Все новости
ЖКХ
26 Июля 2022, 13:15

Потратили? Платите!

Сверхнормативные расходы переложат на жильцов домов

Альберт ЗАГИРОВ  Кто виноват в таком количестве киловатт?
Кто виноват в таком количестве киловатт?Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Очередное нововведение в жилищно-коммунальной сфере уже наделало немало шума. А суть его в том, что с 1 сентября порядок начисления платы за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества (СОИ), в корне изменится. Сейчас ее берут по нормативам, а все сверхнормативные расходы ложатся на управляющую компанию. В самом ближайшем будущем всю сумму на законных основаниях придется платить жильцам.

Так что же, пресловутое СОИ станет в разы дороже? Разобраться в ситуации попытались корреспонденты «РБ».

За что боролись…

Не поверите, но были времена, когда никаких ОДН (общедомовые нужды) и СОИ в помине не было. Люди просто платили по своим счетчикам, а всякое там освещение подъездов оплачивалось за счет статьи «содержание». Потом почему-то эти расходы вывели за рамки статьи. И сразу начались скандалы, поскольку люди понять не могли, откуда берутся эти, зачастую достаточно большие, суммы. Ну ладно еще свет в подъезде, он действительно горит. Но откуда берется плата за холодную и горячую воду, когда ни в подъездах, ни на улице кранов нет? И постепенно до жильцов начало доходить, что на них просто списывают утечки, неплатежи и воровство отдельных соседей.

Чтобы как-то утихомирить людей, были введены нормативы на ОДН, а сверхнормативные расходы возложили на управляющие компании. Как тогда объясняли, это должно было стимулировать их лучше содержать дома. Вот, например, течет вода в подвале, и «управляйке» не все равно, ибо «банкет» — за ее счет. Ну а в квитанциях у жильцов суммы значительно уменьшились, и они с ними в итоге смирились.

И вот теперь все возвращается на круги своя: все расходы снова перекладывают на жильцов. А чтобы заранее снять вопросы, по городам и весям разъезжают специальные бригады, которые объясняют суть изменений и дают рекомендации старшим домов. Те же, в свою очередь, должны поработать с собственниками.

Собрание решит

— Основное изменение, которое вводится постановлением правительства № 92 от 3 февраля 2022 года, касается порядка перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества. Впервые мы его увидим в платежках в первом квартале 2023 года, когда будут подведены итоги за сентябрь — декабрь 2022-го, — отметила зам­руководителя госкомитета по жилищному и строительному надзору Александра Авдеева. — Сейчас мы платим за определенный объем коммунальных ресурсов, а все, что потребляем сверх норматива, ложится на плечи управляющих компаний. Начиная с сентября мы будем оплачивать ресурсы по факту — сколько потребили, за столько и заплатили. В первом квартале 2023 года этот сверхнорматив распределят на жителей пропорционально площадям занимаемых помещений.

Отопления и газа изменения не коснутся, они будут действовать только в отношении электроэнергии, холодной и горячей воды, а также водоотведения. При этом жители должны провести собрание и принять решение, как они будут за СОИ платить.

Какие возможны варианты? При отсутствии общедомового прибора учета начисление производится по нормативу. При установленной системе снятия показаний «верхний уровень» — по факту. По решению общего собрания собственников начисления могут производиться исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом либо по факту — как уж решат жители.

Однако может случиться так, что жители собрание просто не проведут — ну, допустим, активность у них на нуле. При наличии общедомовых приборов учета и отсутствии решения общего собрания начисления будут производиться по нормативу с последующим перерасчетом.

В общем, голову жильцам заморочили не по-детски, и разбираться во всех этих тонкостях они будут долго. Или не будут совсем, пустив дело на самотек. Но во что это выльется, если говорить о суммах?

— Там, где жильцы уже сейчас платят по факту или установлена автоматизированная информационно-измерительная система, ничего не изменится, — отметила Александра Авдеева. — Если они примут решение о плате по среднемесячным значениям, то в январе получат перерасчет. Но он будет не таким большим, как в тех домах, где жильцы продолжат платить по нормативу при наличии общедомового прибора учета. Сумма перерасчета для каждого дома будет своя, в зависимости от его технических характеристик и состояния инженерных систем.

Можно ли как-то сэкономить, отбить хоть какие-то копейки? Можно, но для этого жильцам предлагают быть поактивнее.

— Мы рекомендуем проводить мероприятия по установлению фактического количества проживающих в квартирах, не оборудованных счетчиками, обращать внимание на профилактику и осмотр общедомового имущества, чтобы исключить утечки, проверять на квартирных приборах учета магнитные пломбы. А где возможно — установить автоматическую информационно-измерительную систему, — отметила Александра Авдеева.

То есть жильцы должны взять на себя, по сути, полицейские функции, хотя врываться в квартиры, чтобы проверить количество проживающих и наличие пломб, они не имеют никакого права. Осматривать общедомовое имущество на предмет его исправности тоже должны специалисты, а не жители. При этом управляющей компании останется только почивать на лаврах, на законном основании списывая на собственников все потери.

Еще один ценный совет от чиновников — своевременно передавать показания. Однако получая кучу квитанций, чаще всего малопонятных, в которых платить предлагается в одни сроки, а передавать показания — в другие, — тоже задача не из легких.

Кому это нужно?

— Вводимые изменения порядка расчетов выгодны всем: для добросовестных собственников жилья это возможность получить полную прозрачность, порядок в платежах и качест­венные услуги по содержанию дома, для управляющих организаций — решить вопрос с образованием долгов за ресурсы, не обеспеченные платежами, для ресурсоснабжающих организаций — своевременно получать средства за поставленные ресурсы и направлять их на ремонт сетей, — отметил на одном из совещаний руководитель уфимского городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ Рим Булатов.

С последним тезисом трудно не согласиться: поставщикам электроэнергии и воды это более чем выгодно: сколько в дом ресурсов зашло, столько им и оплатили. Что касается управляющих компаний, то долги у них действительно росли в том числе из-за введенных нормативов.

На республиканском форуме «Управдом» в апреле нынешнего года довелось разговориться с директором УЖХ Советского района Уфы Фагимом Салимьяновым. Он подтвердил, что нормативы платы за содержание общего имущества не отражают реальные расходы. Например, в многоэтажках учитывается один лифт, а их бывает два.

— Кроме того, есть потери, погрешности счетчиков и прочее, а жильцам выставляют только норматив. Между тем реальная сумма намного больше, — отметил он. — Сверхнормативные расходы ложатся на управляющую компанию, и это основная причина долгов. Мы проводили мониторинг, и оказалось, что разница между показаниями общедомовых приборов учета и квартирных составляет 15 процентов.

Но если принятый норматив был действительно заниженным, быть может, его стоило пересмотреть, а не рубить сплеча, перекладывая все расходы на жильцов и снимая с управляющих компаний всякую ответственность?

Сплошные непонятки

А что думают по поводу нововведения сами жильцы? С этим вопросом мы обратились к одному из самых активных председателей домкомов в Уфе, старшей по дому по улице Айской, 81 Татьяне Исламовой.

— Раньше, когда сверхнормативные расходы оплачивали управляющие компании, у них был стимул работать над исправлением недостатков. Допустим, течет труба — они ее ремонтировали. Теперь эта практика уходит, поскольку никакой заинтересованности у управляющей компании не будет: течет труба — заплатят жители. Свет горит круглые сутки — ну и наплевать, — посетовала она.

Кроме того, есть целый ряд непонятных моментов. Например, если в доме установлен ИТП, то в него заходит только одна труба — с холодной водой, а горячая готовится в самом доме. Как в таких домах будут брать плату за горячую воду, если она не поставляется?

— Очень смущает и такая вещь: на сегодня у управляющих компаний накопились огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями, и как бы они не начали нам их выставлять. Такие примеры уже есть, — отмечает Татьяна Валерьевна. — Жильцы дома по улице Менделеева, 189а кинули мне на телефон свою платежку, которую получили в июле. В ней огромная сумма за электроэнергию на содержание общего имущества: 9 737 рублей. И это для однокомнатной квартиры площадью 30 квадратных метров. Соседям тоже досталось: у кого-то в квитанции значатся 2,5 тысячи рублей, у кого-то — 3,5 тысячи. Поехали разбираться в ЭСКБ — там сказали, что управляющая компания не передавала показания два с половиной года.

Но самый ужас настанет в первом квартале 2023 года, когда жильцам сделают перерасчет сразу за четыре месяца, распределив между ними разницу между показаниями общедомового счетчика и квартирных. Вот тогда от платежек волосы встанут дыбом, говорит председатель домкома.

— В районе сейчас проходят встречи, где старшим домов объясняют суть изменений. Говорят, чтобы мы в домах проводили общие собрания и принимали решения о ежемесячной плате по средним значениям или по факту. А в тех домах, где их не проведут, перерасчет будут делать раз в год, — добавляет она.

Интересная ситуация возникает и с передачей показаний счетчиков.

— Допустим, я все лето живу в саду и не передаю показания. За меня, получается, все это время расплачивается весь дом. Потом я приезжаю и оплачиваю что положено. В результате получается двойная оплата: сначала дом за меня заплатил, потом я сама за себя. Должна быть какая-то корректировка, но будет ли она? Опять непонятно, — подчеркивает Татьяна Исламова.

В общем, вздыхает она, постановление сырое, к его обсуждению не подключили ни управляющие, не ресурсоснабжающие компании. Вот, например, никто не может сказать, как выгоднее платить — по счетчику или по нормативам? А можно было бы провести эксперимент: взять два одинаковых дома, и в одном жильцы платили бы по факту, а в другом — по нормативам. Вот бы и выяснили, что лучше. А так остается только ждать того кошмара, который будет в январе.

В завершение Татьяна Исламова выразила возмущение новыми «едиными» квитанциями от ЕИРЦ.

— Шрифт такой мелкий, что с лупой надо читать. Как за что платить, вообще не разберешь, — пожаловалась она.

Плюсы и минусы

А что по этому поводу думают общественники, на чьей стороне они?

— С 1 сентября плата за ресурсы на общедомовые нужды будет считаться по-новому, а расчеты жильцам придут в первом квартале 2023 года. Тогда мы ожидаем волну возмущения от жителей, потому что сейчас пока мало кто вникал в эту ситуацию. Новые счета людям еще не пришли, к нам в Общественную палату обращений тоже пока не было, — отметила председатель комиссии Общественной палаты РБ по ЖКХ Роза Хузина.

Старшим по дому и активистам она посоветовала уже сейчас выяснить, какие приборы учета имеются в доме, в каком состоянии они находятся. Не мешает сверить и площади общедомового имущества, потому что именно на этих данных основывается расчет.

У нововведения есть и плюсы, и минусы, считает Роза Хузина. К плюсам можно отнести снижение рисков банкротства управляющих компаний, к минусам — то, что новый порядок оплаты ляжет тяжким бременем на плечи жильцов. Люди пока к этому не готовы, будет волна возмущений, считает она.

— Представители управляющих компаний на наших встречах и круглых столах в последнее время постоянно обращали внимание на то, что им приходится оплачивать сверхнормативные суммы, возникающие вследствие некорректного учета потребляемой воды и электричества. Теперь, с 1 сентября, все эти суммы будут начислены жильцам, а они, поверьте, будут немалыми, — подчеркнула Роза Хузина.

Ждём волну. Или нет?

Руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Дубовский к ситуации относится с большим оптимизмом. Постоянно участвуя в семинарах-совещаниях с председателями домкомов и форумах «Управдом», он как никто другой держит руку на пульсе. А для начала Анатолий Николаевич популярно объяснил, чем все-таки вызваны изменения в порядке оплаты.
— Прежняя схема платежа за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, должна была стимулировать управляющие компании к энергосбережению и лучшему учету. Но этого не произошло. Небережливость собственников жилья, хищения, несвоевременная уплата приводили к тому, что эти расходы ложились на управляющие компании, и они становились должниками перед ресурсоснабжающими организациями. В этот раз законодатель принял решение ту часть небаланса, которая появляется по этим причинам, переложить на собственников, ведь, по сути, виновниками являются именно они и должны нести за это финансовую ответственность, — пояснил Анатолий Дубовский.

Руководитель центра уверен, что с недобросовестными жильцами в доме должны работать. Ну и, конечно, собственники обязаны заботиться об энергоэффективности, быть бережливыми, вести учет. Новый порядок как раз и побуждает жильцов к повышению ответственности за расходование ресурсов.

Насколько увеличится сумма, спрашиваем его.

— Сумма может и не увеличиться, — отвечает Анатолий Дубовский. — Это зависит от того, как работала управляющая компания и как будут работать в будущем советы домов. Если ежемесячно контролировать расходы на содержание общего имущества, то всегда будет понимание, откуда берутся потери, и это позволит оперативно принимать меры.

Если жильцы каждый месяц платят по нормативу и раз в год им делают перерасчет, то вряд ли можно будет разобраться, в чем причина потерь. Тем более что перерасчет придется на зиму, когда мы и без того платим большие суммы за тепло.

Это обременительно и будет нервировать людей, уверен руководитель центра.

Что касается предполагаемой волны возмущения, то, по словам Анатолия Дубовского, может быть все что угодно.

— Поэтому лучше не затягивать, а сразу принимать решение о ежемесячной оплате, тогда у вас не будет никаких проблем. Нужно провести собрание, а для этого должен быть совет дома. Я уже десять лет призываю: не пишите жалобы, а берите все в свои руки, — отметил он.

Управляющим компаниям руководитель центра порекомендовал уже сейчас, не дожидаясь 1 сентября, максимально отработать по каждому дому, объяснить жильцам, откуда берутся потери и как их избежать. Если управляющая компания и собственники идут на контакт, ведут нормальный живой диалог и все прозрачно, то и вопросов нет.

Блиц

Несколько моментов, вызвавших вопросы у жильцов, прояснил во время разговора Анатолий Дубовский.

— Может ли управляющая компания при начислении платы за содержание общего имущества навесить на жильцов старые долги?

— Не имеет права. Расчеты по новому порядку будут производиться только начиная с 1 сентября. Тем более что нигде в договорах не указано, что собственники жилья несут ответственность за долги управляющих компаний. Если речь идет о конкретных жильцах-должниках, то с них будут требовать оплату через суд или другие инстанции.

— Как быть с двойной оплатой — сначала за кого-то заплатил дом, а потом он сам расплатился?

— Если такое произошло, будет произведена корректировка и возврат переплаченных средств. Это прописано в договоре между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.

— Будут ли брать плату за горячую воду на СОИ, если в доме установлен ИТП?

— В домах с ИТП своя система платежа. При подготовке горячей воды используются дополнительные источники тепла, их и будут учитывать по показаниям счетчиков. Отдельные суммы за поставку горячей воды предъявлять не будут.

Альберт ЗАГИРОВ  Теперь за все жильцы в ответе.
Теперь за все жильцы в ответе.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: