Проблему с устройством на работу людей с инвалидностью обсудили участники круглого стола «Особенные» сотрудники: опыт адаптации, проблемы, идеи», который провел «РБК-Уфа».
Как было заявлено в самом начале, количество вакансий для инвалидов растет, каждая десятая из них — с высокой зарплатой. Режим работы тоже предлагается удобный: возможна и удаленка, и гибкий график. Но далеко не все инвалиды готовы приступить к труду — не хватает мотивации, и с этим надо что-то делать.
— В республике 93 тысячи инвалидов трудоспособного возраста. Из них занято 25 процентов, так что есть серьезный задел в плане трудоустройства, особенно с учетом кадрового голода. Тенденция такова, что работодатели сами поворачиваются в сторону людей с инвалидностью. Они создают новые проекты, обеспечивая все условия, чтобы такой сотрудник закрепился в коллективе, — отметила замдиректора республиканского центра занятости населения Ляйсан Галлямова.
Из общего числа инвалидов девять тысяч человек работают по трудовым договорам, 1,6 тысячи — индивидуальные предприниматели, 4,4 тысячи человек — самозанятые. В прошлом году в службу занятости в поисках работы обратились 2,3 тысячи инвалидов, из них 74 процента ее нашли.
— Зачастую инвалиды жалуются, что им негде работать, но здесь речь скорее идет об отсутствии мотивации: человек сам не готов выйти на работу, испытывая опасения, что у него будут частые больничные, ничего не получится или его не примут в коллективе. Справиться с этими проблемами помогут психологическая поддержка, профориентация и обучение, — подчеркнула Ляйсан Галлямова.
В поддержку инвалидов действует несколько государственных программ. Если человек относится к категории малоимущих, он может заключить социальный контракт и получить на открытие своего дела до 350 тысяч рублей. Безработные могут получить единовременное пособие в 180 тысяч рублей на развитие предпринимательской инициативы.
Что касается работодателей, то им компенсируют создание рабочих мест для инвалидов: они могут получить до 100 тысяч рублей из республиканского бюджета и до 200 тысяч рублей из федерального. Им также возместят расходы на зарплату при участии в программе субсидированного найма. Кроме того, действует программа стажировки, и, кстати, в этом случае закрепляются 60 процентов участников, подытожила Ляйсан Галлямова.
— Башкортостан не является лидером по трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья — в среднем по России занято около 30 процентов инвалидов, — отметил, подключившись к разговору по видеосвязи, зампредседателя Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин. — В экономике страны не хватает 2 млн человек, в то же время 3 млн людей с инвалидностью трудоспособного возраста не работают. Это как раз та самая точка роста, которая помогла бы решить проблему.
Но люди привыкли жить в скромных условиях, на социальные пособия, а интернет заменяет им потребность в коллективе и личную жизнь. Их нужно как-то вовлечь в реальность, научить решать самые обычные человеческие проблемы. Ну и, конечно, помочь им преодолеть сомнения в своих силах, подчеркнул Михаил Осокин.
С другой стороны, человеку с инвалидностью должно быть комфортно трудиться. И в этом плане возможны варианты с изменением продолжительности рабочего дня или применением надомного труда, пояснил спикер.
Свое видение проблемы представила, также по видеосвязи, замруководителя направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Ирина Петрунина.
— Башкортостан — наш серьезный и надежный партнер в развитии инклюзии, он стал одним из пилотных регионов в программе модернизации систем реабилитации и абилитации инвалидов. Проект позволяет выработать общие подходы, которые смогут использовать регионы. В 11 субъектах реализуется проект «Эстафета успешности». Помимо этого продолжается прием заявок на форум «Сильные идеи для нового времени», и здесь люди с инвалидностью тоже могут получить поддержку, — отметила Ирина Петрунина.
«Особенных» ребят к получению профессии и будущей работе готовят с детских лет.
— В Уфе при детском реабилитационном комплексе «Салют» действует образовательный центр «Йондоз» для детей с отклонениями в умственном развитии, заболеваниями аутистического спектра, задержкой психического развития. Кроме того, в республике работают 36 коррекционных школ и центр дистанционного образования. Также развиваем сеть инклюзивных школ, ведь ребенок имеет право пойти учиться в любую школу. Однако не каждый педагог готов работать с «особенными» детьми. Мы проводим для них обучение в рамках проекта ПФО «Ментальное здоровье», — рассказала замминистра образования и науки РБ Альфия Галиева.
Всего в республике учатся в школах 33,6 тысячи ребят с ограниченными возможностями здоровья, из них 2,8 тысячи детей-инвалидов. Особое внимание в коррекционных школах обращают на оснащение мастерских по различным профессиям. Кроме того, действуют ресурсные центры, за которыми закреплены муниципальные школы, из них три центра полностью специализированы на профориентации.
— Традиционным рынком труда для людей с ограниченными возможностями здоровья стали торговля, общепит и оказание бытовых услуг. При этом свои проекты реализуют крупные работодатели, например, «Магнит». Инвалидов также готовы взять на работу «Ашан», «Лемана Про», «Ярмарка», «Байрам», «Х5» и другие торговые сети. Ну и, конечно, для них открыта сфера услуг — пошив одежды, ремонт обуви и прочее, — отметил первый заместитель министра торговли и услуг региона Василий Таболин.
Скажем больше: есть компании, которые как раз делают ставку на людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Мы ощущаем нехватку рабочей силы и намерены расширить пул сотрудников за счет людей с инвалидностью. Мы видим в них огромный потенциал, готовы создавать для них инклюзивную среду и сопровождать на всех этапах, — подчеркнула руководитель по внешним коммуникациям по Уральскому округу розничной сети «Магнит» Дарья Маршук.
Ранее в компании создали ролики, обучающие взаимодействию с «особенными» покупателями. А потом провели исследование среди действующих сотрудников, готовы ли они работать вместе с инвалидами. Оно показало, что большая часть работников открыта к этой инициативе, а часть готова работать, если пройдут обучение.
— За основу мы взяли позицию продавца — относительно гибкую и не требующую физической силы. Это работа в зале, на выкладке товаров, замене ценников.
Пилотный проект по массовому найму работников с инвалидностью стартовал в феврале, в нем участвуют два города — Уфа и Екатеринбург. В Уфе от инвалидов уже поступило более 50 заявок, и к концу марта несколько человек вышли на работу. Теперь мы смотрим, что можно улучшить. В дальнейшем намерены подключить и другие позиции, — отметила Дарья Маршук.
Но, конечно, имеет значение, какие именно ограничения по здоровью имеет инвалид, и поэтому к каждому претенденту подходят индивидуально, уточнила она.
Открыта для людей с инвалидностью и банковская сфера.
— У нас в банке сейчас работают 29 сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, причем не только в Уфе, но и в районах. Ограничений для таких людей нет, вакансии можно найти на портале «Работа России». Они могут работать как с клиентами в офисе, так и в колл-центре удаленно. Но зачастую такие сотрудники не хотят трудиться на удаленке, для них важно общение с коллегами. Мы проводим с претендентами собеседование, знакомим с условиями труда, — пояснила бизнес-партнер по управлению персоналом Башкирского отделения Сбербанка Альбина Михайлова.
При этом «особенные» сотрудники имеют такие же перспективы карьерного роста, как и все остальные, и такие люди на вышестоящих позициях есть.
А еще каждого сотрудника Сбера обучают взаимодействию с «особенными» людьми, и речь здесь идет как о клиентах, так и о работе в команде, подчеркнула Альбина Михайлова.
МЕЖДУ ТЕМ
По информации республиканского центра занятости населения, на одного соискателя сейчас приходится четыре-пять вакансий.
На поиск работы в среднем уходит около месяца. Если необходимы обучение или переподготовка, срок может увеличиться до трех-четырех месяцев.