло собрание жильцов, которые единогласно решили: будем собирать деньги!
Между тем
В Башкирии обсуждается создание системы, которая позволит контролировать наличие и работоспособность общедомовых приборов учета тепла. Планируется также повысить ответственность за несвоевременную поверку и замену приборов, а также нарушение порядка расчета платы.
Сейчас из 19,9 тысячи домов не оборудованы приборами учета тепла около 6 тысяч. Это в основном малоэтажные здания с низким потреблением ресурса. Плата за отопление здесь берется по нормативам. Однако уже в 2020 году и в этих домах должны быть установлены счетчики.
Цифры в платежках просто шокируют.
Читайте нас: