Когда-то по утрам я спешил на занятия в Уфимский авиационный техникум, и на моем пути из дождя, снега или тумана непременно выступал могучий Троицкий собор. Теперь на этом месте монумент Дружбы. Он был открыт 7 августа 1965 года в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. У основания монумента две женские фигуры из бронзы — олицетворение Башкортостана и России. На обелиске высечено: «1557 — 1957. Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов!»
В 1557 году авторитетные представители башкирских родов заключили договор с царем Иваном Грозным, подтвердив добровольное вхождение Башкирии в состав Русского государства. Между башкирами и русскими были установлены хозяйственные и культурные отношения. Впрочем, заключенный договор русскими государями и их вельможными чиновниками не раз нарушался.
Гнет феодалов и ростовщиков, насильственный захват земель русскими помещиками, рост налогов и повинностей в XVII — XVIII веках стали причиной недовольства и восстаний. Но вот что примечательно: когда Россия вступала в войну с иноземцами, в рядах ее защитников всегда были башкиры.
В 1773 году в России вспыхнула Крестьянская война под предводительством Пугачева. Одним из его ближайших соратников стал башкир Салават Юлаев, поэт и воин. Известно, с какой жестокостью расправилась перепуганная Екатерина II c руководителями и активными участниками Пугачевского бунта. Прошло не так уж много лет: наполеоновские войска вторглись на территорию России. И в рядах ее верных защитников были башкиры. В 1814 году они гарцевали на конях на улицах Парижа.
В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, башкиры приняли в ней активное участие. В это смутное время зародилось национально-освободительное движение, которое выдвинуло из своих рядов лидера — Ахметзаки Валидова (Валиди).
Ахмет-Заки Валиди и Шагит Худайбердин в Гражданскую войну были по разные стороны баррикад. У каждого из них была своя правда, свое представление о будущем Башкирии. Сегодня в Стерлитамаке главная улица названа именем Шагита Худайбердина, в Уфе, у Дома печати, стоит скульптурный памятник, увековечивший борца за советскую власть. А Национальная библиотека носит имя Ахмет-Заки Валиди, крупного политика и ученого-тюрколога, боровшегося с этой властью.
Трагически сложилась судьба легендарного комбрига Мусы Муртазина. Подобно шолоховскому Григорию Мелехову, он воевал то на стороне белых, то на стороне красных. 1937 год оборвал жизнь военачальника, награжденного тремя орденами Красного Знамени.
Наступил грозный 1941-й. Ранним утром 22 июня гитлеровские орды напали на Советский Союз. Башкирия, потеснившись, приютила тысячи беженцев. В Уфе нашли хлеб и кров Украинская академия наук, Киевский театр оперы и балета, лидеры Коминтерна. Десятки заводов из Москвы, Ленинграда, Одессы, Ярославля, Рыбинска разместились на ее земле. Республика собрала две кавалерийские дивизии. Отказывая себе в самом необходимом, бесперебойно отправляла на фронт вооружение, горючее и продовольствие. Сформированные на ее территории боевые части и соединения участвовали в самых крупных сражениях Великой Отечественной войны.
За мужество и проявленный героизм более двухсот человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Воспитанник Уфимской детской трудовой колонии Александр Матросов в Красную армию был призван в сентябре 1942 года, в феврале 1943-го страна узнала о его подвиге. Во время боя за деревню Чернушки Псковской области гвардии рядовой Александр Матросов своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота, заставив умолкнуть пулемет, который задерживал продвижение наших солдат.
В марте 1944 года командир взвода лейтенант Минигали Губайдуллин повторил подвиг Матросова. В уфимском парке Победы установлен памятник, увековечивший их подвиг.
Академик Дмитрий Лихачев писал: «Память — одно из важнейших свойств любого бытия: материального, духовного, человеческого,.. важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной».
Впрочем, память избирательна и капризна. Самая надежная — память сердца.
…Мчится машина по трассе Уфа — Белорецк. Где-то на вершине горной дороги остановилась. Пассажиры вышли из нее размяться, глотнуть свежего воздуха и остолбенели: звенящая тишина, синее небо над головой, зеленая бездна под ногами — хорошо!
Когда глянцевый журнал расписывает на все лады зарубежную экзотику, я вспоминаю латышей, приехавших однажды отдыхать на турбазу «Арский камень», что под Белорецком. Они сплавлялись на катамаранах по Белой и с жаром рассказывали всем, с какой красотой повстречались. Не зря советские кинематографисты снаряжали в наши края экспедиции для съемок картин, в которых жили, любили, совершали ошибки и погибали люди сильных, необузданных страстей.
Уверен: не будь в Башкирии нефти, угля, железной руды, меди и золота, она и тогда не пропала бы: у нее «про запас» есть вот эта красота, изумляющая соотечественников и иностранцев.
В дореволюционную пору в наш край наведывались любители кумыса, при советской власти сюда приезжали лечиться больные туберкулезом. В различных уголках Башкортостана были открыты десятки источников минеральной воды, лечебных грязей и термального пара. Так возникли санатории и дома отдыха, знаменитые на всю Россию. В последние годы они заметно похорошели.
Республику государственные деятели и журналисты называли, и не без основания, республикой нефти, «черного золота». Известный ученый Иван Губкин обосновал появление «Второго Баку», а одним из первооткрывателей туймазинской нефти стал азербайджанец Тайюб Амиркулиев.
В 1936 году разведчики Амиркулиева запустили буровую установку в деревне Нарышево. Нефтью здесь и не пахло. Прошел год, и он получил приказ — нефтеразведку свернуть. Амиркулиев ослушался и продолжал бурить скважины. В 1937 году нефть пошла. Перед Туймазами открылись заманчивые перспективы. Когда позднее обнаружили нефть в Тюменской области, сотни опытных нефтяников уже из Башкирии отправились туда осваивать новое месторождение.
Он то и дело обнаруживает себя в науке, культуре Башкортостана. В 1897 году этнограф Сергей Рыбаков издал свое исследование «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». В нем немалое место отведено башкирским народным песням и наигрышам.
Велик вклад в изучение башкирского языка и фольклора этнографа Александра Бессонова. Бессонов — составитель «Букваря для башкир». За рукописное собрание башкирских народных сказок в 1909 году он был награжден малой золотой медалью Русского географического общества.
Николай Дмитриев — фольклорист-тюрколог, востоковед — дал первое научное описание башкирского и других тюркских языков. В 1948 году под его редакцией был издан «Русско-башкирский словарь».
У истоков Башкирского государственного театра оперы и балета стоял дирижер Петр Славинский. Первыми артистами были выпускники Московской консерватории и Ленинградского хореографического училища.
Исторический роман о национальном герое Башкортостана Салавате Юлаеве написал Степан Злобин, а кинорежиссер Яков Протазанов снял о нем фильм, в котором вместе с известными русскими актерами играл молодой Арслан Мубаряков и другие башкирские артисты.
Используя башкирский музыкальный фольклор, композитор Лев Степанов написал музыку к балету «Журавлиная песнь». Позднее режиссер Свердловской киностудии Олег Николаевский перенес его на экран.
Башкирия — родина талантливых людей. Наиболее известные из них — писатель Сергей Аксаков и художник Михаил Нестеров. А еще актриса Инна Чурикова, писатели Сергей Залыгин и Сергей Довлатов, Владимир Спиваков — скрипач и дирижер.
Один из самых привлекательных и притягательных уголков сегодняшней Уфы — пятачок у памятника Салавату Юлаеву. Невозможно себе представить эту монументальную скульптуру — символ республики и ее столицы — на другом месте. Автору скульптуры Сосланбеку Тавасиеву пришлось вести долгую борьбу за выбранное им место. Чего только ему не предлагали. Сосланбек Дафаевич, горячий и упрямый осетин, слушал всех внимательно, но стоял на своем: «Не спавши ночами, я буквально по сантиметрам измерял все расстояния в своем произведении. Работая над скульптурой Салавата, я создавал ее именно для того места, а не для какого-то другого. Если установить памятник в центре города, то нужно работать и создавать совсем другого Салавата, а другого создавать я не намерен». Осторожные чиновники жили заботами сегодняшнего дня. Художник Тавасиев заглянул в завтрашний день и победил.
Большие ученые, подлинные таланты скромны и несуетны. Что мы знаем о выпускнике 11-й уфимской школы Альберте Галееве? Между тем он— лауреат Ленинской премии, действительный член Российской академии наук. После того как академик Роальд Сагдеев, женившись на внучке президента США Дуайта Эйзенхауэра, отбыл в 1990 году на постоянное местожительство в Штаты, Галеев возглавил Институт космических исследований Российской академии наук. Таким ученым сам Бог велел гордиться.
Так же, как и выдающимся конструктором Николаем Пономаревым, который родился и учился в Уфе. По проекту Пономарева был изготовлен Большой горизонтальный солнечный телескоп. В начале 1941-го телескоп был установлен в Пулковской обсерватории, и Пономарев вместе со своим другом Дмитрием Максутовым были удостоены Сталинской премии. Один только эпизод из жизни Пономарева говорит о том, что это был истинно русский интеллигент.
Сентябрь 1941 года. Немцы тщательно и педантично обстреливают Пулково. Пономарев под обстрелом спешит на местное кладбище, чтобы укрыть могилу с памятником Василия Струве — первого директора Пулковской обсерватории, немца по национальности. Больной и истощенный Николай Георгиевич был вывезен из блокадного Ленинграда, его сняли с поезда и поместили в больницу Коврова, где он и скончался. Было ему всего 42 года.
Еще одна выдающаяся личность и большая судьба. 1939 год. В уфимском парке проходят городские соревнования учащихся по тушению зажигательных бомб. Командой 1-й образцовой школы руководит старшеклассник Сергей Романовский. Юношей он ушел на войну, был тяжело ранен. «Сергей стал успешным дипломатом», — рассказывал мне известный хормейстер, симпатичный человек и умница Михаил Фоменков, друживший с Романовским в школьные годы. Романовский был редактором «Комсомольской правды», председателем Госкомитета Совета министров СССР по культурным связям с зарубежными странами, послом в Норвегии, Бельгии, Испании, ректором Дипломатической академии МИД РФ. И это наш земляк.
Общаясь с Пушкиным и Есениным
В 1957 году, когда отмечалось 400-летие вхождения Башкирии в состав Русского государства, родилась не только идея монумента Дружбы. Было принято дальновидное решение развивать тему дружбы в литературе и искусстве. В 1961 — 1968 годах была подготовлена и выпущена в свет пятитомная серия «Башкирия в русской литературе». Прошло двадцать лет. Наступило смутное время перестройки, но антология, получившая высокую оценку читающей публики, снова заявила о себе. Начиная с 1989 года, с большими перерывами, наперекор экономическим неурядицам, стали появляться в библиотеках и книжных магазинах следующие шесть томов.
Здесь надо непременно сказать о писателе-краеведе Мурате Рахимкулове. Проект «Башкирия в русской литературе» осуществился прежде всего благодаря ему. Менялись директора книжного издательства, члены редколлегии, неизменной оставалась одна величина — Рахимкулов. Собиранием русских писателей, очеркистов, краеведов и изданием их трудов Мурат Галимович занимался свыше сорока лет. Ему можно позавидовать — сорок лет он «общался» с замечательными, выдающимися людьми. Среди них — А. Пушкин и Л. Толстой, М. Горький и Л. Андреев, С. Есенин и А. Платонов. Рахимкулов соорудил памятник, который по своему значению не уступает монументу Дружбы.
Россия и Башкортостан прошли плечом к плечу дорогу длиною в несколько столетий. Их судьбы слились в одну. Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин в одной из своих проповедей сказал: «Опыт веков, мудрость поколений, заветы предков и великое наследие взаимопонимания и уважения нам необходимо беречь неустанным трудом и терпением во имя мира и процветания Отчизны, Башкортостана и России». С этим трудно не согласиться. На том стоим!