Международный аэропорт «Уфа» буквально сияет: неоновые вывески, подсвеченные взлетно-воздушные полосы и мерцающие гирлянды на елках. Новый год, в котором, кстати, по восточному календарю будет хозяйничать собака, здесь чувствуется, как нигде — радостные пассажиры, вылетающие на встречу с родными, друзьями, встречающие взволнованны. И только четверо сотрудников таможенного поста Аэропорт «Уфа» Башкортостанской таможни не реагируют на это новогоднее волшебство вокруг. Им некогда: у них работа, несмотря на то, что следующий год посвящается им.
Она только что вернулась со службы… Ее черный нос заметно припух: целых 12 часов он был занят делом. Нэрике бы сейчас побегать по снегу, потом вернуться домой, пообедать и лечь отдыхать. А тут назойливые журналисты. Встань... Пробегись… Сядь… Замри…
Нэрика — бельгийская овчарка породы малинуа. Два года она вместе со своим хозяином, начальником кинологического отделения Башкортостанской таможни Олегом Николаевым, служит в аэропорту. Ищет контрабандные деньги. Те, что превышают разрешенный к провозу без декларирования лимит. Дело это новое. В Приволжском федеральном округе всего три четвероногих сотрудника с «денежной» специализацией.
— С такой собакой заначку не спрячешь. Собака все равно найдет…
— Во-первых, я заначку не держу, — говорит Олег Николаев. — Во-вторых, собака указывает деньги, превышающие 10-тысячный валютный лимит. Причем Нэрика лучше всего работает с долларами, потом идут рубли и евро. Но находит и казахские тенге, и туркменские манаты, и турецкие лиры, и таджикские самани. То есть любую валюту. Отсюда можно сделать вывод: деньги пахнут одинаково!
Полагаю, у многих возникают вопросы: любую ли собаку можно обучить подобным фокусам и как много времени на это потребуется? Ну, и самый главный: где взять столько денег?
На первые два вопроса Олег Михайлович отвечает так:
— Собака должна иметь породную предрасположенность к поиску, крепкую психику и хороший контакт с человеком. А владелец должен быть терпеливым и иметь желание обучить собаку. У нас на специализацию ушло месяца два. Но обучение продолжается каждый день. Хотя бы по полчаса, утром и вечером, мы занимаемся с собакой. Навыки надо совершенствовать постоянно. Нэрика обучалась в кинологическом центре, куда привозили изъятые из оборота списанные купюры.
— Почему малинуа? Ведь считается, что лучшие служебные собаки — немецкие овчарки?
— Малинуа — трудяги. Они неутомимы: там, где другой пес уже выбился из сил, они еще полны энергии и желания работать.
Кинолог считает, что и в домашней жизни собака — самый верный, искренний друг, главный помощник в семье. Она охраняет жилище и, как говорит Олег Михайлович, помогает жить.
— Собаки делают людей добрее. Ребенок, который растет в доме, где есть собака, никогда не будет жестоким.
День, когда мы встретились с Найком, был одним из самых печальных в его собачьей жизни: напарница, кинолог Дарья Сулейманова, работала последний день. Так сложились обстоятельства — ей надо сменить место жительства, а шоколадный лабрадор Найк остается здесь. Он единственный из всего аэропортно-таможенного четвероногого квартета «государев пес», то есть купленный на бюджетные деньги. Теперь ему придется работать с другим человеком. С кем? Пока неизвестно.
Пару месяцев Найк просидит в вольере, и его нос будет ловить запахи проходящих людей. Вдруг это он, его будущий друг и напарник.
Лабрадор служит всего полтора года. Сначала была учеба, которую он окончил с отличием, потом игры конфедераций в Казани, а с нынешнего лета пес работает в уфимском аэропорту. Специализация у него довольно специфичная для таможенника — поиск взрывчатых веществ. Его нос уже по достоинству оценили и коллеги, и пассажиры.
— Дело было в конце августа, — вспоминает Дарья. — Мужчина, охотник, летел на отдых в Турцию. А в сумке вместе с пляжными вещами лежал патрон. Случайно там оказался. Видимо, мужчина везде путешествует с этой сумкой. Найк обнаружил патрон в считаные секунды, и, надо сказать, пассажир был очень нам благодарен. Кто знает, как турецкие таможенники бы отреагировали на такой «багаж»?
А еще Найк очень любит грузчиков аэропорта. Хоть и считается, что собаки не различают цвета, но именно их оранжевые жилетки вызывают у пса восторг: с удовольствием подбегает к каждому поздороваться. Но все это строго в свободное время. Ведь для Найка, равно как и для его четвероногих коллег, служба превыше всего.
— Очень хороший, умный, добрый пес. Мне тяжело с ним расставаться, — не скрывает эмоций Дарья.
А еще она уверена, что собаки сильно переживают разлуку с человеком. И вообще, у нас очень много общего.
— До Найка мы работали с немецкой овчаркой Боем. Его списали по возрасту, и сейчас он живет у нас дома. И как только мой пенсионер оказался не у дел, у него начались проблемы со здоровьем. В общем, все как у людей…
В пустой зал вылета международного терминала уфимского аэропорта черно-белой молнией врывается русский спаниель Арчи. Привычно обежав весь периметр, забравшись на ленту транспортера, обнюхав всех присутствующих, он несется к своему хозяину, главному государственному таможенному инспектору Евгению Наумову, и с надеждой смотрит на его руку. В ней зажата любимая игрушка — мячик, за которым пес готов бегать сутками. С этой минуты начинается его 12-часовая собачья вахта.
Арчи специализируется на поиске наркотиков. И за свои семь лет, а это уже почтенный для служебной собаки возраст, нашел их немало.
— Надеюсь, мы еще пару лет прослужим, — говорит Евгений.
Арчи всем своим видом развенчивает распространенный миф, что животным, занимающимся поиском наркотиков, якобы дают запрещенные препараты, чтобы они лучше работали.
— Такие больше двух лет не прослужат, — компетентно заявляет Евгений. — А потом Арчи, как и большинство его коллег, личные собаки. Какой хозяин позволит превращать своего пса в инвалида? К тому же по этой логике собаки, которые занимаются поиском взрывчатки, должны питаться динамитом, а «заточенные» на деньги — обедать купюрами.
Зал постепенно заполняют пассажиры, и у Арчи начинается главная работа. С легкостью снуя между сумок, он в каждую сует свой черный нос. Вдруг контрабанда? На этот раз обошлось. Но через полчаса прилетает рейс из Арабских Эмиратов. Надо будет опять внимательно проверить багаж.
Не стоит думать, что поиск запрещенных веществ для наших друзей некая игра. Они прекрасно осознают, какая ответственность лежит на их собачьих плечах. И, как говорят кинологи, после смены буквально «с лап валятся». Но если псу удалось что-то обнаружить, более счастливого существа найти невозможно — он сделал хорошее дело и помог хозяину! Ведь главное для любой собаки — чтобы человек был рядом и был ею доволен. К примеру, Евгений изредка, в качестве поощрения за хорошую работу берет Арчи… на охоту. Как известно, спаниели — собаки охотничьи. Этому хобби пес готов отдавать все свободное время и очень обижается, когда Евгений ездит на охоту без него. Даже к миске с едой не подходит, переживает.
— Он точно знает: если надели шлейку, значит, впереди работа, а если я обул болотные сапоги — идем на охоту. Один раз мы его даже потеряли. Арчи бежал за снегоходами, видимо, потеряв мой запах, начал перебегать от одного следа полозьев к другому. Ждали мы его до поздней ночи. По моим подсчетам, он пробежал километров 15 и вышел с другой стороны от лагеря, — рассказывает Евгений. — А еще помню, как мы объясняли ему, что куры — домашняя птица и охотиться на них не надо. Понял. Не трогал. Только внимательно наблюдал.
В ысота этого веселого и подвижного пса — 35 сантиметров вместе с задранным хвостом. По мнению большинства, Джеки — рассел-терьер — диванная собачка, способная только лаять без нужды. Между тем этот малыш занят важным делом: в уфимском аэропорту благодаря его крохотному носу поставлен надежный заслон незаконному провозу наркотиков.
— До этого я работала только с крупными собаками, — говорит главный государственный таможенный инспектор Анна Власова. — С мелкими породами, конечно, сложнее. Их надо обучать только лаской и уговорами.
— Анна, а кто для вас Джеки?
Как будто в подтверждение этих слов наш фотокор Раиф Бадыков только ему известным звуком привлекает внимание собаки — и несколько хороших кадров готовы.
— Я детей так отвлекаю, когда фотографирую, — комментирует он.
Джеки — маленькому псу с большим темпераментом — скоро ехать на службу. И он не очень рад повышенному вниманию журналистов. Все-таки впереди ответственная работа, надо настроиться.
— Маленькая собака — маленькая во всем, — говорит Анна. — Джеки быстрее, чем его большие коллеги, устает. После рейсов буквально падает с ног.
Но такая уж у него служба.