Cоциум
6 Октября 2012, 17:30

Наш «геном» в Кремле

Профессор БашГУ Эльза Хуснутдинова вошла в совет при президенте России.

— Эльза Камилевна, как становятся советниками российского президента?

— Я была удивлена, когда мне позвонил бывший министр образования Фурсенко и предложил войти в совет при президенте Путине по науке и образованию. Предложение, по его словам, исходило от известных в России ученых и ректоров вузов.

Почему именно моя кандидатура — трудно сказать. Предполагаю, потому, что уже являюсь членом нескольких известных советов — по генетике в Российской Академии наук и в Академии медицинских наук, а также членом бюро международной организации «Геном человека».

— Вы уже знакомы с составом совета, вашими будущими коллегами?

— Я посмотрела список. Это серьезные, известные ученые: Михаил Ковальчук — директор Института ядерной физики, Виктор Садовничий — ректор МГУ, Юрий Осипов — президент РАН...

— Когда встречаетесь? Чему будет посвящено первое заседание совета? Что привнесете лично?

— Первое заседание состоится в октябре, и мы должны будем на нем определить приоритеты в развитии науки и образования.
Мои предложения не могут быть «личными», даже если я хочу пролоббировать интересы республики. Поэтому я обратилась к ректорам ведущих вузов, к директорам НИИ и УНЦ, министру образования Башкирии, чтобы мы вместе сформировали эти предложения. Они будут обсуждены с президентом нашей республики и только потом — на уровне Путина.

— Что, на ваш взгляд, без обсуждений, априори является главным в развитии науки? Чего ей не хватает?

— Науке, как и образованию, не хватает денег, финансирования. Поэтому мы будем предлагать подключить к их развитию бизнес. В идеале речь идет об обязательных отчислениях 0,5 — 1,5 процента от прибыли. Естественно, финансировать надо в первую очередь те научные исследования, которые являются государственным заказом.

Кроме того, для Башкортостана важным является финансирование электронного университета и электронных библиотек. Вообще, в инновационных проектах заинтересован бизнес, связь здесь очевидна. Мы хотим, чтобы таким же очевидным стало финансирование таких проектов бизнесом.

Если говорить об образовании, в первую очередь меня интересует генетика. К сожалению, в российских вузах отсутствуют кафедры генетики. Их нет даже в медицинских университетах! Хотя общеизвестно, что все болезни, все признаки заболеваний укрыты, а теперь уже раскрыты, обнаружены в геноме человека. На всероссийских Днях генетики в БашГУ, которые собрали цвет генетической науки всей страны, мы пришли к выводу, что эта наука должна изучаться студентами вузов. Такое предложение я собираюсь донести до президентского совета.
Досье

Потрите любого башкира — проявится англосакс…
  • Эльза Хуснутдинова родом из Бураевского района.
  • Родители — педагоги. Любовь к биологии привила мама.
  • Окончила БГУ, аспирантуру в Москве.
  • Сейчас Э. Хуснутдинова — доктор биологических наук, профессор, академик Академии наук республики, заведующая отделом геномики и лабораторией молекулярной генетики человека БашГУ. Ведущий специалист России в области популяционной и медицинской генетики.
  • Среди учеников Э. Хуснутдиновой восемь докторов и 84 кандидата наук, она опубликовала 750 научных трудов.
  • Известна как создатель нового направления в генетике — этногеномики.
  • Э. Хуснутдинова создала молекулярно-генетическую «карту» уральского генофонда, его положение в мировом распределении частот генов. Благодаря ее работам стало известно, что в этногенезе башкир присутствуют финно-угорский, тюркский и индо-иранский компоненты. Это подтвердило гипотезы этнографов, антропологов и археологов. Также у башкир в высокой концентрации были выявлены гены, присущие баскам и англосаксам. Особое внимание исследователь уделяла изучению молекулярной природы наследственных и врожденных заболеваний населения Башкортостана.
  • Сейчас она занимается изучением и развитием ДНК-диагностики болезней, позволяющей выявлять наследственные заболевания на ранних стадиях. Под ее руководством разработаны и внедрены в практику методы медико-генетического консультирования. Мечтает открыть в Уфе центр дородовой диагностики.