Все новости
Cоциум
16 Августа 2018, 13:17

Взлетал против ветра

Ветеран-нефтяник доказал себе и остальным: в любом возрасте не надо бояться начинать с нуля

За короткое время Нурфаяз Габдрахманов создал предприятие на 260 рабочих мест.
За короткое время Нурфаяз Габдрахманов создал предприятие на 260 рабочих мест.

В дневниках предпринимателя Генриха Форда, поставившего на колеса Америку и Европу, можно найти такую фразу: когда покажется, что весь мир против вас, вспомните, что самолеты взлетают против ветра. Нурфаяз Габдрахманов на личном опыте убедился в этом, хотя на тот момент не был знаком с наследием выдающегося американца.

А теперь по порядку. Габдрахманов — известный в многотысячной семье башкирских нефтяников человек, с 1999 года — руководитель НГДУ «Туймазанефть», в 2001-м был избран председателем совета директоров «Башнефти», депутат Госсобрания — Курултая РБ второго и третьего созывов, доктор технических наук. И вдруг, в расцвете сил, в 57 лет, в одночасье становится безработным. Причиной тому стал разлад в известном тандеме «отец и сын», в собственности которых тогда находился региональный топливно-энергетический комплекс. Сын, став у руля компании, подвергал ее периодическому реформированию, причем несколько раз за короткое время. Дальше — больше. Когда он вознамерился реформировать и президентскую власть в республике, отец воспротивился. В результате семейного конфликта рассерженный младший расправился с руководителями компании, которые благоволили отцу, — они были просто уволены. Среди них и Нурфаяз Хабибрахманович. Некоторое время он пребывал в статусе безработного депутата.

Разлад «в семье» постепенно улегся, но об уволенных руководителях никто не вспоминал. Куда бы ни обращался Габдрахманов с целью трудоустроиться, везде встречал нулевую реакцию: ни да, ни нет. Опытнейший специалист и продвинутый руководитель испытал то самое состояние, когда, казалось, весь мир против него. Причем из «нефтянки» изгнали и зятя Александра Усова, на тот момент еще молодого специалиста.

Так в самый тяжелый период жизни, еще не пенсионер, но уже в поч-тенном возрасте, Нурфаяз Хабибрахманович принимает решение, как в молодости, все начать с нуля — создает собственное предприятие. Тоже нефтяного профиля, на основе личного капитала — богатых знаний и опыта. Сделать такой смелый шаг было непросто. Кстати, в период безработицы успел объездить соседние регионы, побывал у друзей, трудившихся за пределами Башкирии. Они предлагали Нурфаязу хорошие должности, всяческую поддержку. Это придавало силы. Однако тянуло туда, где корни.

Габдрахманов родился, можно сказать, в центре нефтяного месторождения, между городами Октябрьский и Туймазы, в красивой деревне Мулла-Камыш в августе1948 года. Это было время, когда буровыми вышками обрастал весь северо-запад Башкирии, а их громыхающие круглые сутки трубы свидетельствовали о том, что послевоенная жизнь налаживается, страна обретает мощь. Нефтяники, кстати, в какой бы точке планеты ни находились, независимо от флага страны, всегда в центре внимания. «Так было, так будет еще долго», — уверен и сегодня Габдрахманов. А тогда жизненный путь парня из семьи колхозника-пастуха, в которой росли девять детей, предопределили те самые вышки.

Кстати, о колхозниках. В те годы они были на правах низшего сословия: им не выдавались паспорта, зарплату в основном получали натурой. Поэтому Нурфаяз после успешного окончания Серафимовской школы не строил планов по поступлению в Уфимский нефтяной институт, хотя очень хотел. «Просто в семье не было денег, чтобы оплатить дорогу в Уфу, — вспоминает он. — Помню, мама сжалилась, заняла у соседей-нефтяников десять рублей, но их явно не хватало. Отнесла десятку обратно. Словом, поступление в институт мы вычеркнули из ближайших планов, хотя в своих знаниях я был уверен — экзаменов не боялся». Наша беседа наводит на мысль: современный ЕГЭ ничто против тог-дашней послевоенной нищеты.

Отслужив в армии, Нурфаяз поступил на работу, как и мечтал, в НГДУ «Октябрьскнефть» слесарем-ремонтником, затем трудился помощником оператора по добыче, оператором по подготовке скважин в «Туймазанефти». Поступил на вечернее отделение Октябрьского филиала Уфимского нефтяного института. Совмещать работу с вечерней учебой в вузе — не курсы на водительские права! — способен не всякий молодой человек. С годами Нурфаяз прошел все ступени профессионального роста: возглавлял цех подземного ремонта скважин, был главным инженером управления, затем возглавил НГДУ. Постепенно, с годами юношескую эйфорию сменил трезвый экономический расчет, помноженный на пытливый научный взгляд на суть сложившихся вещей и на будущее «нефтянки».

— Месторождение старело, себестоимость добычи росла, — рассуждает Габдрахманов с непреходящей болью за дело, которому посвятил жизнь. — Как снизить неэффективные расходы? Требовалась реконструкция. Мы стали оптимально избавляться от лишних насосных станций, установок по подготовке нефти и других объектов. Сегодня старые месторождения нуждаются в современных научных разработках, технологиях, оборудовании. Они есть. Специалисты предприятия, которое я создал, как раз этим занимаются.

Нурфаяз Хабибрахманович рассказывает размеренно, предварительно взвешивая каждое слово. Взвешенность в решениях и делах — его природное качество. Да и ответственность сегодня большая: за короткое время смог создать предприятие на 260 рабочих мест. Как мантру повторяет: предприятие в основном выполняет заказы за пределами республики — в Оренбургской, Самарской областях, Пермском крае, Удмуртии, но тем не менее приносит немалые налоги в бюджет Башкортостана. И с сожалением добавляет, что могли бы и на родных месторождениях пользу приносить, они ведь ему хорошо знакомы. Но двери в местные высокие кабинеты не распахиваются, в них имеются не всем известные «кодовые замки». Это уже другая история. Важно то, что Нурфаяз Хабибрахманович, будучи отверженным, смог совершить личный подвиг для себя и своих близких, доказав, что выбить его из седла невозможно. Выход всегда есть — можно, наконец, сменить коня, что и было сделано.
Читайте нас: