В сентябре 2021 года в Гострудинспекцию обратилась жительница Омска. Она сообщила, что ее муж, работавший на объекте в Салавате, скончался в результате несчастного случая на производстве. Однако компания «Тесла», где 37-летний мужчина почти год работал монтажником, факт трудовых отношений с ним не признала. Семья не могла получить выплаты, а между тем без отца остались трое несовершеннолетних детей, младшему из которых на момент трагедии исполнилось полгода.
Как показала проверка, омская компания «Тесла» направило монтажника в Салават на реконструкцию сетей «БашРТС». Организации заключили договор подряда, согласно которому вся ответственность за соблюдение техники безопасности была возложена на «Теслу».
14 - 16 июля произошла авария, и тепловую камеру, где трудилась бригада, затопило. 17 июля два монтажника по заданию мастера спустились в камеру, чтобы убрать лопатами грязь, туда же опустили ковш экскаватора. В это время произошел обвал грунта. Работник получил тяжелые травмы грудной клетки, брюшной полости и таза. 21 июля мужчина скончался в больнице.
В ходе расследования выяснилось, что причинами несчастного случая стала неудовлетворительная организация работ - отсутствовали откосы, не было выполнено крепление стенок котлована, сотрудники находились в зоне работы экскаватора. Кроме того, к работе они были допущены без инструктажа и обучения безопасным методам ее выполнения.
Однако руководство «Теслы» заявило, что погибший не являлся работником предприятия и выполнял работы по договору ГПХ, а значит несчастный случай нельзя считать производственным. При этом инспектор труда установил, что договор гражданско-правового характера от 28 июня 2021 года фактически регулирует трудовые отношения, возникшие с 14 сентября 2020 года. Это было доказано в судебном порядке.
Омский областной суд, куда «Тесла» обратилась с апелляцией, оставил в силе решение Центрального районного суда Омска о признании отношений трудовыми. Но работодатель продолжил судебную тяжбу. 19 июля Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово поддержал позицию Гострудинспекции, признав судебные акты нижестоящих инстанций законными и обоснованными.
Несмотря на вступившие в законную силу судебные решения, «Тесла» не исполнила предписание Гострудинспекции и не оформила акт по форме Н-1, как положено при травмах, связанных с производством. В отношении работодателя было возбуждено административное дело, а в Центральный районный суд Омска направлен иск о понуждении к исполнению акта.
- Нам, конечно, не привыкать к тому, что при несчастном случае предприятие, где с работником не заключен трудовой договор, старается избежать ответственности, открещивается от работника, пытается оспорить решения судов, но этот случай выходит за все рамки, - отметила руководитель Гострудинспекции в РБ Татьяна Астрелина. – Крупная энергетическая компания, которая позиционирует себя социально ответственной и стабильно развивающейся, отказывается оформлять документ, который позволит семье погибшего работника получить социальные выплаты.