Дороги в зону специальной военной операции у всех разные. Есть такие, кто идет туда за деньгами, чтобы закрыть ипотеку и другие долги, поддержать семью финансово. Кто-то таким образом решает еще какие-то проблемы. А вот тот, о ком мы расскажем сегодня, вполне состоялся в мирной жизни.
Вырос в деревне Новосубхангулово Бурзянского района, окончил сначала техникум, потом Уфимский филиал Московского университета потребкооперации. Работал в администрации района на разных должностях — бухгалтером, ревизором, казначеем, начальником централизованной бухгалтерии — главным бухгалтером сельских поселений.
У них с супругой свой магазин. В последние годы даже туризмом начали заниматься. Дом полная чаша, трое детей. Да и возраст уже не юный, как-никак 46 лет.
— Вот и там, «за ленточкой», у меня часто спрашивают: «Зачем»? А я просто не мог отсидеться дома, — признается боец, который и позывной взял себе соответствующий — «Бухгалтер». — Говорят же, все мы родом из детства: что с малых лет заложено, то уже с тобой на всю жизнь. Воспитывался на примере своих дедов и прадедов, в школе учили за Родину стоять, так что чувство патриотизма в крови. К тому же я ведь десантник, в армии прошел хорошую подготовку, а десантники бывшими не бывают.
«Бухгалтер» до сих пор благодарен своему школьному учителю Ахмету Уразаеву, который вел у них начальную военную подготовку. Ребят он воспитывал настоящими патриотами, и два его сына, к слову, сегодня тоже в зоне СВО. Поэтому «Бухгалтер» уверен: уроки НВП обязательно нужны в школе, и прежде всего дети должны освоить навыки оказания первой медицинской помощи. Такие навыки жизненно необходимы каждому и в мирной жизни, что уж говорить про войну. На передовой, если ранило, очень часто все решают секунды, а санитар рядом есть не всегда.
— Как только началась специальная военная операция, я потерял покой, а тут еще два одноклассника отправились «за ленточку». Я даже обиделся на них: почему мне-то не сказали? Думаю, картошку сперва посажу, там видно будет, потом настала пора сенокоса, как же не подсобить, третье-десятое… Тут двоюродные и троюродные братья записались в контрактники. Я на проводах бываю, иногда сам подвожу их на автомобиле. Те, с кем служил, тоже не стали отсиживаться в тылу. Словом, в сентябре выкопал картошку и решился — иду. Жена сначала не поверила, мама испереживалась вся, но в итоге дала свое благословение. Понимаю, как им тяжело было, но они знали, что я не отступлюсь, — рассказывает боец.
Вот уже год и четыре месяца наш герой в зоне СВО. Служит в артиллерийских войсках, участвовал во многих боевых операциях. Артиллерию на передовой не зря называют главным дирижером на поле боя. Артиллеристы оказывают огневую поддержку российским мотострелковым и десантно-штурмовым подразделениям, поражают бронетехнику и пункты управления противника, успешно участвуют в контрбатарейной борьбе с артиллерией ВСУ. Словом, известная фраза «Артиллерия — бог войны» не теряет своей актуальности и сегодня.
Сейчас «Бухгалтера» перевели в РСЗО (реактивная система залпового огня), назначили командиром расчета. На стандартный вопрос, страшно ли на войне, отвечает с улыбкой:
— Как сказал один боец, сперва это интересно, потом страшно, потом без этого жить не можешь. Тяжело только на первых порах, но человек ко всему привыкает. И к грохоту, и к артобстрелам врага. Адреналин, конечно, бурлит, но это не мешает хладнокровно и расчетливо выполнять боевые задачи.
Из Башкирии их только двое в подразделении — он сам и уфимец с позывным «Сеня». Башкиры, говорит «Бухгалтер», считаются хорошими бойцами, и еще тувинцы.
Впрочем, вопрос, кто ты по национальности, здесь стоит на последнем месте, главное — какой ты человек и воин. Тувинец, совсем молодой парень с позывным «Кержик», в их подразделении тоже есть, бойцы относятся к нему вроде как к сыну полка, поддерживают. «Бухгалтер» подарил ему курай, привезенный друзьями.
Тувинец принял подарок с восторгом, научился вполне сносно на нем играть, а поскольку еще владеет горловым пением, то выдает целые концертные номера. Даже гитару ему нашли. Оказалось, в мирной жизни он был учителем музыки, руководил ансамблем. Пообещал «Бухгалтеру»: вот кончится война, и он со своим ансамблем приедет к нему в деревню, расскажет о боевом пути подаренного курая. «Дай Бог, так и случится», — говорит наш герой.
Открытый, искренний «Бухгалтер» располагает к себе людей, бойцы к нему тянутся. Дагестанцы, которые тоже есть в подразделении, даже избрали его своим имамом.
— Я не считаю себя глубоко религиозным человеком, хотя всегда старался жить по канонам ислама, — замечает боец. — Но на войне и атеисты начинают верить в Бога.
Однажды сижу в карауле, беззвучно повторяю аят «Аль-Курси». Это защитная молитва в исламе, которая оберегает людей с вечера до утра и наоборот. Вроде кругом тихо, и вдруг внутренний голос говорит: «Уходи отсюда». Отошел подальше, и тут внезапно, как всегда и бывает, начался обстрел и прямо на то место, где я только что сидел, прилетел снаряд. Слышу, кричат: «Где «Бухгалтер»? Наверное, накрыло его». Когда увидели меня живым, даже не поверили сначала. Я всегда читаю молитву перед выходом на боевое задание и когда возвращаемся. Все уже к этому привыкли, спрашивают: «Башкир, ты помолился?» Я кивну, и ребята сразу успокаиваются, на них это хорошо действует.
Он уверен: храбрость в бою нужна, без нее никак, но на первое место нужно ставить здравый смысл.
— Учу молодых: когда идете, не забывайте смотреть по сторонам, замечайте каждый кустик и пенек, чтобы всегда знать, где можно укрыться при внезапной атаке, — рассказывает он.
С «Бухгалтером» мы пообщались, когда в начале декабря он приезжал домой в краткосрочный отпуск. Старший сын у него сейчас в армии — о том, чтобы ему не пойти служить, и речи не шло. Двое других детей — студенты.
— Посмотрите на холодильник, там бумажка прикреплена. Это жена список составила, что я должен сделать во время отпуска, — смеется он. — Мне эти поручения только в радость. Вы даже не представляете, какое это невероятное счастье — обычная мирная жизнь.
Он уже успел встретиться с главой администрации Бурзянского района Рамилем Абдуллиным. Обсудили службу, бытовые условия, потребности бойцов в гуманитарной помощи. «Бухгалтер», кстати говоря, мечтает открыть в районе музей СВО или хотя бы специальный уголок в школе. В своем подразделении он всех к этому подключил.
Даже командир батальона проникся его идеей и подарил для будущего музея кое-какие экспонаты. Собрано уже много. Что-то он привез с собой, остальное пообещали захватить земляки, которые ездят на передовую с гумконвоем.
Кстати, в районе участники СВО уже создали свою ветеранскую организацию. Они активно участвуют в патриотических акциях и мероприятиях, помогают многодетным семьям, у «Бухгалтера» даже есть медаль «За воспитание подрастающего поколения».
— Спасибо супруге, детям, они мой надежный тыл, — завершая беседу, говорит боец. — Благодарен родным за поддержку. Спасибо всем землякам из района, республики. Мы всегда чувствуем их надежное плечо. Знаете, у меня есть одна фотография, снял, когда ехали на боевое задание. Случайно увидел написанное на стеле большими буквами на башкирском и русском языках слово «Уфа». Так стало приятно, будто дома побывал. Только там в полной мере осознаешь, что значит Родина, и понимаешь, что ты готов заплатить за нее сколь угодно высокую цену.