Сергей Ильясов — типичный представитель бизнесменов первой волны. В непростые девяностые был челноком, занимался перевозками пассажиров и грузов, работал в автосервисе. Параллельно трудился на тогда еще государственном предприятии. Дорос до мастера механосборочного цеха, его рекомендовали на должность инженера по технике безопасности… Но когда понял, что работа мешает бизнесу, не раздумывая, отправился на вольные хлеба. На дворе был 1996 год.
— С той поры воды много утекло. Что-то изменилось в «правилах игры» для бизнеса?
— Порядка нынче больше, оттого работать стало интереснее. Как бы парадоксально это ни звучало, мне импонирует… обостряющаяся конкурентная борьба. Сильных предпринимателей она подталкивает к расширению бизнеса, повышению качества услуг, слабых отбрасывает в сторону. «Правила игры» стали жестче. Поэтому в первую очередь выигрывает тот, кто в свое время не жил одним днем, а наращивал свое дело. Правда, сейчас появилось немало состоятельных людей, бездумно вкладывающих деньги в те или иные бизнес-проекты. Но большинство из них изначально обречено на неудачу. Потому что нужно, как минимум, хорошо разбираться в том деле, в которое инвестируешь. Как максимум — жить им. Другой тренд в современном бизнесе — строить на заемные средства торговые площадки, автосервисы и так далее, сдавать их в аренду и «стричь купоны». Быть рантье — мне неинтересно.
— Многие начинающие бизнесмены аргументируют свои неудачи тем, что все ниши уже заняты, и они изначально обречены на банкротство.
— Свободные ниши есть всегда. Надо продвигать те проекты, которые актуальны на данный момент. Скажем, еще в начале «нулевых» открытие автосалона на периферии считалось нецелесообразным капиталовложением. Сейчас их количество в Октябрьском увеличивается с каждым годом.
— Чего в первую очередь не хватает нынешним предпринимателям?
— Знаний. Так считают многие октябрьские бизнесмены, стараясь регулярно участвовать в различных тренингах и семинарах. К примеру, 4 октября мы были в Москве, где ведущие американские специалисты читали лекции по экономике и менеджменту. Потом отправились в Казань, слушали лекции лучшего на сегодняшний день эксперта по финансам Бодо Шефера. Хорошим подспорьем считаю «круглые столы» и выездные семинары, которые проводит «Опора России».
— В числе факторов, сдерживающих развитие бизнеса, Всероссийский центр изучения общественного мнения называет высокие налоги, бюрократические проволочки, высокие кредитные ставки, неопределенность экономической ситуации и непродуманность законов, регулирующих деятельность бизнес-сообщества. В какой последовательности вы бы расставили эти факторы?
— В первую строчку я бы вписал высокий уровень налогообложения, затем — процент коммерческого кредита. 24 процента составляет сегодня налог на прибыль, 18 процентов — НДС. Если добавить плату за аренду, охрану, содержание наемных работников и т. д., предпринимателю остается не так уж и много. Мы не гребем деньги лопатой, как кажется некоторым. А в какие-то периоды и вовсе работаем в убыток.
Что касается процентных ставок по займам. Еще недавно банки кредитовали под 12,75 процента годовых, а сегодня ставка стартует с 18-процентной отметки. Все просто: ряд банковских структур, с которыми мы работали прежде, перекредитовывались в Москве. Но после введения экономических санкций им «перекрыли кислород». Региональные финансовые учреждения решили не рисковать и прикрылись повышением процентных ставок.
Еще одна проблема — кадровая. На три сотни официально зарегистрированных безработных октябрьцев приходится свыше 800 вакансий. Так, мне и моим коллегам очень нужны станочники, менеджеры, повара… Однако все хотят сразу же получать как минимум 30 — 40 тысяч рублей. На меньшие суммы молодежь, увы, не согласна.
— Нуждается ли сегодня бизнес в помощи государства?
— Недавно мой друг, помощник местного омбудсмена, проводил анкетирование предпринимателей. Им был задан аналогичный вопрос. Большинство ответили: главное, чтобы не мешали. Мы уже подстроились под специфику рынка, изменения (даже преследующие благие цели) нередко тормозят развитие бизнеса. С другой стороны, я хорошо помню времена, когда мы открывали бизнес, решая вопросы при помощи «барашка в бумажке». Теперь такого нет. Чуть меньше досаждают и контролирующие органы. Хотя, на мой взгляд, и сегодня они играют не по правилам. По логике, в случае выявления какого-либо нарушения, вначале они должны предупредить предпринимателя, объяснить, как устранить тот или иной недочет и уж затем, если он не внял их доводам, наказывать. У нас же, как правило, все делается наоборот. Недавно произошел такой случай. Представители одного из надзорных органов потребовали предъявить паспорта бытовых отходов. О паспортах мы не имели ни малейшего представления. Тем не менее фискалы не стали мелочиться и с ходу выписали штраф в 30 тысяч.
— Предпринимателей принято делить на «производственников» и «торговцев». К первым относятся более лояльно, ко вторым — несколько пренебрежительно. Мол, что сложного в покупке и последующей перепродаже того или иного товара? Не обижает такое отношение?
— Обижает. Скажу больше — у большинства состоявшихся «торговцев» есть мечта открыть производство. Потому что это и надежнее, и стабильнее, и государством приветствуется. Но для этого нужны серьезные капиталовложения. Большинство моих знакомых прекрасно понимают, что ведение бизнеса по нехитрому принципу «купи-продай» уходит в прошлое. Нынче реализация товара — это только первый этап долгосрочного сотрудничества, в котором задействованы и бизнесмен, и покупатель.