Строго говоря, в рекламе народная марка «Ишимбайский трикотаж» не нуждается. Работая на рынке 45 лет и постоянно развиваясь, фабрика создает товары подлинно народного потребления. Еще в советские времена увидеть на полке столичного универмага трикотаж из далекого башкирского города было большой удачей: хлопковое трико и детские ползунки для рядового россиянина всегда были более актуальны, чем батник от Кардена.
По большому счету, ничего не изменилось и в рыночных условиях. И сегодня удельный вес продукции фабрики в общероссийском объеме составляет около 4 процентов. Годовой выпуск ЗАО «Ишимбайская фабрика трикотажных изделий» — это 4 млн штук трикотажного белья и верхнего трикотажа для детей и взрослых.
Итак, есть товар, есть устойчивый спрос на него, тем не менее, в 2011 году фабрика переживает один из острых кризисных периодов своей истории. О том, как увидеть за экономическими и ментальными преградами производственную перспективу, мы беседуем с генеральным директором предприятия с 1982 года Анатолием Захаровичем Саушиным.
— Ваше предприятие среди других представителей отрасли выделяет стремление «быть на волне», несмотря на экономические обстоятельства и политическую подоплеку дня. Как сложился 2011 год для фабрики?
— Основные проблемы этого года — общее падение в экономике. Как представитель реального сектора я не беру во внимание продажу нефти и газа. Это не экономика, это торговля будущим наших детей и внуков. Ишимбай — живой пример такого подхода. Когда были исчерпаны запасы нефти, город уже не смог выйти на уровень нормального экономического развития.
Из-за необдуманного повышения единого соцналога в 2011 году мы наблюдаем общее снижение в отрасли, падение уровня зарплаты. Фактически на каждый рубль начисленной зарплаты 50 копеек мы должны отдать государству. На примере нашей фабрики это означает следующее: из оборотных средств за 8 месяцев текущего года на уплату ЕСН было изъято на 4 млн рублей больше. До конца года эта цифра еще и вырастет.
В целом наш оборот составляет около 30 млн рублей в месяц. И на 4 млн рублей уменьшилась наша возможность инвестировать в собственное производство. Мы недозакупили сырье, недофинансировали запчасти для оборудования, не смогли сохранить на прежнем уровне зарплату: в 2010 году средняя зарплата составляла 12 тыс. 450 рублей, а в 2011 — 9,9 тыс. рублей. По всем параметрам ЕСН — это антипроизводственный закон, и понимания остроты момента нет на самом ответственном уровне страны. Не случайно в речевой оборот вошло просто и легко произносимое «игроки». Это характеристика ситуации в экономике России. Всегда были субъекты экономической деятельности — производители и потребители. А сегодня все стали играть во что-то. В финансовые пирамиды, в биржи: «быки» ушли в красное, «медведи» ринулись в зеленое… И экономики как таковой не стало, ее подменили мониторной фразеологией. Чему удивляться, когда производство размылось, произошла деиндустриализация. В России не выпускаются самолеты, мы идем в третий мир…
— Недавно «Интерфакс» приводил такие данные: из трикотажных изделий, которые сегодня носят россияне, 60% произведено в Китае. Прокомментируйте эту цифру на примере своего производства.
— В 2011-м на Ишимбайской трикотажной фабрике на треть снизился уровень сбыта — 74% к аналогичному периоду 2010-го. Это серьезное падение, которое характерно для всей отрасли. Аналогичное нашему производство в Орске — 64%, корпорация «Глория джинс» — 81% к 2010 году.
У меня в руках — отраслевой федеральный справочник по производству продукции легкой промышленности. По нему четко видно: в России упал общий объем производства, причем падение характеризуется одним показателем — структурой платежеспособного спроса.
Мы произвели больше, чем реализовали. И это несмотря на принципиальную позицию — держать качество изделий, проходить систему контроля соответствия санитарно-гигиеническим нормам и стандартам.
Судите сами. Фабрика выпускает более 300 моделей женской, мужской и детской одежды, а также белье для новорожденных и более 50 товарных групп трикотажа из натуральной хлопчатобумажной пряжи. В течение года ассортимент по моделям, рисункам и сырьевому составу обновляется на половину. Постоянный поиск креативных решений составляет основу всего производственного процесса. Специалисты фабрики создают новые полотна, цветовые решения, модели изделий, обеспечивающие индивидуальную привлекательность. В отделе главного технолога и художественной мастерской тщательно продумывается каждое новое изделие с учетом изучения рынка и пожеланий потребителей. Как и дома моды, наша фабрика ежегодно представляет новые коллекции осенне-зимнего и весенне-летнего ассортимента.
— Иногда ишимбайцы шутят, что фабрика трикотажных изделий на свой лад способствует улучшению демографической ситуации в стране.
— В какой-то степени так и есть, ведь мы всегда ориентируемся на самых маленьких потребителей. 60 процентов нашей продукции составляют изделия детского и ясельного ассортимента, развиваем и молодежное направление, предлагая практичные вещи для подростков. Цветовые гаммы коллекций, рисунки набивной и штучной печати, используемые во всех моделях, являются собственными разработками художников предприятия.
Основу конкурентного качества мы видим в новых технологиях, и с 2005 года фабрика активно занимается модернизацией производства: приобретаем швейные машины Yamato, Juki, Pegasus, Kansai (сегодня их на предприятии уже 141 единица), высокопроизводительное трафаретное оборудование, машины для раскроя, термотрансферные прессы.
Как видите, мы совершенствуем производство по всем направлениям, тем не менее наблюдаем столь резкое падение сбыта. Притом что от потребителя нет нареканий ни по качеству, ни по модельному ряду, ни по цветовой гамме и конструкции изделий. Причина — в падении платежеспособного спроса населения.
И такой обвал в 2011 году мы видим на рынке по всем видам легкой промышленности. Любой трикотаж начинается с пряжи. Смотрим в официальном справочнике данные по ее производству в России — это 58% к уровню 2010 года. Почему упало производство пряжи? Нет платежеспособного спроса!
— Система экономических показателей противоречит здравому смыслу. Кто поверит в то, что в нашей холодной стране люди перестали носить бельевой трикотаж?
— Конечно, это не так. Но дело в том, что россияне теперь могут себе позволить меньше таких товаров. Наблюдение из сети наших фирменных магазинов: еще несколько лет назад покупатель выбирал по нескольку моделей одного товара, совершая покупки сразу для всей семьи, а сегодня даже весьма конкурентный по цене бельевой трикотаж покупает точечно, избирательно. Изучая спрос, мы видим: люди сегодня по соображениям экономии выбирают более дешевые и менее качественные изделия, произведенные полуподпольными фирмами.
Однако никто еще не опроверг формулу Маркса «товар — деньги — товар», а значит, и сегодня прибавочная стоимость создается на производстве, а не на бирже. И основным понятием экономики остается производство, то есть базис, а финансы, при всей их значимости, — лишь надстройка. Сегодня Россия — страна, в которой все события вращаются в надстройке, заводы и фабрики производят все меньше, а государство закрывает на это глаза.
— Тем не менее, Ишимбайская трикотажная фабрика работает без убытков.
— Мы делаем все, чтобы не выйти на эту грань. К сожалению, в этом году пришлось сжать состав коллектива, предложить уйти на отдых пенсионерам — сотрудникам швейного цеха, сократить состав некоторых служб. Когда энергетики выставили непомерные цены за тепло, мы приобрели собственные котельные установки для выработки пара, который потребляется для крашения и отделки изделий на производстве. Но продолжается работа с коллективом, сохраняются традиции коллективных праздников, действует фабричная пекарня.
Мы сознаем, что наступающий 2012 год станет еще более сложным. Грядущий рост тарифов озвучен как инвестиционный. То есть энергетикам развиваться нужно, а производству — нет? Наша фабрика — предприятие социально значимое. У нас работают в основном женщины, мы выпускаем продукцию массового спроса. Понимания этого не прослеживается в отношении к нам государства. Но мы намерены действовать в той реальности, в которой живем. Потому что уверены: истинная социальная защита населения заключается не в выдаче пособий, а в обеспечении людей работой, где они могут обеспечить себя, а для всего общества произвести конкурентные и востребованные товары.
ЗАО «Ишимбайская фабрика трикотажных изделий» специализируется на выпуске продукции для всех возрастных категорий. Предприятие работает в режиме полного обеспечения — от получения пряжи до выпуска готовых изделий. Продукция ЗАО «ИФТИ» продается в 59 регионах России. По объему выпуска оно занимает 4 место в России среди 83 предприятий аналогичного профиля.
Строительство Ишимбайской трикотажной фабрики в середине 60-х годов позволило снять остроту проблемы занятости женской части населения Ишимбая. Сегодня коллектив составляют 665 человек, представлены почти 100 профессий.
За 10 месяцев текущего года ИФТИ выпустила 3 млн штук трикотажных изделий на общую сумму 296,3 млн рублей.
За последние пять лет фабрика инвестировала в модернизацию производства 21 млн рублей.
Фото Наиля РЕЗЯПОВА г. Ишимбай.