Для получения государственных и муниципальных услуг, мы, как известно, платим пошлину. Есть еще, помимо пошлин, различные денежные платежи, а также штрафы, начисленные разными органами. Получают такие платежи, в конечном итоге, так называемые администраторы доходов бюджета.
Сегодня в качестве платежного документа физическими лицами используется квитанция формы ПД-4. Чтобы ее заполнить и рассчитаться с государством, нам, гражданам, необходимо непосредственно обратиться в кредитную организацию или организацию федеральной почтовой связи. Это требует определенных затрат личного времени.
В результате платежи должны дойти до администратора доходов бюджета. В связи с этим государственные и муниципальные органы, оказывающие услуги, и органы, имеющие полномочия начислять штрафы, заключают соглашения с кредитными организациями, чтобы получать от них детализированную информацию для подтверждения фактической оплаты.
Нередко возникает ситуация, когда оплата производится неверно. Бывает такое по вине плательщика или кредитной организации. В результате уходит немало времени на поиски платежа в органах Федерального казначейства либо в кредитной организации.
Как было бы комфортно обеим сторонам, если бы такие платежи принимались быстро, в шаговой доступности, в упрощенной форме! Сколько бы это в идеале экономило времени! Такое станет возможным, если обмен информацией о платежах между кредитными организациями, администраторами и другими органами станет быстрым и достоверным.
На сегодняшний день для достижения поставленных целей Федеральным казначейством разработана опытная версия электронного сервиса — информационная система учета начислений и фактов оплаты платежей в бюджеты бюджетной системы, сокращенно УНИФО. Она обеспечивает передачу данных, подтверждающих информацию об оплате пошлин, услуг, и предоставляет все сведения, содержащие информацию о платежном документе: кто, когда, где и сколько заплатил.
Электронный сервис позволяет администраторам доходов в режиме реального времени размещать сведения о начисленных штрафах, сборах, пошлинах, платежах за оказание государственных услуг; получать предоставленные кредитными организациями сведения об оплате начислений, размещенных в системе, а также об авансовых платежах за оказание государственных услуг из
приложения Авансовый отчет; получать предоставленные Федеральным казначейством сведения о поступлении денежных средств.
А кредитным организациям дает возможность получать предоставленные администраторами сведения, достаточные для формирования платежного документа, передавать сведения о фактах оплаты начислений, а также об авансовых платежах за оказание услуг.
Между Национальным банком РБ и Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан заключено соглашение, определяющее особенности взаимодействия при передаче принятой в электронном виде от кредитных организаций информации из платежных документов физических лиц.
Таким образом кредитные организации формируют и передают в электронном виде в территориальные учреждения Банка России, а оно, в свою очередь, — территориальным органам Федерального казначейства расшифровку соответствующего платежного поручения на общую сумму, с указанием всех необходимых для администратора реквизитов плательщика.
Сегодня благодаря электронному сервису у граждан появилась возможность получать информацию о своей задолженности перед государством в «личном кабинете» плательщика на портале государственных услуг, либо через кредитные организации и осуществлять ее моментальное погашение как в кредитной организации, так и с портала государственных услуг.
Кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, платежные агенты, принимающие платежи физических лиц, обязаны будут незамедлительно направлять в Государственную информационную систему сведения об уплате.
Органы Федерального казначейства после получения этих документов передают их в электронном виде администраторам. При этом администраторы доходов избавляются от работы с документами на бумажных ПД-4 и получают всю необходимую информацию в электронном виде.
Для создания удобных и быстрых способов оплаты государственных услуг Федеральным казначейством при участии партнеров — банковских учреждений, администраторов платежей — выработаны основные правила взаимодействия.
В ряде регионов, включая нашу республику, проведена опытная эксплуатация процесса на примере взаимодействия физического лица с администратором, кредитной организацией, информационным ресурсом, где хранятся сведения о начислениях и поступлениях. Уже накоплен определенный организационный, технологический опыт, что позволит в ближайшее время разработать рабочий проект системы, который будет внедрен по всей стране.
Кстати, с 1 января 2013 года Федеральное казначейство наделяется полномочиями по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах на основе разработанного Федеральным казначейством электронного сервиса УНИФО.