В штабе по сбору гуманитарной помощи, который находится в Дюртюлях в переулке Марии Якутовой, выстроились многоэтажные ряды коробок с надписями, по которым можно изучать географию района: «Сухие супы от жителей села Исмаилово», «По благословению отца Алексея, настоятеля храма Василия Великого города Дюртюли, от прихожан», «Помощь с душой для наших героев от Ираиды Сарваровой, жительницы села Аканеево», «С любовью, санаторий «Венеция»...
Ценно даже не то, что находится внутри, а тот заряд положительной энергии, который несет каждая такая посылка. Глядя на этот склад, невольно задумаешься: на таких неравнодушных людях, готовых отдавать время и деньги на поддержку земляков, воюющих «за ленточкой», и держится наше государство. Одни на фронтах с оружием в руках, у других же свой фронт — в тылу.
Самое что ни на есть единство.
В начале ноября все эти коробки с продуктами, одеждой, предметами гигиены, медикаментами, тюки с маскировочными сетями и антидроновыми одеялами, инструменты и прочий полезный скарб отправится из Дюртюлей в составе республиканского гуманитарного конвоя в зону специальной военной операции.
— Наши посылки получат именно дюртюлинцы. Так выстроена система, — говорит координатор волонтерского центра Ришат Валеев. — Если вспомнить о первых партиях гуманитарной помощи, то в основном это были одежда, белье, носки, предметы гигиены, а сейчас бойцы больше нуждаются в оборудовании и инструментах. Мы 33 раза формировали гуманитарный груз, отправили на СВО 30 автомобилей высокой проходимости, а также квадрокоптеры и другую технику.
Ришат Рикович и сам отдал военной службе на флоте более 20 лет. Когда служба закончилась, Валеевы перебрались на малую родину в Дюртюли, где его профессиональный опыт очень пригодился. Сейчас он — советник главы администрации района по работе с участниками специальной военной операции и членами их семей.
В день нашего визита коробки на складе перебирали две помощницы. Они еще новички в этом деле, из скромности даже не хотели называть имена. Работа их заключается в том, чтобы расфасовать все принесенное в полноценные наборы. Люди ведь закупают кто что может. Например, в одну коробку положат только чай, в другую только носки, в третью только зубную пасту и так далее. Так вот, задача работниц штаба равномерно все распределить, чтобы бойцы со своего склада забрали коробку, в которой будет все — и носки, и зубная паста, и чай и прочее. Посылок огромное количество, в них более сотни позиций, и все это надо перебрать и равномерно распределить.
Процедура довольно трудоемкая.
— Сначала я просто вещи приносила, а здесь стала недавно помогать. Есть женщины, которые с первых дней тут работают, про них и надо писать, — поначалу отмахивается от нас Гульсияр Шаехова. В процессе разговора выяснилось, что на СВО ушел ее единственный сын.
— В прошлом году он получил ранение в голову, выкарабкался, но осталось два осколка. Рука пока плохо действует — перебило сухожилие. После нескольких месяцев лечения снова приступил к службе, но пока в воинской части в Екатеринбурге, а до ранения был на Краснолиманском направлении, — с волнением говорит мать. — Когда он подписал контракт, «добрые» люди высказывались, что это из-за денег, другие чуть не у виска пальцем крутили, дескать, совсем уже человеку делать нечего.
Было очень обидно все это слышать, ведь сын ушел с хорошей работы и в деньгах не нуждался. Да, мы с мужем сами патриоты и его так же воспитали.
А пока формируется гумконвой, по всему району и городу кипит работа — надо успеть собрать и сделать как можно больше.
Районная библиотека в Дюртюлях стала одним из первых опорных пунктов по плетению маскировочных сетей. Трудятся здесь в три смены, по часам, в итоге работа ведется практически с утра до позднего вечера. Поэтому и результат такой впечатляющий — с осени 2023 года почти 700 сетей общей площадью более 12 тысяч квадратных метров. Кстати, это два футбольных поля.
Директор централизованной библиотечной системы района Елена Халиуллина рассказала, что сначала было даже страшно браться за новое дело. Не знали, какой материал и где закупать и что вообще с ним делать. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. На местной мебельной фабрике безвозмездно изготовили для них два больших станка для плетения. Начинающие мастерицы распечатали узоры и растянули сети — так работа пошла. Постепенно группа пополнялась новыми активистами.
В основном плетут волонтеры серебряного возраста. Есть труженицы, потерявшие на специальной военной операции сыновей. Раз своих уже нет, надо помочь другим.
Вот и торопятся сюда каждый день, откладывая на потом все дела.
Гульчира Юсупова проработала в городской библиотеке 36 лет и здесь в родной стихии. Ее внук служит артиллеристом на Донецком направлении.
— Вы не представляете, как тяжело провожать его после отпуска, — говорит она сквозь слезы. — Едва окончил колледж, как призвали по частичной мобилизации в 2022 году. Не испугался. Сказал: «Раз надо, значит, надо». Внук пишет замечательные стихи, уже целый сборник у него есть. Очень начитан. Ведь пока рос, много времени проводил со мной в библиотеке. Такой вот романтик, даже позывной у него — «Викинг». Сейчас он на задании, а это значит, что с ним нет связи. Вот уже несколько дней ждем. Дай бог, вернется и позвонит.
Этот прекрасный женский коллектив дополняет Зим Набиев. Сначала к волонтерам присоединилась его жена, а потом он сам пришел посмотреть на происходящее.
Увидел, как мучаются труженицы, подготавливая материал для маскировочных сетей. И решил — так не годится. По образованию он инженер-механик, наладил здесь свою технологию нарезки лент, которых требуется очень много, чтобы сети плелись безостановочно.
— Я служил в армии, в артиллерии. И отец мой воевал на двух войнах, и дед воевал. Поэтому к теме СВО не могу относиться с равнодушием. В прошлом году организовал на своей улице сбор денег, закупили на них два электрогенератора, бензопилу, отправили туда, — рассказывает Зим Шаехович. — Однажды сюда зашел военнослужащий. Не узнал его сразу, а он оказался бывшим моим подчиненным. Такой был хороший парнишка. Через полгода погиб, так и стоит его лицо перед глазами.
Каждый волонтер надеется, что сплетенные ими сети уберегут как можно больше ребят. На прощание мы пожелали друг другу, чтобы победа наступила как можно скорее.
Пример взрослых подхватили учащиеся дюртюлинской школы № 5, директор которой на данный момент служит на СВО.
В актовом зале для школьников установили станок для плетения сетей. Дети охотно подходят к нему на переменах, остаются после уроков, чтобы внести свой вклад.
Исполняющая обязанности директора Эльмира Сулейманова рассказала, что в планах освоить плетение нашлемников.
В школе, где обучаются 1240 детей, патриотизм — это не пустое слово. У 51 ученика отцы сейчас на СВО, также воюют выпускники этой школы, к сожалению, трое погибли. В составе коллектива есть педагоги, потерявшие своих сыновей. У самой Эльмиры Сулеймановой погиб дядя.
— Специальная военная операция коснулась практически каждого из нас. Мы хотим помочь нашим воинам. Кроме плетения сетей регулярно собираем гумпомощь. Наши ребята пишут письма на фронт. И однажды мы получили обратную связь. Боец прислал в адрес нашей школы письмо, в котором поблагодарил ребят и написал: «Передайте, пусть дети не думают, что их письма до нас не доходят». В каждом классе у нас установлена парта Героя, чести сидеть за которой удостаиваются наиболее отличившиеся, — рассказывает Сулейманова.
Для колонны с гуманитарным грузом свои коробки добра подготовили коллектив и родители детского сада № 6 «Солнышко». Здесь идейным вдохновителем волонтерского движения стала психолог Эльмира Кужина. В мае 2023 года на специальной военной операции погиб ее супруг, Эрик Кужин. Он посмертно награжден орденом Мужества.
— В прошлом году супругу исполнилось бы 44 года. И в память о нем я изготовила 44 блиндажных свечи. С этого все и началось, — вспоминает она. — Стала помогать в сборе гуманитарной помощи деньгами и вещами. Потом обратилась к директору нашего детского сада Флюре Каримовой, и она горячо поддержала мою идею о том, чтобы к этой работе подключить коллектив и родителей.
Ими собрана не одна коробка добра. Резали лапшу, фасовали сухие травы, делали армейский душ, заготовки, закупали медикаменты и прочие вещи первой необходимости для бойцов. А еще Эльмира как психолог помогает другим женщинам, пережившим потерю родных на СВО. Ей, самой испытавшей горе, легче их понять.
«Мой телефон для них доступен в режиме 24/7», — просто говорит она.
Во время командировки в Дюртюли мы слышали много имен и названий населенных пунктов, которые примкнули к масштабной работе в тылу. Это штабы в поселке Семилетка и в деревне Исмаилово, где работают очень активно и сплоченно: плетут маскировочные сети, шьют антидроновые одеяла, делают заготовки, суповые наборы, лапшу и много чего еще. Также рассказывали про Анаса Гарипова, у которого сын воюет с первых дней. Он сам шьет носилки, варит буржуйки, самостоятельно отвозит гуманитарную помощь на фронт. Неоднократно люди в разговорах упоминали местного предпринимателя Альфию Габдуллину, которая вносит очень большой вклад в дело помощи бойцам. Узнали мы и про мальчика Алана Султанова, который после смерти отца продолжает самостоятельно выращивать перепелов. С мамой они упаковывают копченую птицу в вакуумные пакеты и щедрыми партиями отдают воинам. Мы уверены, что в Дюртюлинском районе нет ни одной деревни, ни одного поселка, где не оказывали бы посильную помощь бойцам. И так в каждом районе республики. Это дает нам полное право встречать День народного единства с гордостью и уверенностью в победе.