Это понятие, как и понятие «культуры отмены» всего русского, закрепилось в нашем информационном поле не так давно, после начала специальной военной операции. Порой можно услышать мнение, что это всего лишь временные антироссийские настроения, порожденные конфликтом на Украине.
Но не стоит обманывать себя и других: русофобия — это не ситуативная неприязнь к противнику, а давно и сознательно сформированная западная идеология.
Как она развивалась и чем кормилась почти 500 лет, рассказала профессор РАНХиГС, доктор исторических наук Наталия Таньшина на молодежном форуме «За мир без нацизма», недавно прошедшем в Уфе.
— Я много лет занимаюсь историей Франции XIX века, — рассказала историк. — Изучая международные отношения в Европе того периода, я не могла не заметить ныне всем известное явление — русофобию. Причем волна ненависти ко всему русскому поднималась каждый раз, когда Россия усиливала свои позиции и заявляла о защите своих национальных интересов.
Именно это, по мнению ученого, происходит в настоящее время: современный Запад, не забывая заявлять о своей демократии, гуманизме и толерантности, проводит откровенно расистскую политику в отношении нашей страны.
Она привела в пример заявление ФРГ о нежелательности участия официальных российских представителей в траурных мероприятиях по случаю 79-годовщины освобождения узников концентрационных лагерей. И это переписывание истории Второй мировой войны происходит повсеместно и давно — многие европейские обыватели уже и не знают о решающей роли советской армии в разгроме нацистской Германии. Еще один пример — мэр Парижа, недавно откровенно заявивший, что российским и белорусским спортсменам на олимпиаде в Париже будут не рады.
Русофобия является по сути нацистской и расистской идеологией, основанной на страхе и в то же время на презрительно-высокомерном отношении к нашей стране. Основные посылы русофобии веками остаются неизменными: все мы, жители России, независимо от национальности — варвары, дикие и жестокие нецивилизованные народы, которым необходимо указать их место. Любой наш сильный правитель, защищающий интересы страны и не заигрывающий с коллективным Западом — непременно тиран и деспот, угрожающий миру. А наше государство, как бы оно не называлось — Московская Русь, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация — всегда антипод и угроза ценностям западного так называемого цивилизованного мира.
Русофобия как идеология полностью сформировалась в XIX веке, в эпоху средств массовой информации, сильно влиявших на общественное мнение, объяснила профессор. Сам термин впервые появился в 1836 году в британской прессе, обозначая фантомный страх перед «русской угрозой». Его тут же подхватили французские и немецкие газеты.
Однако отцом русофобии считается австрийский дипломат и писатель Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Москву в начале XVI века и написавший «Записки о Московии», набитые всевозможными негативными стереотипами и нелепыми мифами о русских.
Россия в этих записках была представлена ужасной, нищей, варварской страной, в которой «нет никакой дичи кроме зайцев и никаких ягод и плодов кроме орехов». Австриец сладострастно живописал «дикие» нравы московитов, их «пьянство, жестокость и склонность к рабству». А поскольку европейцы тогда были у нас редкими гостями и практически ничего не знали о далекой России, то книга имела огромный успех, переиздавалась аж 22 раза и оказала большое влияние на следующие поколения европейских дипломатов и историков.
Во второй половине XVI века, после Ливонской войны, «главными специалистами» по России стала польская шляхта. Они вдохновлялись трудом Герберштейна, но добавили к его идеям еще и религиозной вражды «истинных» христиан с «еретиками-московитами».
А в XIX веке, после поражения Наполеона, к русофобской истерике присоединились обиженные французы. Писатель и путешественник Астольф де Кюстин побывал в России и написал очередную гадкую книжонку, которую издали в ряде европейских стран. В ней автор называет русских грубыми, грязными, невежественными, хитрыми, пронырливыми и по-варварски жестокими. Ему вторил французский историк-пропагандист Жюль Мишле, выдвинувший лозунг: «Россия — это холера!»
Тогда же, в XIX веке, в польской и французской исторической мысли сформировалось идеологическое обоснование русофобии, рассказала Наталия Тяньшина. Его автором стал недоучившийся польский историк Франтишек Духинский. Он утверждал, что жители России, неважно какой национальности, — дикие народы азиатского происхождения, незаконно присвоившие себе земли в Европе.
Духинский считал, что «москали» украли и само название русских, в то время как настоящие русские — это малороссы. Он мечтал о походе «единой Европы» во главе с Францией на Московию и призывал европейские народы: «На Днепр! На Днепр! В Киев! Там ваше согласие, ведь именно там малороссы ведут борьбу против Москвы, защищая европейскую цивилизацию!» Что-то удивительно знакомое, не правда ли?
— Если б мы не знали автора этих слов, то было бы полное ощущение, что их произнес какой-нибудь современный европейский политик. И за полтора столетия их риторика абсолютно не изменилась, — констатирует Наталия Тяньшина. — Запад всегда воспринимал противостояние с Россией как экзистанциальное, как войну не на жизнь, а на смерть. И всякий раз объединяется и идет против нас в крестовые походы, представляя нас воплощением зла, с которым невозможно договориться.
Не так давно на Украине был организован сбор подписей под петицией о переименовании России в Московию. Сами придумали? Как бы не так! Идея принадлежит французскому чиновнику Элиасу Реньо, еще одному известному русофобу середины XIX века. Как видим, Украине даже придумывать ничего не нужно, на то есть западные кураторы.
Духинский жаждал выгнать российские народы «обратно в пустыни Сибири». Ему вторил французский академик Анри Мартен: «Московитов следует отбросить в Азию, где им и место».
— Это не что иное, как зарождение доктрины немецких национал-социалистов «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), — замечает историк. — И гитлеровские нацисты, по сути, только транслировали ту идею, которая в то время уже глубоко укоренилась в умах некоторых европейцев.
Активно подпевали русофобам и другие известные европейцы того времени, многие из которых позже были известны и даже популярны в СССР. Знаменитый английский писатель, автор «Маугли» Редьярд Киплинг называл русских «этническим недоразумением». Польский поэт Адам Мицкевич писал, что русские «бесчувственны душой» и у них глаза «не человека и не зверя, но скорее насекомого». И даже Карл Маркс Россию не жаловал, уверяя, что «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства».
«Настал февраль 2022 года, во многом ставший часом истины — кровавым, драматичным, но расставившим многое по своим местам. Маски были сброшены. И как историк я буквально воочию увидела, что все происходившее в прошлом словно оживало на моих глазах... Наблюдая за развитием нынешней ситуации, читая современные французские газеты, я замечала, что все повторяется. Как только Россия укрепляет свою мощь и защищает свои национальные интересы, тут же повсеместно начинают раздаваться крики о «русской угрозе» и «русском экспансионизме», — написала Наталия Тяньшина во вступлении к своей книге «Русофобия. История изобретения страха».
Русофобия, объяснила историк, базируется на архетипических, иррациональных страхах перед Россией как далеким, непонятным государством — людям свойственно ко всему иному, отличному относиться настороженно. Как писал еще в XIX веке русский поэт и мыслитель Федор Тютчев, европейцев изначально раздражали не конкретные несовершенства России, а сами основы нашей цивилизации, так непохожей на европейскую: отсутствие феодализма, религиозной борьбы, папской иерархии, инквизиции, рыцарства казалось им дикостью.
— Вообще люди обычно испытывают к непонятному не только страх, но и интерес. Но этот интерес можно блокировать, и тогда останется только страх, — объяснила Наталия Тяньшина.
— Более того, этими страхами перед так называемой русской угрозой можно сознательно управлять. Эти страхи-фантазии формируют и транслируют в массы западные элиты. Русофобия — это технология подчинения нашей страны и средство решения Западом собственных проблем.
Ученый напомнила: сегодня у русофобов популярен такой прием, как приравнивание политики Советского Союза и России к гитлеровскому режиму. Для этого в ход идут фальсификация истории, подмена понятий. При этом на Западе в упор не замечают украинского нацизма. К примеру, в прошлом году в итальянском Милане была организована выставка, посвященная одному из известных нацистских батальонов Украины — его преподнесли как организацию, борющуюся за демократию и свободу.
— Чтобы закончить на оптимистической ноте, напомню слова Федора Тютчева: «Наша история — наш главный учитель и главный спаситель». Все, что происходит, должно рассматриваться прежде всего через призму нашей истории, и тогда нам будет легче справляться с вызовами современности. В моменты кризисов, в моменты потрясений и испытаний мы как никогда остро осознаем, что мы — народ-победитель, это сидит в нас на подсознательном уровне, — подчеркнула Наталия Тяньшина.
В ТЕМУ
После встречи «большой тройки» в Тегеране в ноябре 1943 года тогдашний президент США Франклин Рузвельт записал: «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой».
А наш великий полководец Александр Васильевич Суворов высказывался еще более внятно и определенно: «Мы русские и потому победим».