Оказывается, не надо отправляться в глубинку, чтобы очутиться в позапрошлом веке.
Он сохранился в каких-то 60 километрах от Уфы, в Кармаскалинском районе. Привыкшие к комфортному быту горожане даже не представляют, сколько проблем и хлопот там, где никогда не было газа. А для жителей башкирской деревни Кустугулово каждая зима — испытание на прочность, и все здесь только и мечтают о том, чтобы и к ним наконец пришло голубое топливо. С просьбой помочь решить эту проблему инициативная группа сельчан, три года обивавшая пороги разных кабинетов, обратилась в редакцию «РБ».
Вечером накануне командировки разыгралась сильная метель, и я засомневалась, доедем ли мы до места, не занесет ли сельскую дорогу. Но Ришат Айтуганов, который и организовал поездку, успокоил: в прошлом году застряли бы, а теперь — нет. Кустугуловцы добились ремонта километрового участка дороги, ведущей в деревню, тракторы Карламанского сельсовета регулярно ее чистят.
Встретивший нас на повороте сельский староста Рашит Хусаинов провел по десятку домов. И в каждом на нас смотрели глазами, полными надежды, что журналисты обязательно «проведут газ». Особенно одиноко живущие бабушки — труженики тыла, дети войны. Они с детской искренностью верят, что доживут до того дня, когда в их домах поселится голубой огонек и значительно облегчит им жизнь.
…Калитку во двор пожилой мамы бойца-контрактника замело снегом. Пробрались к дому «след в след», вошли. Но верхнюю одежду снимать не стали: в комнате, где живет 87-летняя Хатима Бикташева, без куртки замерзнешь. Когда-то она вышла замуж за местного парня, с тех пор так и живет в этом доме с сыном, которому уже 52. Восемь месяцев назад он подписал контракт с минобороны и уехал в зону проведения СВО. Хатима Халиулловна надеется, что скоро увидит сына, он должен приехать в отпуск. Гордится им: он служит механиком-водителем, в Новый год поздравил маму по телефону. Второго сына похоронила. Рядом живет сноха, а дочь в городе, приезжает навестить.
— Жизнь была нелегкой, в колхозе имени Чапаева трудились на тяжелой работе, — рассказывает хозяйка. — Очень трудно без газа. Чтобы даже такую температуру в доме поддерживать, топлю печь дровами, и обогреватель электрический постоянно включен. Одна тележка дров стоит 16 тысяч рублей, купила четыре. Сельсовет недавно привез дрова, но не очень хорошего качества. На зиму должно хватить. Еду готовлю на газовом баллоне, каждый месяц по тысяче с лишним рублей за это плачу.
На потолке у нее установлен автономный пожарный извещатель, выданный властями бесплатно. Всякий раз, как в доме растапливают печь, он издает сигналы бедствия. «Вот надоедливый сверчок», — ворчит хозяйка. А самое любимое занятие у нее — книгу почитать. Но библиотеки в деревне нет, как нет никаких других соцобъектов и даже магазина. Когда изредка из райцентра приезжает мобильная изба-читальня, для Хатимы-апы это праздник.
— Не знаю, поживу я хоть немного с газом или нет, — говорит она на прощание и принимается носить с веранды в дом дрова.
…У 88-летней Анисы Рахимовой на стуле рядом с диваном, где она спит, пачки лекарств. На столе их еще больше. Она измеряет давление — прибор показывает около 200. Испугавшись, просим ее принять лекарство. Фельдшера в деревне нет, а скорая быстро не приедет. Если в деревне появится газ и откроют фельдшерско-акушерский пункт, фельдшер найдется, замечает староста. А ФАП здесь нужен: в 30 домах живут пенсионеры и инвалиды, медицинская помощь может понадобиться в любой момент.
— Еще летом 2022 года мы с коллективным письмом поехали к главе администрации района Альфиру Сабирову, — рассказывает Аниса Зарифовна. — Он ответил: «Не ходите, не жалуйтесь! После деревни Кулушево у вас будет газ. Готовьте по 100 тысяч рублей на проведение в дом». Мы с каждой пенсии откладывали деньги, экономили на еде, но накопили. Но обещанный в 2023 году природный газ до нас так и не дошел. Неужели мы не поживем, как люди?!..
Маму часто навещает сын, тоже пенсионер, живущий в соседней деревне Шарипкулово. Привозит ей лекарства, помогает заготовить дрова. Но их все время не хватает: она и еду готовит на печке, и топит побольше, потому что плохо переносит холод.
А вот ветеран боевых действий, пенсионер МВД Айрат Баимов уже три года как забрал старенькую маму Миннигуль к себе в Уфу. Одной ей стало тяжело зимовать, она замерзала, экономила на дровах. Тогда же провел электрическое отопление в родительском доме. Планирует вернуться сюда насовсем, да и дети не против жить на свежем воздухе, а в город ездить на работу.
— Зимой дом пустует, просто следим за работой оборудования, — рассказывает Айрат Салаватович. — На поддержание тепла в доме площадью сто «квадратов» электроэнергии тратим на 15 тысяч рублей в месяц, а если жить здесь, то все 20 тысяч уйдут. Еду тоже готовим на электричестве: газовые баллоны сейчас продают старые, пользоваться ими, особенно пожилым людям, очень опасно. Если будет газ, деревня наша возродится — вот что самое главное.
У Рината и Светы Айтугановых — добротный двухэтажный дом, построенный в 1995 году. Печь топится на первом этаже, согревая и верхний тоже.
— На эту зиму шесть «Газелей» дров купили по 13 тысяч рублей за машину. Электрическое отопление тоже провели, включаем его только на ночь, и то по шесть-восемь тысяч рублей в месяц платим, — говорит Светлана Галиулловна. С тех пор, как десять лет назад в Кустугулово «оптимизировали» школу, она работает учителем начальных классов в соседнем Шарипкулово, куда газ провели года три назад.
По данным сельсовета, в Кустугулово сегодня проживают 135 человек, 52 домохозяйства. На постоянное жительство готовы вернуться 15 семей. Семь домов пустует. Еще семь строится. Люди приехали из Бурзянского района, из Ханты-Мансийского автономного округа. Цены, кстати, здесь вполне реальные: участок в 30 соток можно купить за 150 тысяч рублей, с домом — за 300 тысяч. А что кармаскалинская земля очень плодородная и дает богатые урожаи — это известно всем. Отличные перспективы для круглогодичного выращивания овощей в теплице. Словом, деревне жить и процветать. И люди здесь дружные. Что могут, делают сами. Например, два года назад сложились и огородили местное кладбище. Еще девять лет назад собрали по 2400 рублей с каждого жителя, чтобы попасть в программу поддержки местных инициатив и проложить гравийную дорогу к деревне. Раньше в распутицу застревали — газовый баллон кончится, а за новым не съездишь.
Еще кустугуловцы мечтают углубить два обмелевших озера. Недалеко проходит железная дорога, райцентр в 12 километрах. Можно развивать личное подсобное хозяйство, можно ездить в соседние села и города. Спокойное и уютное место для жизни, без экологических проблем и пробок на дорогах.
— Я здесь родилась и всю жизнь живу, — говорит еще одна жительница деревни Альмира Айтуганова. — Четыре года назад провели электроотопление, до этого отапливали дом дровами. Пенсии хватает только на одну машину. Помогите, чтобы власти нас услышали и не отказали в прокладке газопровода!
КСТАТИ
- С 2021 года в Башкирии построили пять межпоселковых газопроводов, газифицировали десять населенных пунктов в Мишкинском, Кугарчинском, Белокатайском и Мечетлинском районах. По словам главы республики Радия Хабирова, к 2027 году запланировано довести газ до 181 населенного пункта.
- 38 тысяч домов уже подключили к газу по программе догазификации. Воспользоваться этой программой имеют возможность 65,5 тысячи домов. Уже принято 52 тысячи заявок, работа по ним продолжается.
- Подать заявку на догазификацию можно на портале Единого оператора газификации Российской Федерации (https://connectgas.ru/), через личный кабинет на сайте компании и в единых клиентских центрах «Газпром газораспределение Уфа», в офисах МФЦ, через портал «Госуслуги».
Компетентно
Рустам ХАФИЗОВ, генеральный директор ООО «Газ-Сервис»: — Раньше, когда газ проводили за счет бюджета республики и инвестиций «Газпрома», существовала проблема: нет потребителей. Сейчас мы снова сталкиваемся с ней. Если говорить о СНТ, в рамках программы догазификации сети до границ садовых некоммерческих товариществ работы проводятся за счет государства, а на территории СНТ владельцы участков должны скинуться на проект и строительство распределительного газопровода. И здесь возникает проблема коллективного хозяйствования, когда кто-то хочет газифицироваться, а кто-то нет. Поэтому газификация идет со скрипом. Наша республика пошла на беспрецедентные меры поддержки СНТ: субсидирует 90% стоимости проекта и 50% стоимости газификации. Сначала собственникам нужно собрать полную сумму и оплатить работы, а потом, после их завершения, получить субсидии. Мы готовы были пойти им навстречу, чтобы они собирали по 10% и 50% от стоимости проекта и строительных работ, но столкнулись с проблемой финансирования. Минфин готов субсидировать только 50% затрат подрядчика. А нам еще нужно приобретать материалы, нанимать технику и т. д. Поэтому лучший способ — когда члены СНТ сначала вкладывают свои средства, а потом получают их обратно в виде субсидии. В населенных пунктах должна быть программа газификации, согласованная с муниципалитетами, республикой, минстроем, «Газпромом». Инициатива должна исходить от администрации района: ей надлежит продавливать интересы жителей сел и деревень, где нет газа. Но, опять же, это палка о двух концах. Добьются проведения газа в деревню, а желающих подключиться окажется один или два. Для пожилых хозяев домов сумма в 100 — 150 тысяч рублей может оказаться неподъемной. А отвечать за нецелевое или неэффективное расходование бюджетных средств придется строителям газопровода. Поэтому нужно действовать исходя из желания жителей. Предупреждать о стоимости работ и газового оборудования, чтобы люди осознавали свою часть ответственности по договору. Когда 100 — 200 жителей села пишут коллективное письмо в администрацию района, главе республики, президенту России, понимают ли они, что кроме затрат на проведение газа внутри домохозяйства придется и котел купить, и батареи установить? Некоторые после подсчета всех затрат говорят: печь есть, и хватит. Если, конечно, потенциальные потребители просят и не получают газ, им нужно обращаться к депутатам в Госсобрание РБ, Госдуму РФ. Людям нужно бороться за свои права, а властям — вести серьезную разъяснительную работу обо всех нюансах газификации жилых домов и садовых товариществ, а также увеличивать меры государственной поддержки в этой сфере.
Артур АЙБУЛАТОВ, главный архитектор, начальник отдела жизнеобеспечения, строительства и архитектуры администрации Кармаскалинского района: — На сегодняшний день в Кармаскалинском районе из 122 населенных пунктов газифицировано 75. Общий процент газификации составляет 64,7 %. Из них в 34 деревнях меньше 50 жилых домов, в девяти — меньше десяти домов. Понятно, что не в каждую деревню целесообразно тянуть газопровод. Работа по газоснабжению ведется постоянно. За 2023 год в районе проложено свыше 61 километра газопроводных сетей, голубое топливо появилось в 1033 жилых домах. По «путинской» программе догазификации от газопровода до границы земельного участка газ проводят бесплатно. А дальше, на земельном участке, работы оплачивает собственник. Сейчас уже шесть категорий населения (добавились участники СВО) имеют право на льготный сертификат в 100 тысяч рублей. В рамках программы развития газоснабжения и газификации Республики Башкортостан на период 2021 — 2025 годов, подписанной председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером и главой Республики Башкортостан Радием Хабировым, определены обязательства сторон по газификации региона. В перечень населенных пунктов Кармаскалинского района, подлежащих газификации, вошли деревни Кулушево, Мукаево и Мурзино. В настоящее время ведутся работы по разработке проектно-сметной документации на газопровод между деревнями Кабаково и Кулушево Кармаскалинского района РБ. Строительство газопровода запланировано до 2025 года. Программа предусматривает строительство межпоселкового газопровода высокого давления. Когда газ подводят к селу, республика выделяет средства для строительства газопровода низкого давления внутри населенного пункта. В районе более десяти населенных пунктов, откуда поступают обращения от жителей с просьбой газифицировать. Это Кустугулово, Александровка, Грачевка и другие. Если взять Кустугулово, на данный момент в нем 52 жилых дома, живут в основном пенсионеры. Администрация района периодически направляет заявки в «Газпром». Пока положительное решение принято по одной деревне — Бельский, в настоящее время разрабатывается проектная документация газопровода. Ждем согласования по остальным объектам. В прошлом году программа стала распространяться на соцобъекты. Так, например, в этом году планируем подключить к голубому топливу школу в селе Бекетово. В последующие годы планируется газифицировать школы в деревне Старошареево, селе Камышлинка, детсад «Сказка» в селе Прибельский. С 1 января по 30 мая заявки на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов принимают в минстрое для включения в РАИП (республиканская адресная инвестиционная программа. — Ред.). По негазифицированным пунктам повторно будем направлять заявки. Одним из критериев попадания села в программу является строительство и введение в эксплуатацию нового жилья.