Все новости
Cоциум
30 Июня 2012, 05:46

Безопасность в авиации пишется кровью

Напомним, что в небе над Боденским озером столкнулись американский грузовой «Боинг» и Ту-154, принадлежавший авиакомпании БАЛ.

Номер нашей газеты в скорбный день — 5 июля.
Оба воздушных судна сошлись на одном, 360-м эшелоне, их необходимо было срочно развести. Управление движением осуществляла швейцарская компания. На борту каждого самолета имеется автоматическая система оповещения о возможном столкновении — ТКАS. Как установлено в ходе расследования, и система, и диспетчер оперативно среагировали на сближение самолетов. Экипаж «Боинга» последовал указаниям прибора. Аналогичный маневр собирался сделать и пилот ТУ-154, но Нельсон дал противоположную команду. И самолеты оказались на курсе, который вел к столкновению. Его должен был покинуть один из двух бортов. Все закончилось бы благополучно, если бы не вмешалась система оповещения. Она дала команду снизиться одному самолету, диспетчер — другому. В итоге они вновь оказались на одном курсе. Нельсон настоял на своем решении, так как не знал о том, что сработала ТКАS.

Экипажи сообщили о выполненных маневрах на землю, но диспетчер не расслышал их из-за того, что в этот момент на связь вышел третий самолет.

После того, как трагедия случилась, желающих делать выводы и вертеть назидательно пальцами было хоть отбавляй. Да и сейчас не прекратились попытки упрекнуть экипаж башкирских авиалиний в том, что он выполнил требование диспетчера. Мотивируют же подобные умозаключения тем, что предпочтение в таких спорных случаях отдается требованиям системы ТКАS. Однако именно трагедия над Боденским озером послужила страшным уроком и толчком к решению о том, что экипаж однозначно должен слушать сигналы системы. За полгода до этого уже пытались ввести эти правила, но до конца не довели. Тогда подобная ситуация сложилась в небе Японии, но самолеты удалось развести буквально в нескольких десятках метров. Не зря же говорят, что правила безопасности в летном деле пишутся кровью.