Все новости

«Умный город» и «Безопасный город»: точки пересечения

В рамках IV Международного форума развития и цифровой трансформации городов «Умный город — Умная страна», который проходит в Уфе с 26 по 28 июля, состоялась стратегическая сессия «Безопасный город».

«Умный город» и «Безопасный город»: точки пересечения
«Умный город» и «Безопасный город»: точки пересечения

Понятие «умный город» предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий для повышения качества работы городских служб, уменьшениерасходов и оптимальное использование ресурсов, а также выстраивание более эффективного взаимодействия служб и ведомств с жителями городов на основе информатизации процессов муниципального управления. Кроме «умного» ЖКХ эта концепция включает «умный» транспорт и остановки, инновации для городской среды, интеллектуальные системы экологической безопасности, туризм и сервис.

Суть системы «Безопасный город» главным образомзаключается в обеспечении безопасности граждан и общественной инфраструктуры, а это связано с работой полиции и экстренных служб. Смысл безопасного города в том, чтобы в случае чрезвычайной ситуации человек не обзванивал множество различных служб, а получил необходимую помощь в экстренных ситуациях, связанных, к примеру с авариями ЖКХ, пожаром или медицинской помощью, по единому номеру.

«Умный город» — ведомственный проект минстроя России, координатором внедрения системы «Безопасный город» является МЧС России.

Главной темой прошедшей в рамках форума «Умный город — Умная страна» дискуссии стали точки пересечения концепций «Умный город» и «Безопасный город», возможности объединения средств для автоматизации в области общественной безопасности, правопорядка и защиты окружающей среды.

По словам Антона Герасимова, заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны и ЧС, эти две технологии во многом пересекаются, но ставить две камеры - одну для «Умного города», а другую для «Безопасного города» — нерационально.  

«Нужно наращивать темпы построения «Безопасногогорода» и снимать вопросы, которые возникают в субъектах Российской Федерации, — подчеркнул Антон Герасимов. — И в этой связи мы сейчас занимаемся тремя основными аспектами. Во-первых, «пересобираем» Совет главных конструкторов и межведомственную правительственную комиссию. Второе направление деятельности — формирование проекта нормативных, методических документов и законодательных актов, в которых будет закреплена ответственность федерального органа исполнительной власти, органов власти в субъектах РФ, по построению и координации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК БГ). Мы намерены закрепить порядок и этапы построения АПК БГ.  Кроме этого, идет активная работа по концептуальному итехнологическому развитию комплекса, и уже в течение этого года планируется подготовить его обновленную концепцию, где будут прописаны технические требования и методические рекомендации по построению АПК БГ, которые в большей степени будут отвечать современным тенденциям и реалиям. Ведь предыдущая концепция была написана в 2014 году. С тех пор прошло много времени, инастало время ее обновлять».    

Антон Герасимов подчеркнул, что во главе интеграции и взаимодействия умных и безопасных городов стоят данные. Чем больше будет датчиков и средств сбора информации идоведения до граждан и федеральных органов исполнительной власти, тем более эффективной будет работа «безопасного и «умного» городов. Нужно проработать вопросы обмена данными, их «чистоту» и непротиворечивость, заниматься развитием сети сенсоров, датчиков. Не секрет, что сегодня системы «112» локальны в каждом субъекте, по сути дела, собранные данные не имеют выхода на другие уровни. В связи с этим сейчас осуществляется переход к федеральной составляющей, которая позволит, в том числе, агрегировать и собирать данные для более глубокой аналитики.  

МЧС России занимается развитием системы оповещения населения. Недавно вышло постановление правительства, которое определяет порядок, регламент и реконструкцию систем оповещения населения и поддержания их в работоспособном состоянии. Еще одна составляющая этой работы — ее применение не только на конечных устройствах оповещения, но и использование других каналов доведения информации, таких как мобильные приложения, различные паблики и тому подобное.

Башкортостан — один из первых регионов России, где начал внедряться АПК БГ. Опыт пилотной зоны в этом смысле уникален. Об этапах построения системы «Безопасный город» рассказал заместитель председателя ГоскомитетаБашкирии по ЧС Кирилл Первов.  

«Этим вопросом наша республика плотно занимается уже с 2015 года, — рассказал представитель ведомства. — Мы начали построение комплекса сразу во всех 63 муниципальных образованиях. Определили базовые системы, которые нам нужны в первую очередь. Провели анализ того, что уже есть в муниципалитетах, выявили те системы, которые стоит сохранить, и те, которые устарели.Определили актуальные риски, касающиеся разных климатических зон, в которых расположены районы республики. Дальше была большая работа с Советом главных конструкторов, решение вопросов финансирования. Это было непросто, но мы это преодолели. Следующий важный этап — это создание Центра Управления республикой. Сегодня в регионе действует 22 системы АПК БГ, из них 10 интегрированы в Центр Управления республикой. И сразу пошел большой положительный отклик от людей, так как поступающие вопросы стали решаться максимально оперативно. И мы поняли важность и нужность этой работы».

По словам Александры Осиповой, директора Департамента цифрового развития города Севастополь, отсутствиенормативной базы по проекту «Безопасный город» не остановило власти региона, и аппаратно-программный комплекс был внедрен в 2020 году.

«Было решение губернатора, мы воспользовались всеми методическими инструментами, которые предоставлены МЧС, заинтересовали органы исполнительной власти и главные федеральные органы в сотрудничестве с нами, — поделилась Александра Осипова. — Методология безопасного города очень обширна и сделать сразу все нереально. Мы выбрали для себя выбрали несколько первостепенных задач. Первая это единая платформа оперативного реагирования. К ней подключили все органы исполнительной власти, ресурсоснабжающие организации,МЧС и МВД. Всего более 240 организаций. А дальше было решение прикладных задач на базе платформы. Одна из них интеграция системы с атласом рисков, пожарный мониторинг. Другая — подготовка к отопительному сезону, в котором тоже есть пересечение и с «умным» городом, и с «безопасным», так как отопительный сезон — это проверка многих городских систем. Теперь подготовка к отопительному сезону проходит в условиях, когда все прозрачно и предсказуемо. На базе этой платформы делали подготовку горячей линии с губернатором. Все поступающие обращения были записаны и реагирование по ним было проведено до начала горячей линии. Как это и должно быть, а не после поручения губернатора».

Фото пресс-центра форума «Умный город — Умная страна».

Автор:Алла РУБЦОВА
Читайте нас в