В Башкирии уже много лет проходит конкурс, в котором между собой соревнуются… многоквартирные дома, а победители получают денежные призы, которые можно потратить на улучшение их инфраструктуры. И если вы думаете, что побеждают в этом конкурсе только элитные высотки и лоснящиеся свежей краской новостройки, то ошибаетесь. Например, в прошлом году первое место по Уфе заняла обычная девятиэтажная панелька — дом №173/2 на улице Менделеева. Сюда мы и наведались, чтобы узнать, что за люди тут живут и что особенного они сделали, чтобы достичь успеха.
Таких типовых панельных домов в Уфе сотни. Конкретно этот от многих других отличают шикарные клумбы, украшенные интересными арт-объектами, да и в целом опрятный вид, хотя в этом году он отмечает свой 50-летний юбилей.
Старшая по дому Наталья Степанова рассказала нам, что переломным в жизни девятиэтажки стал 2019 год. Образовался новый домовой совет, который начал работать по-настоящему, а не фиктивно, как было прежде. Люди в последнем составе собрались энергичные, креативные и решительные.
— Надоело, что ничего не делается, к тому же появились новоселы, которые оказались более инициативными и активными, чем старые жильцы. Объединившись, мы решили заняться своим домом. И сразу провели три собрания собственников — избрали новый совет, изъявили желание вступить в программу «Башкирские дворики» и по ремонту подъездов. По строке «содержание» в доме был тариф 6,32 рубля. Но на эти деньги ничего особенного, от слова совсем, ждать не приходилось, и мы подняли его до 16 рублей, начали взаимодействовать со своими ЖЭУ и УЖХ. Было сложно, потому что при предыдущем председателе домового совета тариф был снижен и у УЖХ осадок остался, что мы так равнодушно к дому относились, тариф не поднимали, — поведала она о первых переменах.
Мечта о красивых подъездах сбылась в 2021 году. О том, что придут рабочие, жильцы узнали буквально за пару дней до их визита. И тут, как выразилась Наталья Степанова, началась реальная движуха. Как водится, наш человек не в состоянии безропотно воспринимать перемены, даже благоприятные. Первый накал страстей случился из-за мусоропроводов. По условиям программы их требовалось заварить, чтобы потом не загрязнять отремонтированные лестничные площадки. Дом разделился на два лагеря — за и против. Те, кто «за», победили, а противники из принципа не доносили свои пакеты с мусором до контейнеров, складируя их на этажах. Но прошло время, и жизнь вошла в колею — теперь в подъездах опрятно, чисто, любо-дорого поглядеть.
Второй накал страстей был связан с тем, что некоторым жильцам было трудно смириться с неудобствами, связанными с ремонтом. Они высказывали претензии подрядчику, рабочим, членам домового совета и отказывались проявить понимание, что все это временно и нужно потерпеть для общего блага.
Масло в огонь подливала некачественная работа ремонтников. Совету приходилось частенько просить переделать то одно, то другое. К счастью, подрядчик шел навстречу. Также среди жильцов разгорались дискуссии по поводу цвета стен. В общем, испытание ремонтом пережили как положено — в споре, но зато сплоченно и с волнениями за результат.
Вишенкой на торте стали рисунки на тему крепости семейных уз, которые нанесла на стены по заказу домового совета профессиональная художница. Эту фишку подсмотрели у других и решили применить у себя, так как уже тогда закралась мысль об участии в конкурсах.
Взаимопонимания с УЖХ так и не случилось. Глядя, как управления банкротятся в Уфе одно за другим, совет по дому забеспокоился и решил, что наступил момент поискать себе другую управляющую компанию, более надежную и открытую к диалогу. Опыт жильцов этого дома интересен в плане той дотошности и осознания себя как собственника, которые они проявили, взявшись за поиски. Для начала управдом объединился с советами соседних домов, также решившихся на перемены.
— Мы не особо рекламировали, что ищем управляющую компанию, чтобы избежать ненужного ажиотажа со стороны заинтересованных лиц. Сами находили близлежащие УК, созванивались с руководителями, приглашали их, чтобы они провели для жильцов презентацию: на каких условиях готовы нас взять, какие услуги оказать, какой тариф предложить. Так мы познакомились с 12-ю управляющими компаниями. Потом между собой их обсудили и большинство отсеяли, отдавая приоритет тем, кто планировал начать свою работу с выявления болевых точек, проблемных мест нашего дома. Осталось восемь управляющих компаний. Следующим этапом был осмотр дворов и домов, которые находились на их обслуживании.
Мы садились в машину и ехали по адресам, разговаривали с людьми, домовыми советами, некоторые откровенно говорили: «Что вы, даже не вздумайте брать эту управляющую компанию!» После этого остались три претендента. У нас было важное условие: представительство организации обязательно должно было находиться рядом с нашим домом, чтобы не приходилось искать где-то дворника или мастера, — говорит Наталья Степанова.
На это условие согласилась одна компания, которая ради группы менделеевских домов создала новую, независимую от долгов других многоэтажек.
Почему мы рассказываем об этом так подробно? Потому что немногие собственники так ответственно относятся к выбору управляющей компании, а потом удивляются, что она из рук вон плохо работает. Более того, некоторые горожане не знают элементарного: взаимоотношения с управляющей компанией строятся на подписанном обеими сторонами договоре управления многоквартирным домом.
Стало ли лучше жильцам после смены управляющей компании? Вроде бы и лучше, но шероховатости имеются, возникают спорные моменты. Но наша собеседница считает, что это нормально, так как организация не может выполнить все пожелания жильцов одномоментно в условиях ограниченного тарифа по строке «содержание». Его индексацию провели только в прошлом году согласно договору управления.
Но есть один тонкий момент. Как говорит старшая по дому, ей все-таки не хватает прозрачности. По итогам первого года совместной работы у дома образовался неожиданный долг в 150 тысяч рублей, по итогам второго еще набежало, и он вылился в кругленькую сумму — около 400 тысяч рублей. Притом что платежеспособность в доме по коммунальным услугам составляет 96 процентов — вполне на уровне.
— Проблема в том, что нет актов выполненных работ. А УК говорит, что перерасчет делать не будет, так как работы проведены. У них это зафиксировано, но мы-то не видим. Или вот в УК говорят, что нанимают подрядчиков, но не представляют никаких документов. Я стараюсь присутствовать при работах, но у меня есть своя работа, своя жизнь, и я не могу успеть везде. Думаю, что в следующем году мы поднимем этот вопрос, — решительно сообщила Наталья Степанова.
Недоумение нашей собеседницы можно понять, ведь жильцы дома не сидят сложа руки в ожидании чуда. Два раза приняли участие в программе поддержки местных инициатив, благодаря чему обновили тротуар вдоль подъездов, установили пандусы, расширили проезжую часть, заменили столбы освещения, провели озеленение.
В прошлом году победили в городском конкурсе среди домовых советов, а затем заняли первое место в республиканском конкурсе «Лучший многоквартирный дом» по Уфе. Старшая по дому рассказала, что комиссия прежде всего оценивала активность жильцов при участии в различных конкурсах и программах, их личный вклад в благоустройство дома, двора и в целом работу домового совета.
За первый конкурс получили сертификат в размере 400 тысяч рублей. На эти деньги установили новые входные двери, положили тротуарную плитку у входных групп, приобрели ноутбук для работы домового совета, кое-какие детали для системы центрального отопления. Деньги за победу во втором конкурсе — 750 тысяч рублей — планируют потратить на улучшение инженерных коммуникаций.
Как видите, своих проблем и у этого дома хватает. Наталья Степанова признается, что самое трудное — это работа с людьми, порой дается она очень нелегко. Жильцы разные: кто-то не хочет посещать общие собрания собственников, кто-то тянет одеяло на себя, кто-то раздражается от всего нового, а кто-то требует слишком многого. Но несмотря на это, в этом доме порядок и уют. Так в чем секрет успеха? Наверное, в том, что есть активные, неравнодушные жильцы, которые понимают, что дом-то — общий. И в каких условиях они будут жить, зависит только от них самих.
ЦИФРЫ
С какими жалобами обращаются собственники в Госжилнадзор:
58% — вопросы управления жилищным фондом (неудовлетворительная работа управляющих компаний и ненадлежащее содержание общего имущества);
19% — начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
20% — нарушение при предоставлении коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление, канализация, электро- и газоснабжение);
3% — переустройства и перепланировки, вопросы строительной сферы.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александра АВДЕЕВА, первый заместитель председателя Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору:
— Одна из основных проблем, которая влияет на эффективность управления многоквартирным домом, — это отсутствие взаимодействия управляющей компании с собственниками.
В первую очередь хочу напомнить: при управлении многоквартирным домом организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества. Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, — это потребители услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления.
Общение с жителями — это ключевой и эффективный способ установить связь и укрепить доверие.