Все новости
Cоциум
13 Июля 2018, 00:19

Крым наш

Стоит ли ехать отдыхать на полуостров

Самое главное в Крыму — это, конечно, море.
Самое главное в Крыму — это, конечно, море.

Несмотря на всю привлекательность Турции и других популярных у россиян зарубежных мест отдыха, Крым в этом году испытывает настоящий бум. По данным министерства курортов и туризма полуострова, на конец июня число туристов по сравнению с прошлым годом возросло на четверть, превысив 1,6 млн человек. Что тому причиной — открывшиеся Крымский мост и новый аэропорт в Симферополе или взыгравший патриотизм, сказать трудно. Однако отрицательную тенденцию, когда россияне не хотели ехать в Крым, похоже, удалось преодолеть: никто уже не думает, что условия здесь как в «совке» и при этом все очень дорого.

Путёвки с сюрпризом

Когда на горизонте замаячила свободная неделька, мы тоже встали перед выбором: Турция или Крым. По деньгам, учитывая стоимость авиабилетов (субсидируемые в силу их небольшого количества были проданы еще в марте), выходило примерно одинаково. Предпочесть Крым невольно заставила знакомая — она как раз вернулась из Турции, сообщив, что там адски жарко. А в Крыму климат мягкий и нет удушающей влажности. Риск был в другом: первая половина июня считается не сезоном из-за дождей и недостатка тепла.

С билетами нам повезло: в одну сторону они обошлись в 8 тысяч на человека, в другую — в 5, что сравнимо с поездом. Но в последнем надо ехать больше двух дней, а самолет доставляет в Крым за три часа. Билеты брали на сайте авиакомпании, так что напороться на обман было трудно.

А вот с отелем пролететь было легко: пресса пестрила сообщениями о фейковых сайтах, будто бы принадлежащих известным гостиницам. Люди списывались через них со службами бронирования и оплачивали путевки. А потом оказывалось, что это мошенники.

Просмотрев кучу сайтов, мы остановились в итоге на туркомплексе в Судаке, входящем в состав ведущего туроператора полуострова. Номер на двоих, а также «шведский стол» обошлись нам в 20 тысяч. Правда, прежде чем оплатить присланный счет, мы, как параноики, сто раз перепроверили все реквизиты и даже сверили их с теми, что значились у организации на сайте nalog.ru. В ответ по электронке пришла путевка.

Удобней было бы, конечно, рассчитаться на месте, однако крупные гостиницы требуют оплатить счет не позднее чем за две недели. В частных гостиницах достаточно внести небольшой залог, а остальное отдать потом.

Крым начинается с бомбил

В самом начале путешествия подлянку подстроила авиакомпания, потребовав за выбор мест при электронной регистрации по 200 рублей. Можно было, конечно, сделать это в аэропорту, но тогда бы, возможно, пришлось сидеть в разных концах самолета. Зато нам подали в полете очень достойный горячий завтрак.

Через три часа мы уже ехали по рулежке нового аэропорта в Симферополе мимо каких-то канав, груд земли и недостроенных сооружений. Впечатление, что мы на стройплощадке, не оставляло и в зале прилета: пахло свежим цементом, в половине помещений стояли стремянки и ведра. Аэровокзал торжественно открыли еще в апреле, однако продолжали доводить до ума.

Две стойки официального такси, впрочем, уже работали. За доставку до Судака (110 километров) с нас запросили 2,5 тысячи рублей вместо указанных на сайте 1,7 тысячи. В итоге все дружно пошли на общественный транспорт.

Однако сначала нужно было пробиться сквозь местных бомбил, кидающихся на пассажиров, как коршуны. Цены они заламывали просто дикие — от 40 до 99 рублей за километр, при этом умудряясь врать и про расстояние: 16 километров до железнодорожного вокзала превращались у них в двадцать два. В итоге за поездку, которая в Уфе бы стоила рублей триста, с вас могли легко содрать больше двух тысяч.

При этом уехать из аэропорта вообще не проблема: до железнодорожного вокзала и находящейся там же автостанции ходит троллейбус, проезд стоит 50 рублей. А если повезет, то можно сразу уехать в нужный город: у ряда междугородных автобусов конечным пунктом числится именно аэропорт.

Пассажирские страдания

То, что удалось увидеть по дороге на вокзал, вообще не вдохновляло: узкая старая дорога (рядом, правда, идет строительство новой), страшненькие здания, много заброшки, сушь, пыль. Центр Симферополя поражал не красотой, а интенсивным дорожным движением и шумом.

Железнодорожный вокзал выглядел величественно — в послевоенные годы архитектура была в расцвете. А вот прилегающая к нему автостанция «Курортная» оказалась полным позорищем. На тесной площадке стояли разномастные, не первой свежести автобусы, а билеты продавали в двух соседствующих ларьках. К ним под палящим солнцем змеились огромные очереди. Взяв с нас деньги, кассирша захлопнула окно и куда-то собралась. Стучу в него: «А билеты?» Женщина врубилась не сразу, а потом как ни в чем не бывало бросила: «Ой, забыла выбить».

Автостанция только продает билеты, а автобусы принадлежат индивидуальным предпринимателям. Дисциплины ноль: при нас с легкостью отменили рейс, потому что автобус не приехал. Людям с билетами без всяких извинений предложили их сдать.

В нашем автобусе на четыре места претендовали восемь пассажиров. Как выяснилось, тем, кто купил билеты раньше, их продали на завтрашний день. Жертвы пытались возмущаться, но водитель просто послал их обратно в кассу, захлопнул дверь и выехал на маршрут.

Привет из Белогорска

Автобус идет до Судака два часа. Половину пути, а это километров пятьдесят, глазам представляется строящаяся трасса. Что бы ни говорили о Путине, но в Крыму положительные изменения, причем масштабные, видны на каждом шагу.

Дорога проходит по известному жителям Башкирии Белогорскому району, которому республика здорово помогла после воссоединения Крыма с Россией. Однако от украинского прошлого Белогорск, видимо, еще не оправился: пятиэтажки на его окраине молили о ремонте.

Последние двадцать километров пейзаж в корне меняется: каменистая степь сменяется зарослями и горным серпантином. Однако водитель, как здесь принято, скорости не снижает и все повороты проходит по-шумахерски.

На автостанции в Судаке на нас привычно набрасываются бомбилы, предлагающие доставить в отель всего за 200 рублей. Но мы уже ученые и сразу идем на остановку. На небольших, но милых автобусах двух имеющихся в городе маршрутов можно доехать в любую его точку, а также в близлежащие поселки. А стоит проезд, не в пример Уфе, 11 и 14 рублей соответственно.

Оккупация в отеле

Шестиэтажное здание туркомплекса построено на излете советских времен. Однако мало что об этом говорит. В номерах и холлах сделан ремонт, красиво оформлена столовая. Ухоженная территория местами напоминает ботанический сад: под деревьями и другими растениями воткнуты таблички с их названиями, а вдоль дорожек растут кусты роз.

У отеля свой открытый бассейн, которым могут пользоваться все постояльцы. Вода обеззараживается ультрафиолетом, за безопасностью следит спасатель. Есть на территории и теннисный корт, спортивная и детская площадки.

О смутных временах напоминают два участка, оттяпанных от территории отеля со стороны шоссе — за высоким забором виднеются коттеджи. К счастью, сбоку осталась кипарисовая аллея, по которой сейчас поднимаются в отель.

Из необычного можно назвать развешанные повсюду памятки: что делать до, во время и после землетрясения. И это не просто слова: они здесь действительно случаются. Несколько лет назад во время землетрясения от возвышающейся посреди города горы Собачья голова откололся огромный кусок и рухнул в долину. К счастью, жилья тогда там не было. Сейчас глыба высотой с трехэтажный дом украшает двор частного отеля.

Отели здесь растут как грибы после дождя, заполняя склоны и овраги. Предоставляя участки под гостиницы, власти требуют сделать что-то и на благо общества. Например, один из самых дорогих отелей в Судаке, стилизованный под Генуэзскую крепость, за свой счет замостил, огородил и украсил арками пешеходную аллею, спускающуюся к морю.

Увы, шикарные отели зачастую работают для одного-двух постояльцев. Популярностью же пользуются гостиницы с неплохими условиями и демократичными ценами.

О, море-море

Самое главное в Крыму, конечно, море. Пляжи начинают работать в семь утра и закрываются в семь-восемь вечера. Ряд из них арендуют отели, и вход туда по пропускам. Свободно загорать все желающие могут на муниципальных пляжах, которых здесь четыре. Они прекрасно оборудованы и ничем не хуже закрытых.

Как сказано во всех путеводителях, в Судаке, единственном месте на Крымском побережье, на пляжах кварцевый песок. На самом деле он совсем не белый, хотя в нем много светлых частиц. Полоска, прилегающая к морю, и метра два в глубину завалены крупными камнями, что превращает вход и выход из него в муку. Зато на ура идут коралловые тапочки в лавках на набережной.

Что касается воды, то это как повезет. В первые дни море было кристально чистым и прозрачным, а в последний помутнело, ветер нанес водорослей и медуз. А вот большой волны в Судаке не бывает даже во время шторма: прибрежная полоса вдается в сушу и надежно укрыта между двух гор.

За безопасностью на пляжах следят здоровенные парни-спасатели в желтых футболках и красных шортах. На всех, кто едет кататься на катере, обязательно надевают спасательные жилеты, застегивая и подтягивая ремешки.

На каждом пляже есть зона тени — капитально отстроенный навес. Более дальновидные, обсохнув после моря, с солнца уходят. Однако есть и такие, кто считает, что на море надо загорать. После часов, проведенных на солнце, кожа у них приобретает цвет свежего мяса. Но особенно страдают те, кто ненароком уснул на лежаке и сгорел с одной стороны.

Что интересно, ни на пляжах, ни на набережной, сплошь усеянной кафешками, не наблюдается ни гоп-компаний, ни пьяных, ни наркоманов. Все на удивление адекватны. Максимум, что приходилось видеть, — как кто-нибудь идет со стаканом пива, да и то таких почти нет.

Развлечься бесплатно

Чем еще Крым лучше Турции, так это тем, что здесь есть чем заняться. Можно ездить везде самостоятельно, и это обойдется дешевле, а можно прибегнуть к услугам того же ведущего туроператора, который сделает вашу поездку комфортной, но возьмет за это от 200 до 600 рублей.

Посещение достопримечательностей в Крыму вполне доступно. Например, за вход в Генуэзскую крепость, в которой можно ходить часами, берут 150 рублей (с пенсионеров — 75). Добраться до нее с любого конца города можно на той же маршрутке.

До тропы Голицына в поселке Новый Свет (шесть километров от Судака), мы добрались за 14 рублей. Можно было отдать и больше за гонку по горному серпантину вдоль моря с полусотней поворотов. С одной стороны дороги пропасть, огороженная редкими бетонными блоками, с другой скала, а встречные машины на узкой дороге едва разъезжаются. Но это не мешает водителям сохранять приличную скорость.

Сама тропа Голицына — три километра по скалам вдоль берега моря с подъемами, спусками и гротами, обошлась бесплатно. На выходе, правда, стояла касса, но не работала. По слухам, плату — 100 рублей — берут только в сезон.

А вот экскурсия на завод шампанских вин, основанный тем самым князем Голицыным, обойдется в куда большую сумму. Чтобы вас сводили в вырубленный в горе тоннель, где проходит выдержку миллион бутылок игристого напитка, показали коллекцию вин и провели дегустацию, придется заплатить 600 рублей.

Последняя, впрочем, разочаровала, ибо проводилась не по правилам: в один бокал поочередно наливали шесть видов шампанского. Чтобы налили следующий, надо было выпить предыдущий. К концу дегустации все набрались, развеселились и дружно отправились в находящийся здесь же магазин. Кто-то купил бутылку (минимальная цена 540 рублей), а кто и целый ящик. Заметим здесь же, что на материковую часть России (именно так в Крыму называют основную часть страны) эту марку почти не поставляют. Может, оно и к лучшему: на вкус шампанское оказалось горьковатым.

Что касается развлечений, то наиболее популярны у туристов прогулка на катере (600 рублей за полтора часа) и поездка на «банане» к дельфинам (такая же сумма минут за пятьдесят). Последние подплывают к закинувшим сети траулерам, чтобы полакомиться рыбой. Как они весело прыгают парочками, можно наблюдать с нескольких метров, что вызывает у всех щенячий восторг. А вот купаться с ними не разрешают: восприняв человека как опасность, афалины могут и ребра переломать. По крайней мере этим пугают туристов.

Незабываемые впечатления оставила и конная прогулка в Капсельскую долину (600 рублей плюс 200 за доставку). На раздолбанном «минивэне» вас привозят на ранчо, где уже ждут лошади и два ковбоя местного разлива. Для них неважно, откуда ты и какого возраста — все мчатся рысью по горным кручам и лавандовым полям. Исключение было сделано только для трехлетней девочки, которую главный из ковбоев взял себе на лошадь.

Пора домой

Неделя пролетела незаметно, и вот мы ждем свой автобус на автостанции в Судаке. И снова начинается бредятина: парень с рюкзаком, прохаживаясь неподалеку, вдруг роняет купюру в 5 тысяч рублей. При этом мы явственно видим, что он держал ее в руке, а потом просто разжал пальцы.

Парень уходит, мы стоим, купюра валяется. Поблизости мнутся водитель и охранник, видимо, призванные изобразить свидетелей, когда мы поддадимся на уловку. Тут ветер подхватывает пятитысячную и несет по асфальту. И только тогда водила подбирает ее и что-то говорит охраннику.

Развод старый как мир: попробуй подбери, и тут же найдутся свидетели, которые видели, что купюра была настоящая (а это подделка) или их было две, или еще что-нибудь в этом роде. Начнут с вас требовать, а ваш автобус тем временем отправляется. И вы уже готовы на все, лишь бы от вас отстали. Грустно, что и под конец не обошлось без дегтя.

Остаток дня проводим в Симферополе, решив пройтись по центральным улицам. В пятиэтажках на красной линии балконы выглядят так, будто живут здесь бомжи, а коммунальных служб не существует. Торговля идет прямо на улицах, а в лучшем случае на рынках в духе 90-х. В городе есть два или три торговых центра, но остального цивилизация не коснулась.

Ну а приятное впечатление оставили симферопольские троллейбусы — прямо-таки захотелось послать туда за опытом администрацию Уфы. У нас троллейбусы ходят редко, ползут медленно и имеют имидж никудышного транспорта. А в Крыму они современные, красивые и быстроходные. Сев на вокзале на ту же «двадцатку», мы домчались в аэропорт за двадцать минут. Где-то посередине пути наш троллейбус, идущий экспрессом, догнал машину другого маршрута. Тот опустил «рога» и нас пропустил. А когда провода внезапно закончились, «рога» опустил уже наш троллейбус. При этом водитель из кабины не выходил, а просто нажал на кнопку, и дальше мы ехали на аккумуляторе.

Самый крутой аэропорт

Самолет наш улетал поздно ночью, и остаток времени мы провели изучая аэропорт. И он того стоил. Огромное здание стилизовано под морскую волну — чтобы передать ее перекаты, при строительстве использовали гнутые балки. Прилегающая территория оформлена как парк: мощеные дорожки, деревья, каменные скамейки, фонтан с бьющими из-под земли и внезапно поднимающимися струями.

Высоченная стена внутри здания полностью покрыта зеленью. Это живые растения, обитающие в 60 тысячах горшков со специальной системой полива. Рядом 54 стойки регистрации. Аэропорт рассчитан на колоссальную нагрузку, однако реально одновременно отправляются максимум три рейса.

Можно долго ходить и по залу вылета — столько здесь магазинов, кафе, ресторанов. Если подняться еще на этаж, попадешь на так называемую террасу — выходящее на летное поле помещение со стеклянной стеной. Высотой она чуть больше роста человека, дальше все открыто. Напротив террасы еще один зал ожидания, где до рейса можно полежать в шезлонгах.

На посадку ведут эскалаторы, реагирующие на приближение человека, а телескопические трапы здесь полностью прозрачные. Улетая домой, каждый может бросить на Крым прощальный взгляд и пообещать сюда вернуться.

Между тем

По информации Министерства курортов и туризма Республики Крым, половина отдыхающих предпочитает останавливаться на южном побережье полуострова (наиболее известные его точки — Ялта, Алушта, Алупка), 27 процентов — на западном (Евпатория, Севастополь, Саки), 11 процентов — на восточном (Судак, Коктебель, Феодосия, Керчь).
Треть гостей прибыла в Крым по новому мосту. С середины мая по 20 июня по нему прошло 276,6 тысячи машин, в том числе 2,5 тысячи туристических автобусов.
По количеству отелей Крым занимает второе место среди регионов России, уступая только Московской области. Добровольную классификацию уже прошли 129 гостиниц на 8,9 тысячи номеров. Среди них семь отелей имеют пять звезд, тридцать — четыре звезды, более пятидесяти — три звезды.
Отели нынче загружены в среднем на 60 процентов, при этом во многих крупных гостиницах места раскуплены полностью до сентября.

Читайте нас: