Безопасность детей по дороге в школу обсудили участники круглого стола, который провела Общественная палата РБ. Перед этим, чтобы досконально изучить ситуацию, родителям предложили пройти онлайн-опрос по этой теме. В нем приняли участие почти 6 тысяч человек из более чем двадцати городов и районов республики.
Как показал мониторинг, 40 процентов родителей считают дорогу в школу безопасной, 22 процента — частично безопасной, 36 процентов — небезопасной. Среди проблем назывались отсутствие освещения, дорожных знаков и тротуаров, бродячие собаки, недоработки в подвозе детей, а также высаживание из автобусов школьников, у которых не сработала транспортная карта.
— Родители очень внимательно относятся к тому, по какой дороге ребенок идет в школу. Проходя опрос, они не только ответили на вопросы, но и высказали свое мнение о том, что необходимо сделать, чтобы она была безопасной.
Предложения внесли и оставили комментарии около 60 процентов респондентов, — пояснила в начале разговора зампредседателя Общественной палаты РБ Лида Исаргакова.
Самое главное, на что обратили внимание родители, — отсутствие освещения, на это указали 16 процентов опрошенных. Почти половина участников отметила, что дорога в школу освещена частично, у 37 процентов респондентов претензий нет.
Второй по важности проблемой стали сами дороги. То, что они оборудованы знаками, разметкой и прочими элементами, отметили больше половины родителей. При этом почти 40 процентов заявили, что дороги оборудованы частично, 9 процентов — что знаков на них нет.
— От родителей поступило большое количество предложений: установить знаки ограничения скорости, видеокамеры, светофоры, лежачие полицейские, отремонтировать дороги и тротуары, а также убирать снег зимой, — подчеркнула Лида Исаргакова. — Были и другие просьбы — оборудовать мост через железнодорожные пути, перенести остановки школьного автобуса или дать автобус для перевозки детей, увеличить количество маршрутов общественного транспорта. Также говорили о бродячих собаках и даже лисах, дежурствах возле школы сотрудников ДПС, об обустройстве возле учебных заведений парковок, установке заборов вдоль дорог. Ну и, конечно, об оборудовании тротуаров, чтобы детям не приходилось ходить в школу по проезжей части.
Казалось бы, проблемных моментов представитель Общественной палаты перечислила много. Но оказалось, что это было далеко не все.
— В 2021 году у нас было всего три обращения по безопасности дороги в школу, а в этом году — 14. Наибольшая их часть касается состояния дорог — качества дорожного покрытия, очистки от снега, отсутствия пешеходной зоны, опасных участков. Эти вопросы мы отрабатываем с муниципалитетами, и в большинстве случаев они решаются, — отметила уполномоченный по правам ребенка в РБ Ольга Панчихина.
Еще одна проблема, с которой часто обращаются родители, — организация подвоза детей в школу. Допустим, в Уфимском районе остановки школьных автобусов были не везде.
— И здесь возникает такой вопрос: кто их должен оборудовать — застройщик, возводивший жилой комплекс, или муниципалитет? Особенно актуально это для поселков под Уфой — Зубово, Новобулгаково и других. В последнем случае детям приходится доезжать до еще не открытой школы, и оттуда их забирает автобус. Хорошо, если у родителей есть машина, а если ее нет, идти очень далеко, — пояснила Ольга Панчихина.
Жителей Давлеканово тревожат железнодорожные переезды. В Чишминском районе другая напасть: когда делали трассу, разворот оборудовали намного дальше, чем он был, и до школы теперь нужно добираться чуть ли не сорок минут. Да и вообще вопрос подвоза в школу стоит остро, ведь это касается 49 тысяч детей.
Беспокоят родителей также нехватка школьных автобусов, заброшенные здания и гаражи по дороге в школу. Что касается высаживания детей из автобуса, если они не смогли оплатить проезд, то это запрещено законом. Но правило не работает — за такие действия, видимо, надо штрафовать, отметила Ольга Панчихина.
Председатель общественного совета при минтрансе Рустам Баязитов посоветовал в этом случае писать заявление в полицию, официально обращаться в ГИБДД или Ространснадзор. Последний за нарушения вправе лишить перевозчика лицензии.
— Детский дорожно-транспортный травматизм остается актуальным вопросом — ежедневно в республике фиксируются три и более происшествий с участием детей, — сообщил старший инспектор Управления ГИБДД МВД по РБ Линар Зиннуров.
Сотрудники ведомства входят в комиссии по приемке школ к новому учебному году, и каждый год выявляются недостатки в улично-дорожной сети. На сегодня ее готовность составляет 66 процентов, нарушения обнаружены в 575 школах — это треть от общего количества, посетовал он.
— По каждому случаю мы направляем письма и надеемся, что недостатки будут устранены. Однако установка светофоров, знаков, нанесение разметки упирается в финансирование. Надеюсь, что в ближайшее время муниципалитеты будут закладывать средства на эти цели, — отметил Линар Зиннуров. — Что касается контроля за элементами дорожной инфраструктуры, то сотрудники ГИБДД ежедневно объезжают маршрут, и недостатки оперативно устраняются.
— Дорога перед лицеем у нас в Черниковке хорошо оборудована: есть светофоры, знаки, разметка, освещение. Но пройдите буквально 15 метров, и там нет тротуаров и совершенно темно, — высказала свое мнение зампредседателя общественного совета при министерстве образования Рима Ронжина. — По тротуару идти нельзя, там грязь, и дети вынуждены ходить по проезжей части. Зимой тротуары будут в снегу — при очистке девать его некуда.
— Ситуация на самом деле крайне тревожная. У нас половина детей, которые попадают в ДТП, — это пешеходы. Что касается безопасной дороги в школу, то мы каждый год проводим обследование, ездим, смотрим и все время видим одно и то же, просто какой-то день сурка, — отметил Рустам Баязитов. — Не хватает знаков, ограждений, искусственных неровностей и прочего. А еще нам не хватает системности. Мы смотрим слишком узко — только около школы. Между тем те же автобусные остановки, даже в Уфе, вызывают уныние, и это еще раз подтвердил недавний рейд по доступной среде. Они превратились в торговые точки, ларьки. Название остановки не найдешь, про освещение я вообще не говорю.
Общественный совет пытался с этим бороться, даже судился с администрациями муниципалитетов по поводу бездействия и выигрывал суды. И, как ни странно, главы администраций были только рады. «Мне так даже проще, у меня появляется возможность на основании решения суда перенаправить средства, чтобы меня не обвинили в нецелевом их расходовании», — заявил один из них. Недостатки устраняются за счет статьи «содержание», но денег не хватает. То же самое и по дорожным знакам: в республике по ГОСТам необходимо установить 300 тысяч знаков, но средств на это нет.
В качестве выхода из положения Рустам Баязитов выдвинул такое предложение: разработать республиканскую программу «Безопасная дорога ребенка в школу», обеспечив соответствующее финансирование.
Бурю эмоций вызвало высказанное одним из участников круглого стола предложение оснащать одежду и рюкзаки детей световозвращающими элементами.
— Это требование должно носить не рекомендательный, а обязательный характер, и рассмотреть этот вопрос нужно на республиканском уровне. В темное время суток пешеходов, в том числе детей, на дороге не видно, — аргументировал призыв Линар Зиннуров.
В пример он привел трагический случай в Красном Яре, когда под колеса автомобиля попали двое подростков на велосипедах. И он далеко не единственный.
Сейчас, как правило, световозвращающие элементы школьникам вручают на различных акциях. Зачастую это браслет или брелок. Первый под одеждой не видно, второй быстро теряется. Член Общественной палаты Уфы, руководитель общественной организации «Содействие» Людмила Сахапова предложила обеспечить детей световозвращающими наклейками на одежду и рюкзаки, и свое слово в этом деле должно сказать минобразования.
— Световозвращающие элементы — это крайне актуально, восприятие водителями пешеходов улучшается в десять раз, — поддержал предложение Рустам Баязитов. — Но это требование должно быть заложено в правила дорожного движения, и его должны выполнять производители одежды и рюкзаков.
— Два года назад министерство образования обращалось в правительство с предложением, чтобы минпром страны обязал производителей предусматривать световозвращающие элементы на детской одежде, обуви, ранцах, игрушках и велосипедах. Отклик по поводу одежды мы увидели, но не у всех, — пояснила заведующая сектором отдела допобразования министерства образования и науки Лира Хабибуллина. — Сейчас на подписи находится распоряжение о выделении 3 млн рублей на приобретение световозвращающей продукции. Ее будут централизованно раздавать школьникам региона, но 100 процентов детей мы не охватим.
Немного с другой стороны посмотрел на обсуждаемую проблему зампредседателя профильной комиссии Общественной палаты, юрист Булат Сафин.
— Есть ли статистика по привлечению к административной ответственности водителей, нарушающих правила дорожного движения при парковке рядом со школой? — задал он вопрос представителю ГИБДД. — Они должны ставить машины за несколько метров от пешеходного перехода, а бросают их прямо на «зебре». В результате детей, переходящих дорогу, просто не видно.
Помочь выявить нарушителей могло бы использование «Парконов», однако в республике их мало. Рустам Баязитов предложил увеличить их число, а также оборудовать камерами автоматической видеофиксации автобусы «Башавтотранса».
Горячим примером в этом плане стала улица Достоевского возле уфимской гимназии № 39. Перед началом занятий и после уроков приезжающие за детьми родители паркуются в четыре ряда, порой практически перекрывая дорогу. Но вина это водителей или беда — сказать трудно, ведь многие из них делают это вынужденно.
— Я сама не могла подъехать к школе № 18. Нарушая правила дорожного движения, останавливала машину посреди дороги, чтобы ребенок мог из нее быстро выйти. Припарковаться по правилам там невозможно. Потом уже начала парковаться через дорогу, и ребенок шел в школу через светофор, — поделилась личным опытом член Общественной палаты Уфы Гульшат Ахмадеева.
— Ситуация вряд ли изменится, все так и будет, — отметил Рустам Баязитов. — А все потому, что у нас возле школ нет мест для парковки и ожидания.
— Возле гимназии № 39 действительно порой не проехать, но постоянно держать там экипаж мы не можем, — подытожил Линар Зиннуров.
Ну и в заключение всплыл, можно сказать, курьезный вопрос. Администрация Уфы, заботясь об антитеррористической безопасности школ, приняла решение закрыть их территории. Жителям теперь, чтобы попасть в нужное место, приходится порой обходить целый квартал. Так получилось, например, на улице Пархоменко, где к лицею примыкают два детских сада.
— Территории школ закрыли — жители вынуждены ходить в обход. Это намного дольше. И они тут же нашли выход: теперь они лазят через забор, причем вместе с детьми, — посетовала Рима Ронжина.
В завершение круглого стола Лида Исаргакова отметила, что все поступившие предложения будут собраны и изучены. Для этого будет создана рабочая группа. Затем будут выработаны рекомендации, которые направят в соответствующие организации и ведомства, а также в Госсобрание.
НА ЗАМЕТКУ
Обратиться с жалобой или предложением по организации безопасной дороги в школу жители могут в мобильном приложении «Госуслуги. Решаем вместе». Для этого нужно описать ситуацию, кратко изложив ее суть.
Сервис сам определит, в какое ведомство направить обращение. Ответ поступит в личный кабинет и на электронную почту. После этого пользователю предложат оценить качество решения проблемы.