Все новости
Cоциум
6 Января 2012, 16:47

Судьба в дарах своих богата

Анвару Абдрахманову знакома и настоящая мужская работа, и простая человеческая радость

Анвар Абдрахманов (1991 г.)
Анвар Абдрахманов (1991 г.)
В неумной самонадеянности нам часто кажется, что мы держим Бога за бороду и ничто в жизни не сможет сбить нас с чеканного шага. Но господь, до бороды которого никому не дотянуться, всегда располагает по-своему. Вот и меня, никогда всерьез не хворавшего человека, внезапный недуг не только свалил с ног, но и уложил на операционный стол. Помимо жены, детей и ближайших родственников, из друзей в те дни один звонил мне каждый день. Ведь занятой же человек: директор техникума.
На Анвара Муллагалеевича Абдрахманова с утра наваливается девятый вал больших и не очень проблем. Это непосвященному может казаться, что у начальства под рукой десятки помощников и суетиться должны они, когда Сам в это время пребывает в тиши кабинета. Заблуждение! И притом наивное. Сколько знаю Абдрахманова, не перестаю удивляться его умению делать многое без громких слов.
На людях он всегда спокоен, даже флегматичен, и по лицу вряд ли можно догадаться об обуревающих его чувствах. Ведь мужчина-башкир не может, подобно женщине, рыдать в голос, дать волю эмоциям. Свое расположение Анвар выражает своеобразно: берет твою руку в обе свои и так подержит на мгновение дольше обычного. Но даже мимолетное проявление сентиментальности, однако, не смягчало жесткости его глаз. Хотя и это мне в нем нравится, потому что чересчур улыбчивых и жизнерадостных людей опять же не жалую.

В свои шестьдесят пять Анвар Муллагалеевич вдоволь познал и настоящую мужскую работу, и невезение, и простую человеческую радость.

Родом он из Стерлибашевского района — края, который историки-исламоведы называли не иначе, как аль-Азхаром* Южного Урала и Поволжья. Сюда, в комплекс знаменитых медресе, основанный еще в начале XVIII века главой религиозной династии Тукаевых Нигматуллой, стекались на бесплатное обучение сотни шакирдов со всей России, и не только. Здесь получали образование многие блистательные представители башкирской и татарской интеллигенции.

Каюсь, что целиком сосредоточиться на личности своего друга пока не получается, но и от корней своих никуда не уйти. Тем более Газима Ульмаскуловна, матушка Анвара и двух его сестер, не только в Кубакуше, но и в окрестных деревнях слыла знатоком священного Корана да и канонов ислама. К тому же Газима-апа вела уроки с девочками на дому. Такие люди, тем более женщины, до богоборческих времен были очень почитаемы и в семье, и в обществе.

Вообще-то Анвар Абдрахманов рос в обычной семье, где знали цену куску хлеба. Частенько они с отцом Муллагали Гайсиновичем ездили по дрова в березняки недалеко от чувашской деревушки Улядарово. Далековато, конечно, а что делать, коли в окрестностях Кубакуша ничего, кроме тальника, не произрастает. А какое топливо из лозы? Что может быть лучше для деревенского мальчика, чем поездки с отцом в лес, когда все, что слышишь, воспринимаешь как чудную музыку, и для тебя не бывает сумрачного дня.

Авторитет отца в башкирских семьях непререкаем, власть же, если мужчина умен, принадлежит матери. Славный был отец у Анвара. Муллагали Гайсинович в Великую Отечественную служил в 112-й Башкирской кавдивизии, именно их солдатским трудом создавалась слава этого воинского формирования, а в трагедии его их вины нет. Абдрахманов-старший закончил войну в Берлине.

Поистине прав тот, кто говорил, что судьбу надо не ждать, а создавать. Детская привязанность к гармонии и дальнейшее неравнодушие к музыке привели Анвара сразу после десятилетки завклубом в деревню Карамалы-Бузат. Это на противоположном от Кубакуша конце района. Те первые шаги в самостоятельной жизни Абдрахманова в его памяти ассоциируются с тогдашним секретарем райкома комсомола Фарзаной Яхиной и супругами Зилей и Халиуллой, дом которых на время заменил Анвару родной кров.

Затем было всякое. В юности непросто враз нащупать свою, предназначенную судьбой, тропу. Нынешний солидный директор престижного техникума, государственный деятель, избиравшийся в Верховный Совет республики, человек, не обойденный высокими званиями и наградами, пас скот, ходил за табуном, шлифовал ладони о штурвал комбайна и рычаги трактора. В итоге же вышел в крупного организатора кооперативной торговли и ее производственной инфраструктуры.

Хотя в воспоминаниях Абдрахманова улавливаю нотки сожаления по поводу того, что для поступления в сельхозинститут ему не хватило лишь немного баллов, я эти разочарования не разделяю. Ведь нашел же он свою стезю в довольно юном возрасте, поступив после армейской службы в Башкирский кооперативный техникум. Учился без натуги и радостно. Радостно потому, что там же встретил и влюбился в очаровательную девушку из деревни Тубанкуль, что была в Туймазинском районе, да нынче оказалась в черте города. Впоследствии Рамзия, сейчас уже Рамзия Саяховна, мать двоих детей и вдобавок заслуженный экономист республики, оказалась очень достойной парой Анвару. Истина в том, что даже очень важные наши дела не могут стоять в ряд с семейным счастьем.

В торговле Абдрахманов начал, можно сказать, со среднего звена — после техникума тогдашний председатель Стерлибашевского райпотребсоюза Янгул Вахитов направил парня заместителем председателя Кундрякского сельпо. К чести Анвара, он предпочел с первых же дней объездить все торговые точки и изучить ассортимент товаров в них. Дотошность в выявлении потребностей людей, природная участливость вообще стали стилем его работы, смыслом жизни. Жесткость характера в Абдрахманове чудесным образом уживается с сердечностью отношений с коллегами, друзьями.

Мой друг никогда, в любые периоды своей жизни, не чурался черновой работы. К работникам торговли в нашем обществе долго сохранялось странное отношение. Мол, эти ребята — при товарах, которых у других нет, при дефиците, при деньгах. Не знаю, когда и кем были выдуманы понятия «усушка» и «утруска», думаю, все-таки, что эти байки — от бытовой зависти. Хотя мало кто задумывается, каково это весь день простоять за прилавком, быстро и аккуратно выполнять заказы, подлаживаться под настроение покупателя и при этом умудряться сохранять выдержку и такт.

Пройдя почти все ступени карьеры в организации сельской потребкооперации, Анвар Абдрахманов ни на миг не забывал об этих азах. Мне могут возразить, что директор межрайонной оптовой базы, заместитель председателя Башпотребсоюза, да и директор кооперативного техникума не обязаны следовать данным правилам, что, якобы, они принадлежат уже другому сообществу.

Говоря без лукавства, мне не очень хочется вникать в дебри торговых дел и учебного процесса, которому сейчас всего себя отдает Абдрахманов. Сказано же: «Мужчина тот, кто сомкнет уста и засучит рукава». А Анвар Муллагалеевич который десяток лет живет с засученными рукавами.
Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ
Читайте нас: