Все новости
Cоциум
30 Января 2014, 17:45

От досмотра не отбиться

Журналист «РБ» отработал один день в службе авиационной безопасности

К своей работе спаниель относится эмоционально.
К своей работе спаниель относится эмоционально.
Интересно узнать, что из запрещенного народ пытается протащить на борт самолета чаще всего, как с этим бороться и можно ли на все сто процентов быть уверенным в безопасном перелете? Тем более что на носу Олимпиада, террористы не дремлют, требования к содержимому багажа ужесточили, а пассажиры на все лады твердят об угнетениях, которым их подвергают в аэропортах.
Олимпиада осушила аэропорт

Вообще-то, безопасность в аэропорту обеспечивает еще и полиция, а также пограничный и таможенный контроли. Но большую часть ответственности несут сотрудники службы авиационной безопасности (САБ). Обязанности проверять пассажиров и багаж лежит на них. Осмотр самолетов и охрана территории — тоже. Олимпиада внесла существенные коррективы в деятельность службы, и с недавнего времени ограничение распространили на любые емкости с жидкостями. Под запрет попали парфюм и косметика. Исключение сделали лишь для лекарств, детского питания и диетических продуктов. Кстати, брендовый продукт республики — мед тоже оказался в черном списке.

Главное — мелочи

Моим наставником на время дежурства в САБ оказался начальник смены Андрей Валл. Полковник МВД в отставке. Впрочем, бывших силовиков здесь много, им отдают предпочтение. Например, Александр Горбацевич до выхода на пенсию служил в спецназе, его коллега, старший инспектор Олег Бойчук — в прошлом офицер ФСИНа.

— На пенсию силовики выходят рано, — поясняет Андрей Валл. — Как говорится, еще бы работать да работать, а их профессиональный опыт — это как раз то, что нам и нужно. Отсюда и приоритеты. Кстати, вот этот сотрудник у нас засекречен. Это профайлер.

Понятие «профайлер» пришло с Запада. Это специалист-аналитик, который «считывает» людей на предмет потенциальной опасности. Подобные профи есть в МВД, ФСБ, разведке и прочих структурах. Их задача — «сканировать» входящих в здание аэровокзала. Их оружие — знание психологии, дедукция и наблюдательность. И если при досмотре вам внезапно задали вопрос типа: «сами ли вы собирали свой багаж»? — это означает, что вы чем-то насторожили профайлера. «Лишние» подробности у вас «выпытывают» по его наводке. Сам он в это время наблюдает за вами со стороны, определяя, насколько вы правдивы в своих ответах.

Среди сотрудников службы авиационной безопасности много женщин. Они более внимательны и дотошны, нежели мужчины. И обращают внимание на всякие мелочи, которые большинство представителей сильного пола просто не замечают. Внимательность особенно нужна при работе на интроскопе. Это прибор, которым просвечивают сумки пассажиров, и необученному человеку практически невозможно с ходу определить, что это там высветил экран. Ведь изображение весьма схематичное: предметы больше похожи на чертежи и имеют со своими прототипами лишь отдаленное сходство. Например, цепочка круглых предметов, окрашенных в синий цвет, на первый взгляд больше всего напоминает бусы. А на самом деле это мелочь в кошельке. К тому же, экран на манер мозаики испещрен разноцветными пятнами.

— В синий цвет на мониторе окрашен металл, в зеленый — резина, в оранжевый — органика, — поясняет инспектор Наталья Юртова. — Например, все взрывчатые вещества — это органика. Если у меня возникнет хотя бы мало-мальское подозрение, что в сумке есть что-то опасное — тут же вызывают собаку. А также используют прибор, который определяет, есть ли в багаже взрывчатые испарения. В общем, ничего сложного, главное бдительность...

«Ничего сложного»? По оценкам специалистов, в режиме предельной концентрации внимания человек способен работать от силы полчаса. Потом глаз начинает «замыливаться», а внимание рассеиваться.

Извините, но вы звените...

Первый этап проверки пассажиров — прямо на входе. Это рамка металлоискателя, возле которого круглосуточно дежурят сотрудники САБ и полицейские. Здесь же производят бесконтактный досмотр: то есть предлагают выложить содержимое карманов на стойку. Как правило, после этой процедуры рамка все равно звенит, и сотрудник безопасности повторно «прозванивает» пассажира ручным металлоискателем. Мне тоже доверяют прибор, и я с осознанием всей важности возложенной миссии берусь за дело.

Выясняется, что после того как гражданин вывернул карманы, чаще всего звенят пряжки ремней. Женщины не столь предсказуемы. Звенеть у них может все что угодно — многие предметы они просто забывают вынуть.

— Чаще всего из запрещенных предметов на борт пытаются пронести ножи и кастеты, — говорит Андрей Валл. — Правда, сейчас количество таких случаев неуклонно снижается. Люди стали чаще летать, правила знают. Иное дело, что строгий досмотр нравится не всем. Некоторые возмущаются, спорят, иногда даже пишут жалобы. Но у нас ведется видеонаблюдение, всегда можно посмотреть запись.

Пройти охота, да не то фото...

За первым этапом проверки пассажира ждет следующий. Сотрудник службы также работает в паре с полицейским, в распоряже-нии которого идентификатор. Через него «прогоняют» паспорт: с чужим документом можно запросто «пролететь». К слову, у всех сотрудников аэропорта тоже есть свои электронные пропуска. Забыл дома — не пройдешь. Кроме того, на пропуске есть штрих-код, определяющий зоны доступа работников аэропорта. На пропуске Андрея Валла зеленая полоса: ему можно находиться везде, включая пограничную зону и таможню.

После паспортного контроля пассажир еще раз проходит сквозь рамку металлоискателя, затем следует контактный досмотр. Грубо говоря, сотрудники службы прохлопывают его карманы, а сумки просвечивают интроскопом. Наконец, пассажир проходит в «стерильную» зону. Это означает, что он «чист», досмотр прошел и может спокойно ждать посадки.

САБачья работа

В уфимском САБе «служат» около двадцати собак. В основном овчарки и спаниели. С одной из них довелось познакомиться и мне. Правда, спаниельша с кокетливым прозвищем Ляля лапу подать мне отказалась, но хвостом из вежливости вильнула.

— Лапу они не подают, — поясняет кинолог. — На работе от них этого не требуется, а обучать собаку ненужным командам — только во вред делу. Тем более, что спаниели и без того слишком эмоциональны.

Эмоции переполняют спаниеля почти всегда. Особенно когда отыщет что-нибудь запрещенное. В этом случае его радость не знает границ. Он начинает суетиться, бегать кругами и шнырять на поводке, как челнок. Короче, находится в полном восторге от чувства выполненного долга, поэтому работу с ним приходится прекращать и ждать, пока служивый успокоится. Овчарки гораздо степеннее и ребячества себе не позволяют. Но и те, и другие работают на совесть.

Один раз за дежурство сотрудников службы поднимают по своего рода тревоге. Они обходят весь аэропорт на предмет возможной закладки взрывчатых веществ, оружия или наркотиков.

— Это необходимость, а заодно и тренинг на бдительность, — поясняет Андрей Валл. — Также предполетный досмотр проходят все самолеты. В силу конструктивных особенностей у каждой модели есть свои «потайные места», которые наши сотрудники должны знать.

Пока я дежурил, не раз прикидывал, сколько же у меня шансов пронести на борт… мину, будь я террористом? Выходило, что никаких. Схема работает безупречно. Единственное, на что приходится рассчитывать злодею, — это человеческий фактор. Скажем, если среди «сабовцев» окажутся подельники. Чтобы избежать такого поворота событий, при приеме на работу потенциального сотрудника тщательно проверяют.
На заметку

В аэропорту есть «бюро находок». Забытых вещей скапливается немало. Нередко
забывают кошельки с внушительными суммами. Или мобильные телефоны. Находят все вещи без исключения. Рассказывают, как один бизнесмен забыл свой навороченный сотовый в чехле кресла, а когда «сабовцы» вернули мобильник, человек на радостях даже прослезился.
Читайте нас: