Кто-то знает его как путешественника, исколесившего едва ли не весь земной шар, кто-то — как замечательного писателя-натуралиста. И этими ипостасями многогранная личность Камиля Зиганшина не исчерпывается. Мы постарались вспомнить каждую из них, чтобы создать объемный портрет этого удивительного человека, которому 15 марта исполняется 75 лет.
В одном из интервью на вопрос, как он все успевает, Камиль Фарухшинович ответил просто: «Когда человек говорит: мне не хватает времени, — это оправдание. На самом деле мы много времени тратим впустую. Я и сам, если бы не был таким ленивым, успел бы гораздо больше!»
Всем бы быть такими «ленивыми»! В молодости Камиль Зиганшин перепробовал массу профессий и во всех добился того или иного успеха.
Наш герой родился в рабочем поселке Кандры. Но поскольку отец был военным, его детство прошло в тайге в военных городках Хабаровского и Приморского краев. В каникулы в старших классах юный любитель путешествий подрабатывал в геологических партиях. А после окончания школы в 1967 году поступил в Дальневосточный политехнический институт на самую престижную в то время специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры».
Во время учебы он успевал подрабатывать грузчиком в порту, кочегаром, электриком и даже матросом на китобойце «Вольный», а в студенческие каникулы ходил в походы. В итоге из-за опоздания на учебу — задержался на два месяца в стойбище удэгейцев — его отчислили с пятого курса института с волчьим билетом. Чтобы выйти из шокового состояния, Камиль устроился кочегаром во Владивостоке сразу на семь ставок: один отапливал три близлежащих дома. Для этого ему пришлось оформить шестерых однокурсников — в советское время разрешалось работать только на полторы ставки.
В 1972 году он переехал в Горький (сегодня — Нижний Новгород) и женился на Татьяне Коскиной, которая стала его верной спутницей жизни. В 1973 году окончил Горьковский политех и, получив диплом радиоинженера, переехал с семьей в Уфу, где устроился в управление связи «Башнефти» по своей специальности.
Через год Камиля Зиганшина опять потянула к себе уссурийская тайга, и он на четыре сезона уехал в Хабаровский край, где работал штатным охотником вместе с удэгейцами в госпромхозе. Наблюдение за дикими животными со временем привело его к пониманию, что они такие же, как мы, только, в отличие от нас, не разрушают среду обитания и не уничтожают соплеменников тысячами. Он сдал все свои ружья и взялся за перо.
Вернувшись в Уфу, Камиль снова устроился в «Башнефть», где занимал разные должности — от инженера до начальника производственно-измерительной лаборатории. В 1988 году возглавил службу связи министерства бытового обслуживания населения Башкирской ССР. А в 1991 году, когда минбыт ликвидировали, создал предприятие связи «ЭХО», затем «ШОК», которые успешно работают по сей день. Параллельно участвовал в развитии сотовой сети «Билайн» и становлении регионального отделения Банка Москвы.
Организаторские способности во многом помогли ему, когда он стал руководителем регионального отделения Русского географического общества и смог вывести его с 89 места в тройку лидеров в стране. Кстати, именно в годы его руководства — с 2014 по 2019-й — отделение начало развивать территорию Аскынской ледяной пещеры, появились такие яркие проекты, как «Башкирская кругосветка» и «Уральский барс».
— Когда я только предложил идею «Уральского барса» членам правления, все удивлялись: «Ну какие барсы на Урале?» А я сказал: «Теперь будут!» — вспоминает путешественник об истоках проекта, который сегодня известен по всей России.
Но и это еще не все! В 1993 году Камиль Зиганшин основал Фонд защиты диких животных Башкирии — для поощрения охотинспекторов, егерей и сотрудников заповедников, заказников и национальных парков; учредил премии «Рыцарь леса», «Уфимская куничка», «Юные дарования Туймазинского района», Всероссийскую литературную премию «Душа Природы». А в прошлом году вошел в состав Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации.
«Горной болезнью» Камиль Фарухшинович заразился еще во втором классе, когда впервые поднялся на гору высотой 800 метров и увидел, что дальше начинаются заснеженные хребты. За его плечами — Килиманджаро, Эльбрус, Арарат, вершины Северного и Полярного Урала, Средние и Восточные Гималаи, вулканы Центральной и Южной Америки. Каждая новая экспедиция, по его собственным словам, продлевает ему жизнь. Судя по молодцеватому виду юбиляра, так оно и есть. Свое 70-летие он встретил на самой высокой горе Азиатской части России — Белухе.
Работа охотником-промысловиком позволила ему познакомиться с удивительным миром дикой природы Сихотэ-Алиня. «На моем промысловом участке два тигра обитали. По следам на снегу я видел, что один из них поначалу ходил за мной, а ночью даже крутился возле моей палатки. При этом ни малейшего намека на агрессивность. Видимо, ходил из любопытства. Им ведь тоже интересно, как мы живем, а в этом случае — чем занимается в его владениях двуногая жердь? За четыре сезона работы штатным охотником я пришел к твердому убеждению: почти все случаи нападения зверей на человека спровоцированы нами же. И случаются они, как правило, при угрозе потомству или защите своей жизни», — рассказывал Камиль Зиганшин в одном из прошлых интервью нашей газете.
Путешественник побывал в 67 странах мира. А самое сильное впечатление на него произвели Центральная и Южная Америка. Экзотические страны он посещал во время экспедиции РГО «Огненный пояс Земли» в 2011 году — тогда команда исследовала вулканы вдоль побережья Тихого океана.
А вот в странах Европы Камиль Зиганшин бывать не любит. «Вся их красота — лишь фасад. У нас лучше», — замечает он. Любимым местом в Башкирии называет Иремель и частенько на нем бывает.
— В прошлом году мы с супругой отправились на Дальний Восток, — рассказывает Камиль Фарухшинович о недавних путешествиях. — Навеяно это было ностальгией по тем местам. У Татьяны, как и у меня, отец был военным, и она тоже провела детство на Дальнем Востоке. Наш однокурсник Влад дал машину, и мы проехали больше тысячи километров по военным городкам, в которых когда-то жили. Нас ожидало горькое разочарование: войсковые части расформированы, а на месте домов и казарм уже вырос лес.
В России Камиль Зиганшин любит ездить на Северный Байкал — еще не загаженный туристами, как в южной его части. «Не зря людей туда тянет — там такая мощная энергетика, что заряжаешься на целый год. Ведь озеро образовалось на месте тектонического разлома», — замечает он. А в ближайшем будущем мечтает побывать на плато Путорана в Красноярском крае.
Первая повесть Камиля Зиганшина «Щедрый Буге» вышла в 1988 году в знаменитом журнале «Уральский следопыт» тиражом 360 тысяч экземпляров. Он написал ее по материалам охотничьих дневников и посвятил жизни удэгейцев, коренных жителей Дальнего Востока, и повадкам таежных животных.
Затем были новые повести о диких животных — «Маха, или История жизни кунички», «Боцман, или История жизни рыси», «Возвращение росомахи»; романы, посвященные старообрядцам, спасшим его с другом Юрой Сотниковым в 1969 году в горах Сихотэ-Алиня от голодной смерти, — «Скитники», «Золото Алдана», «Хождение к Студеному морю»; а также книги, написанные по следам кругосветной экспедиции, — «От Аляски до Эквадора», «На обратной стороне Земли: от Эквадора до Огненной Земли».
Прозу Камиля Зиганшина, изобилующую красочными подробностями, высоко ценили известные писатели и общественные деятели. Вот, например, как отзывался о ней Мустай Карим: «Читая произведения Камиля Зиганшина, будто сам иду по следам первопроходцев. Иду очарованный и одержимый. Я пленен первозданностью и красотой природы и нравственных истоков человека. Оттого и в меня вселяется гармония…»
А это слова Николая Дроздова, который также не нуждается в представлении: «Проза Камиля Зиганшина являет собой редкое счастливое сочетание — она подробна, натуральна и вместе с тем высокодуховна. Деревья, скалы, дикие звери, реки и небеса не присутствуют здесь в качестве обычного литературного фона… Они, наполненные активной добротой и талантом художника, живут, дышат и разговаривают…»
В 1995 году Камиль Зиганшин стал членом Союза писателей Башкирии, а вскоре и России. А начиная с 2000-х становился обладателем множества литературных званий и премий: заслуженный работник культуры РБ и РФ, премия Президента России в области литературы за произведения для детей и юношества, Государственная премия РБ имени Салавата Юлаева, медали Василия Шукшина и Михаила Шолохова, Большая литературная премия России, премии имени Распутина, Гончарова, А. Толстого, Фазиля Искандера, Платонова, Короленко, Арсеньева, Арктическая, Степана Злобина, Пушкинская «Капитанская дочка» и другие.
Сейчас Камиль Фарухшинович пишет четвертый роман о старообрядцах и надеется закончить его в следующем году. Кстати, и рабочее название уже есть — «Дорога домой».
А в этом, юбилейном, году издательство «Китап» порадует читателей Башкирии сборником повестей о диких животных на башкирском языке с иллюстрациями художника-анималиста.
«Работа и семья для меня тесно связаны», — признается Камиль Зиганшин. Действительно, вместе с супругой Татьяной Зиновьевной он создал две телекоммуникационные компании и Фонд защиты диких животных. Она и в литературном труде его главный редактор и советчик. А сегодня старается ограждать мужа от всяческой общественной нагрузки, чтобы писатель не отвлекался от рукописи.
Супругу Татьяну Камиль Фарухшинович называет главной удачей своей жизни, и именно ее мудрости и доброте приписывает главную заслугу в своих успехах и в воспитании детей. А их у четы Зиганшиных пятеро: сыновья Марат, Олег и дочери Ольга, Дария, Алина.
Проведя добрую часть жизни в тайге и горах, писатель, конечно, и не мог постоянно находиться рядом с детьми. Впрочем, в деле воспитания все равно бессмысленно читать нотации, считает он: «Живи по совести, работай честно. Главный воспитатель — твой образ жизни».
К сожалению, один из сыновей писателя погиб. А пошли ли остальные по стопам отца? Ближе всех к этому оказалась средняя дочь Дария, подаренная Всевышним после гибели Олега. В старших классах она написала несколько интересных новелл и повесть, сейчас ведет дневники. Отец ее полностью в этом поощряет: «Дария имеет такой потенциал, что, если не будет лениться, легко превзойдет меня». А еще, как и папа, она любит путешествовать — побывала уже в 42 странах.
Остальные дети Зиганшиных тоже больше «лирики», нежели «физики»: сын — начальник отдела миграции министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ, еще две дочери — художница и айтишница.
Ну а мы желаем Камилю Фарухшиновичу долгих лет жизни, здоровья и, конечно, новых путешествий — по мирам реальному и литературному!