Дюртюлинский район был образован 20 августа 1930 года
|
Большие пароходы нынче ходят только до Дюртюлей. Выше по Белой они пройти уже не могут. Обмелела главная водная артерия республики. Поэтому именно по пейзажам Дюртюлинского района пассажиры круизных лайнеров и судят о Башкирии. Полюбоваться здесь есть на что, а заодно можно и много чего полезного перенять.
Сейчас, конечно, по воде путешествуют мало. Основной транспорт нынче — самолеты, поезда и автобусы. Но еще пару веков назад водный транспорт доминировал, говорят историки. И поселения у большой воды имели массу преимуществ. Здесь располагались самые крупные рынки, склады и заводы. Потому такие села развивались стремительно, как и Дюртюли в свое время.
— Когда-то земли, где располагается нынешний город Дюртюли, принадлежали башкиру Султанбеку Мятикову, — рассказывает директор краеведческого музея Рима Имамова. — Но в 1736 году его потомки, устав от нападок различных бродяг и разбойников, передвигавшихся по реке, продали земли и переселились подальше от водоема. Освободившиеся места пришлись по нраву четырем русским семьям — из дворцовых крестьян. Они и возвели себе добротные дома из местной сосны.
Татары и башкиры из окрестных сел часто говорили: «Дурт ойлегэ барабызмы?», что в переводе значит: «Сходим к четырем домам?». Так и закрепилось за поселением название Дюртюли.
С местом новые собственники не прогадали. Поселение росло и превратилось в торговый центр для всей округи. Отсюда по Белой уходили баржи с зерном и мукой. Это направление курировали одни из основателей села — купцы Трапезниковы. Крестьяне привозили к Дюртюлям всю сельхозпродукцию, местные купцы освоили ее переработку и отправляли грузы по всей России; благо, река рядом.
— В начале XX века в селе действовало 18 ветряных мельниц, мукомольная паровая мель-ница Трапезниковых, кирпич-ный завод, — перечисляет Рима Имамова. — Имелась почта, телеграф, 46 торговых предприятий, с пристани в год отправляли миллион пудов груза. Была построена церковь, при которой действовала приходская школа.
А городом Дюртюли стали уже благодаря не реке, а нефти. Первое месторождение открыли здесь в 1954 году. С тех пор село и стало расти ускоренными темпами. В 1989 году ему был присвоен статус города.
То, что местный краеведческий музей — главная достопримечательность города и района, вам подтвердит даже первоклашка. Организаторы пароходных круизов с удовольст-вием включают этот музей в свою программу, плывут сюда с Волги и Камы, потому как все туристы остаются довольны увиденным. Посетителей с самых разных концов страны в музее побывало немало.
В двухэтажном здании 17 залов. Здесь история, культура, природа и экономика города и района.
Вы когда-нибудь видели череп шерстистого носорога, причем прекрасно сохранившийся и размером с теленка? Если нет, то вам сюда.
Нашли его в селе Асян. Значит, много тысяч лет назад на местных пойменных лугах паслись не коровы, как сейчас, а шерстистые носороги, собратья которых нынче обитают лишь в тропиках. В фондах музея два клада из трех тысяч серебряных монет, иконы, древние предметы из фарфора. Есть экспозиции, посвященные ремеслам, быту местного населения. Удивили таблички, снятые когда-то со старинных домов. Они гласят, что данное жилье застраховано в 1846 году. Вот ведь какими практичными были сельчане почти два века назад. А мы сейчас стороной обходим страховщиков и все риски берем на себя.
С особой гордостью показывает Рима Имамова документ, подтверждающий, что район стал первым в республике, покончившим с неграмотностью населения. Случилось это в 1939 году.
— Это потому, что в Дюртюлях было много педагогов, ведь здесь долгое время работала церковно-приходская школа, — утверждает директор музея.
Разобщённость вере не на пользу
Мечеть и церковь в Дюртюлях находятся на одной улице в 600 метрах друг от друга.
Рамиль-хазрат и отец Федор живут, как хорошие соседи, говорят местные. Нет между ними не то что вражды, но даже разногласий. Что примечательно, они частые гости друг у друга. Дюртюлинцы уже не удивляются, увидев отца Федора в мечети, дожидающегося окончания вечерней молитвы. Да и чалму Рамиль-хазрата можно часто заметить под живописными сводами церкви.
— Раньше люди косились, увидев православного священника в мечети, — говорит отец Федор. — Иные демонстративно с порога разворачивались и уходили. Сейчас к нашим теплым отношениям народ привык. Кто же, как не мы, священнослужители, должны показывать пример толерантности.
Рамиль-хазрат уверен, что в традиционном исламе всегда тепло относились к христианам.
— У нас население многонациональное. Есть русские, приходящие в мечеть, татары, посещающие церковь, — говорит он. — Никого этим уже не удивишь. Наша главная цель — добро. Сейчас в мире творятся невообразимые вещи. Различные радикальные течения развращают молодежь. К сожалению, и наша молодежь, бывает, поддается на провокационные призывы. Терпимости у некоторых нет. Походят к нам в мечеть, узнают, что в традиционном исламе много ограничений, и увлекаются другими течениями, в которых им предлагают большую свободу, а часто и радикализм. Наша единая с отцом Федором цель — наставить народ на правильный путь.
Отец Федор, кстати, считает себя священником советской закалки. Он уверен, что в то время было больше порядка. Да, допускались перегибы в отношении церкви, но кто хотел, верил искренне. Нынешняя же демократия пока народу не на пользу, считает он.
Дюртюлинские священник и мулла одно время даже мечтали об общем проекте — парке отдыха на поле между мечетью и церковью. Со скамейками, фонтанами. Они надеялись, что людей во время прогулок между храмами будут посещать только благие мысли. Не сложилось. Поле отдали под жилищную застройку.
Когда мы спросили главу администрации Рината Хайруллина о самых привлекательных для отдыха местах района, он ответил: «Да у нас как-то работать больше привыкли…».
В принципе, по сельхозпредприятиям района хоть экскурсии води. Взять, к примеру, животноводство. Здесь действуют десять племзаводов, такой плотности хозяйств, где разводят высокопродуктивных домашних животных, нет нигде в республике, считают эксперты. Хоти-те посмотреть на коров, которые дают по 40 литров молока в день? Так вам на племзаводы имени Кирова, Ленина или «Чишма». Здесь же вы можете взглянуть на самое современное доильное оборудование. Хозяйства района приняли активное участие в республиканской программе «500 ферм» и сумели модернизировать свои фермы чуть ли не до уровня космических станций. Откуда только не везли оборудование — из Италии, Швеции, Голландии. Жи-вотноводы только управляют им, а всю основную работу делают сложные аппараты: доят, корма раздают, молоко транспортируют.
А еще дюртюлинцы могут научить эффективно выращивать хлеб. Возделыванию зерновых культур тут научены с давних времен. Хлебным этот край слыл всегда. Неспроста еще предки нынешних дюртюлинцев сотни тысяч пудов зерна отправляли со своей пристани.
— Наша Венеция лучше итальянской, — говорят жители дюртюлинской деревушки. — Потому что там нет таких просторов, как у нас.
Название этой деревне, расположенной на живописном правом берегу Белой, прямо напротив Дюртюлей, дал ее основатель Иосиф Рябов. Попав в плен после Первой мировой войны, он некоторое время работал на сыроварном заводике близ итальянской Венеции. Приехав домой, Иосиф с родственниками основал новое поселение и дал ему такое же название после того, как весной их дворы подтопила река.
Вообще, правый берег Белой изобилует природными красотами. Здесь произрастают липа и дуб, а также сосна, в том числе и реликтовая. Старинные предания гласят, что раньше здесь рос целый бор корабельной сосны. Но в пору расцвета кораблестроения при Петре Великом его почти весь вырубили и вывезли на верфи. Но несколько деревьев все же сохранились. По словам главного инженера местного лесничества Марата Хасанова, в лесах близ села Ангасяк и сейчас растут около 100 экземпляров корабельной, или, как ее называют биологи, плюсовой сосны. Отличить их можно сразу. Они выделяются длиной ствола, возвышаясь над обычными соснами на 15 — 18 метров.
А еще в этих лесах, по словам Римы Имамовой, очень много грибов и ягод. Причем королевский белый гриб для здешних лесов — привычный обитатель. И охотникам раздолье, живности какой только нет. В общем, мест, привлекательных для отдыха под Дюртюлями, счесть не перечесть.
Цена вопроса
- До Дюртюлей проще всего добраться на маршрутных автобусах, которые ходят из Уфы каждые полчаса. Стоимость проезда — 250 рублей.
- Гостиниц в городе несколько. Койкоместо обойдется вам минимум в 500 рублей за сутки. Естественно, есть варианты комфортнее и дороже.
Сейчас этот мыс на юго-восточной окраине Дюртюлей — любимое место отдыха местной молодежи. Здесь можно вдоволь налюбоваться на изгибающуюся внизу Белую, а на уютных полянках или под елками и соснами устроить пикник.
Жаль только, прибрать за собой многие забывают, потому горы мусора летом портят общее впечатление от этого очаровательного места. И нельзя ведь сказать, что молодежь не знает об исторической ценности мыса. Здесь около трех тысяч лет назад, в эпоху раннего железного века, располагалось городище финно-угров. По сути, они были первыми жителями этих мест.
Строили большие дома — около 200 квадратных метров каждый. Обогревались кострами, расположенными по центральной оси жилища.
Для того чтобы найти следы древней жизни на мысе, не требуется копать. Черепки, скребки, осколки посуды, элементы украшений лежат прямо на поверхности, в траве.
Вот уже в течение 20 лет каждую осень в Дюртюлях проводится республиканский конкурс молодых исполнителей татарской песни «Туган тел». Популярность конкурса высока, ведь на него собираются вокалисты и любители татарской пес-ни не только из Башкортостана, но и Татарстана.
Именно благодаря этому конкурсу получили популярность и признание такие певцы, как Лилия Биктимирова, Радиф Зарипов, Дамира Саетова и другие, подчеркивают дюртюлинцы.
Нынешней осенью представительное жюри, в составе которого заседали такие мэтры нашей эстрады, как Идрис Газиев и Фан Валиахметов, победителем признало молодого исполнителя Эльвира Халикова.
На холме у въезда в село Миништы расположен необычный мемориальный комплекс в виде пирамиды, который виден издали. Дюртюлинцы воздвигли его в память о своем выдающемся земляке, поэте Назаре Наджми. Еще при жизни его признали великим мастером слова, внесшим неоценимый вклад в развитие башкирской поэзии второй половины XX века. Умер поэт в 1999 году, завещав землякам похоронить себя именно на этом холме, где теперь и сооружен мемориальный комплекс.