Все новости
Экономика
10 Января , 11:15

Доллар, иди домой!

Многополярному миру нужна новая финансовая система

иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Сложившийся однополярный мир во многом держится на гегемонии доллара, от которого зависит экономика всех стран.

И сегодня многие видные экономисты и политологи говорят о том, что мир не станет по-настоящему многополярным, не избавившись от этой зависимости. О том, как США «подсадили» всех на свою валюту, и почему процесс дедолларизации мировой экономики не прост и не быстр, но неизбежен, рассказал доцент УГНТУ, кандидат политических наук, лектор российского общества «Знание» Артур Сулейманов.

Его лекция «Дедолларизация мировой экономики — важный шаг на пути к многополярному миру» прошла в межвузовском кампусе на форуме Евразийского НОЦ «Наука и индустрия. Стратегия 2030».

Одна валюта на всех

Когда и зачем миру понадобилась универсальная валюта? Эксперты сходятся во мнении, что впервые запрос на универсальное платежное средство возник в начале XV века, когда страны стали активно торговать друг с другом и им нужно было чем-то расплачиваться. Понятно, что для такого дела годилась валюта не любая, а только отвечающая определенным требованиям.

— Критериев всего четыре: валюта должна быть общепринятым платежным средством на международном уровне; она должна иметь стабильный курс, высокую ликвидность и свободно конвертироваться, то есть ее везде можно обменять, — рассказал лектор. — Ввиду этих свойств центральные банки стран покупают и накапливают у себя такую валюту, создавая резервы с целью стабилизации курса собственной национальной валюты и для торговли с другими странами. Поэтому она называется резервной.

Очевидно, что государство, чья валюта признается таковой, получает геополитическое и геоэкономическое лидерство. В XIII — XVI веках универсальными платежными средствами были золотой дукат и золотой флорин. В XVI — XVII веках на первый план вышел испанский серебряный реал, в XIX — XX веке — британский фунт стерлингов.

Звездный час доллара настал в 1944 году, когда исход Второй мировой войны стал уже ясен и правительства разных государств задумались о создании новой международной финансовой системы и восстановлении разрушенных войной экономик. К этому времени американская пострадала меньше всего, а объемы золота в банковских хранилищах США достигли уровня 3/4 мировых, поэтому они и смогли устанавливать свои правила.

— В 1944 году на Бреттон-Вудской конференции 44 страны мира приняли предложенную США новую финансовую систему, — рассказал Артур Сулейманов. — Основной мировой валютой стал американский доллар, обеспеченный золотом. Курс остальных валют фиксировался по отношению к нему, а центральные банки стран могли в любой момент обменять доллары из своих резервов на золото.

Тогда же были созданы Международный валютный фонд и Всемирный банк. Кстати, СССР тоже участвовал в конференции, но отказался ратифицировать Бреттон-Вудское соглашение. Россия присоединилась к нему только в 1992 году.

Что хочу, то и ворочу

— Стабильность Бреттон-Вудской валютной системы гарантировалась значительными золотыми запасами США и беспрецедентной конкурентоспособностью национальной экономики США, — отметил спикер. — Доллар стал физическим эквивалентом золота, в 1944 году 35 долларов приравнивались к унции золота.

Однако в 1960-х годах ситуация изменилась: рост производительности в ряде государств Европы и в Японии, а также поражение американцев во Вьетнаме подорвали экономические конкурентные преимущества США и поставили устойчивость доллара под сомнение. В ответ на эти вызовы американское правительство стало печатать дополнительные доллары и наращивать свой госдолг. А в 1976 году состоялась Ямайская валютная конференция, на которой Соединенные Штаты официально отменили конвертируемость доллара в золото.

Согласно принятым на Ямайской конференции решениям курс валют стал устанавливаться рынком, а не государством. Это означало, что Международный валютный фонд и Всемирный банк могут играть курсами — повышать, понижать, стабилизировать. По сути, мир отказался от стабильности национальных валют.

— Вместо использования золотых резервов США тогда смогли укрепить доллар за счет продукции военного назначения и нефтепродуктов, — рассказал Артур Сулейманов. — В 1974 году между США и Саудовской Аравией было достигнуто соглашение, согласно которому все сделки по продаже нефти должны производиться в долларах США. Тогда появилось понятие «нефтедоллар». Более того, полученные саудитами нефтедоллары конвертировались через финансовые рынки США, где использовались для приобретения американских казначейских векселей.

В обмен на это Саудовская Аравия получала от США защиту и оружие США. А в 1975 году аналогичные условия были распространены на другие ключевые государства-участники ОПЕК. Такая ситуация дает США необычайные преимущества, объяснил политолог.

Во-первых, Вашингтон имеет возможность в одностороннем порядке вводить санкции против любой страны или компании, отрезая их от долларовой системы.

Во-вторых, все компании в мире, совершающие операции в долларах, обязаны соответствовать американским требованиям и законодательным нормам.

В-третьих, поскольку спрос на доллары в мире практически неограничен, это предоставляет США привилегию печатать их бесконечно. При этом их не волнует, что такие действия сказываются и на международной финансовой системе.

Гегемону пора подвинуться

Гегемония доллара и связанная с ней глобализация продолжала укрепляться и дальше, особенно после краха социалистической системы. Однако наступил момент, когда человечеству начало надоедать и то, и другое.

Тема поиска альтернатив действующему мироустройству и экономической системе стала актуальной во время глобального финансового кризиса 2008 года. Еще активнее она стала обсуждаться на фоне пандемии коронавируса: изоляция привела к тому, что каждая страна стала больше думать о собственных интересах.

— А уж сейчас, после стремительного обострения противоречий между ключевыми игроками формирующегося многополярного мироустройства, дедолларизация мировой экономики стала одним из трендов XXI века, — отметил политолог. — Кроме того, с момента завершения холодной войны экономическая структура мирового сообщества претерпела значительные изменения.

Страны, ранее классифицируемые как «развивающиеся» или «с формирующейся рыночной экономикой», а именно — страны БРИКС и БРИКС+, за последние три десятилетия продемонстрировали значительный экономический рост и сегодня составляют наибольшую долю глобальной экономики. И само собой, эти новые центры экономической силы стремятся снизить свою зависимость от доллара, создав многополярную международную систему, в рамках которой ни одно государство не могло бы навязывать свою волю другим, отметил спикер.

При этом западные страны утратили статус ключевых двигателей мирового экономического роста, даже экономика США сбавила темп. Зато государственный долг США значительно вырос: с 33 процентов ВВП в 1980 году до 123 процентов в 2023 году. И с каждым днем он продолжает увеличиваться.

Тем не менее, доллар все еще силен, и какой-либо валюте с ним сложно конкурировать. Тому есть несколько причин. Казначейский рынок США высоколиквиден и достаточен для того, чтобы удовлетворять потребности в инвестировании финансовых ресурсов остальных стран мира. Доллар США свободно конвертируется повсюду, поэтому на него всегда есть спрос. Кроме того, США остается четвертым крупнейшим экспортером высокотехнологичных товаров, большинство контрактов на торговлю нефтью все еще заключается в долларах, а золотой резерв США все еще один из самых больших в мире.

БРИКС против бакса

— В настоящее время наблюдается множество политических и экономических инициатив, направленных на снижение гегемонии доллара, — рассказал Артур Сулейманов. — Например, ряд стран начинает использовать в международной торговле свои национальные валюты. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, более 90 процентов торговли между Россией и Китаем сейчас ведется в национальных валютах. А в 2023 году на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) делегаты подписали соглашение о торговле в местных валютах, отказавшись от доллара.

Еще один факт: с 1999 по 2024 год доля доллара США в глобальных валютных резервах снизилась с 70 до 59 процентов. И несмотря на то, что этот процесс протекает относительно медленно, он имеет выраженный и устойчивый характер.

— Также следует отметить, что на горизонте может появиться новый конкурент для доллара — потенциальная валюта БРИКС. Действительно, страны БРИКС занимаются разработкой новой валюты, которая могла бы использоваться на международной арене, — сообщил политолог. — Была озвучена идея о том, что такая валюта может быть привязана не только к золоту, но и к другим товарным группам, включая редкоземельные элементы и сельское хозяйство.

Создание единой международной валюты для стран БРИКС+ может стать серьезной угрозой для доллара, однако главная сложность — сделать такую валюту ликвидной. На XVI саммите БРИКС обсуждалась также идея создания своей инвестиционной платформы, в этой области пока что у США тоже нет конкурентов. Еще одной угрозой для доллара являются недавние переговоры между Саудовской Аравией и Китаем о возможности продажи нефти за юани.

— Дедолларизация мировой экономики уже началась. Этому способствуют решения ШОС и БРИКС, рост экономик Глобального Юга и развитие технологий в финансовом секторе. Государства мирового большинства постепенно переходят на расчеты в национальных валютах, а центральные банки стремятся проводить прямой клиринг друг с другом без участия долларов. Это долгий и непростой процесс, но он уже запущен. Хотя ожидать, что скоро произойдет полный крах долларовой системы, наверное, не стоит, — подытожил Артур Сулейманов.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: