Все новости
Cоциум
1 Августа , 11:15

«АУ-фест»: в поиске настоящих горожан

Наша сила — в творчестве и объединении

из архива организаторов форума Честный разговор — начало общего дела.
Честный разговор — начало общего дела.Фото:из архива организаторов форума

Форум креативных индустрий, организованный «Точкой кипения СФ БашГУ» и сообществом профессиональных горожан «Матурама», объединил молодых музыкантов и ремесленников, студентов и преподавателей, а также жителей самого разного возраста, мечтающих сделать город интереснее и лучше.

Молодежная зона «АУ-феста» радовала концертами, мастер-классами, зоной отдыха и настольных игр и другими атмосферными пространствами по интересам.

Деловая программа форума была представлена лекцией урбаниста из Ижевска Александра Старкова «Креативные индустрии: опыт, проблемы, перспективы», а проектный семинар по развитию креативных индустрий в Стерлитамаке выявил точки роста и прояснил, как превратить прекрасное в экономический продукт.

Переопыление идей

Коворкинг СФ БашГУ. Четыре часа более полусотни энтузиастов из семи городов Башкирии, объединившись в команды, генерировали идеи о том, как сделать Стерлитамак привлекательным для молодежи. В импровизированной мастерской-лаборатории под руководством Александра Старкова горожане знакомились с гостями, слушали их и понимали удивительное.

Придумывать полезное даже не для своего, а для другого города — это не просто проявление душевной щедрости. Это мудрый шаг к расширению собственных горизонтов. Теперь и вы понимаете, каких необычные людей объединил «АУ-фест».

Мозговой штурм и то, что участники проектного семинара остроумно назвали «переопылением идей», дали любопытные результаты: мы вместе по-новому увидели город как пространство творческих сообществ. Определили проблемы и точки роста.

Динамичный город рабочих и город студенчества. Наполненные смыслами и драйвом события. И даже институт креативных индустрий — почему нет? Многое реально сделать, если по-настоящему захотеть.

— Цель форума, которую мы ставили для себя как организаторы, — начать открыто, публично говорить о креативной индустрии в городе и республике в целом, — рассказывает Мария Орешникова, участница сообщества профессиональных горожан «Матурама». — Мы в курсе того, что в стране разработана стратегия развития креативных индустрий, но как общественники, как люди, включенные в процесс, мы не наблюдали видимых проявлений этой повестки. Нас волнует эта тема, и мы решили организовать встречу, посмотреть друг на друга и понять, кто они, люди, занятые в креативных индустриях. Всех пригласить невозможно, и мы действовали исходя из своего социального капитала. Республика на форуме была представлена деятелями из Бирска, Белорецка, Уфы, Межгорья.

Опыт показывает, что четко сформированная повестка не гарантирует ничего, а простой, открытый, честный разговор — залог того, что дело пойдет дальше, люди начнут разговаривать на одном языке, и это станет отправной точкой для кооперации и совместной деятельности.

— Насколько оправдались эти ожидания?

— Оправдались полностью: люди были готовы разговаривать и брать на себя ответственность за принятые решения. Порадовало, что на проектный семинар пришли многие и они готовы к дальнейшему взаимодействию. Обычно люди к такому формату работы относятся скептически, думая, что за разговорами не стоит ничего. Часто так и бывает, но тот уровень диалога, который мы задаем, — созидательный, из этого вырастают реальные проекты.

— Как вам удается сдружить людей из разных сфер деятельности и разных городов?

— Коммуникация — наше все. Умение налаживать связи, дипломатия, социальный капитал — это оттачивается. Главный секрет в том, чтобы говорить с людьми, и этот разговор не должен быть поверхностным. Пусть он будет коротким, но глубоким, не формальным, а важным и значимым для каждой из сторон диалога.

Транслируем смыслы

Урбанист Александр Старков — довольно частый гость Стерлитамака. Профессиональные знания о том, как делать городскую среду комфортной для проживания, и четкое представление о ресурсах Стерлитамака позволяют Александру генерировать идеи и вдохновлять на это нас с вами.

— Александр, в чем вы видите потенциал Стерлитамака?

— Во-первых, Стерлитамак — это город. Не удивляйтесь: иногда приезжаешь в город и понимаешь, что ты не в городе. Так, у меня большие сомнения по поводу того, город ли Ижевск. Он продолжает сохранять свойства рабочего поселка при заводе. Как говорил первый авторитетный в России эксперт по территориальному развитию Вячеслав Леонидович Глазычев, город отличается от поселка и от деревни системой договоренности между горожанами. Это сильное сообщество, которое способно мыслить себя коллективно. Для этого нужен опыт. У Ижевска опыта горожанства мало: он был сначала поселком, потом раздутым индустриальным центром. Научился быть городом в 1970-х, но потом наступила перестройка.

Поскольку в Ижевск многие переезжают из деревень, а из Ижевска уезжают в другие города, происходит замена публики. В Стерлитамаке, насколько я могу судить, есть довольно сильная связь с тем прошлым, где он был настоящим городом естественного происхождения — купеческим, торговым и так далее.

— По каким приметам вы это замечаете?

— Об этом сообщает многое из того, что я вижу. Исторические здания. Знания о том, что делали для города местные купцы. Истории, ставшие городскими легендами. Мы с большим интересом смотрим чужие истории (например, американский продакшн), но не очень умеем упаковывать собственные: они у нас остаются на уровне книжек по краеведению, а дальше ничего не происходит. Комплекс бывшей столицы — тоже потенциал. Хотя Стерлитамак был столицей недолго и даже столицей не всей Башкирии, тебе как приезжему сразу говорят об этом. Вы ощущаете себя столицей, но вам предстоит найти: вы — столица чего?

— На что вы советуете обратить внимание в этом поиске?

— На возможности агломерации. В России довольно серьезный дискурс про городские агломерации, например, в Удмуртии говорят о мифической агломерации Ижевск — Воткинск — Сарапул. Но ижевчане не ездят в Воткинск. А ишимбайцы ездят в Стерлитамак на работу. И Стерлитамак — столица агломерации Стерлитамак — Ишимбай — Салават. Именно здесь кочевая степь соединяется с оседлой и лесной культурой, здесь совершенно потрясающая земля. Шиханы, реки и сакральные смыслы всего, что здесь было, — это то, с чем Стерлитамак может работать.

— Поделитесь впечатлениями о нашей городской среде.

— Широкие аллеи, линейные парки, работа с реками — то, что позднесоветская среда соединяется в Стерлитамаке с исторической, то, как они взаимодополняют друг друга, — это интересно. Здесь есть низовой социальный движ: опознаваемый в урбанистической тусовке объект — «Матурама» — из Стерлитамака. Дом Ку, местный арт — в этом есть жизнь. У города может быть три состояния: он может находиться под влиянием чужих смыслов, он может создавать их для себя и он может транслировать свои смыслы, влияя на другие города. Стерлитамак находится в промежуточном состоянии между первым и вторым: он может создавать смыслы, но пока сам про себя не все знает. При этом он экономически связан с Ишимбаем и Салаватом, но стерлитамакских культурных смыслов там пока нет. Зона влияния — это зона развития. Стерлитамак может обрести свою столичность, транслируя свои смыслы наружу.

— В чем сила Стерлитамака?

— Здесь есть условия для мощного развития. Это университет, хорошая среда, удачное положение, активное население, много интересной культурной истории.

— Что предстоит делать горожанам, чтобы развивать Стерлитамак?

— В широком смысле это называется право на город. Слово «горожанин» подразумевает ответственность за территорию, на которой ты живешь, за будущее. Таких людей обычно процентов 15, остальные — жители: их не волнует судьба города, они отдают свое право на город другим, а территорию просто функционально используют. Быть горожанами — вот что может каждый из вас. Я желаю стерлитамакцам, чтобы они поверили: креативные индустрии, творческая экономика — это реально. Стерлитамак это может. А я, в свою очередь, верю, что сегодняшняя мастерская — не мероприятие для галочки, а начало длинного пути.

г. Стерлитамак.

СПРАВКА

Креативные индустрии (творческая экономика) — это секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

Если культурные индустрии сохраняют, распространяют и создают культурное наследие и потому похожи на возделывание сада, то креативные индустрии объединяют далекие друг от друга культуры и напоминают алхимию: неожиданное объединение дает зачастую революционный результат. Там, где обыватели видят проблемы, креативщики видят возможности. Именно креатив помогает творчеству быть не только объектом искусства, но и частью каждодневной жизни.

Креативные индустрии превращают творчество в высококачественную услугу. Движущая сила этого процесса — синергия специалистов из разных сфер.

Автор:Екатерина ЯКОВЛЕВА
Читайте нас в