Уже приехав в Белорецк в командировку, я подумала, что на всякий случай надо было подготовиться к встрече с клещами: обработать кожу и одежду специальными средствами. Тем более что вакцинацию от клещевого вирусного энцефалита я не делала. Следуя советам Роспотребнадзора, оделась и обулась так, чтобы эти паукообразные до меня не добрались. Но не тут-то было.
В первый же день командировки я стала свидетелем расправы с представителем этого подкласса членистоногих. Вошедший в кабинет сотрудник минлесхоза вдруг обнаружил ползущего по руке клеща, стряхнул его на стол и поджег зажигалкой.
— Их тут тьма! — сказал он, поймав мой удивленный взгляд. — Один наш инспектор ходит в лес почти полуголым, чтобы сразу увидеть и снять их с себя.
— Но вы же все привиты от энцефалита? — спросила я с верой в лучшее.
— От энцефалита да. Но от боррелиоза вакцины нет, как и от других инфекций, которыми клещи могут заразить человека. Например, болезнь Лайма очень опасна.
Выполнив ночные и утренние задания в лесном массиве, мы вернулись в гостиницу уже днем. Позавтракали и отправились собирать вещи, сдавать номера.
Я решила не переодеваться, возвращаться в Уфу в своем походном костюме. И вдруг в правую руку чуть ниже локтя будто кольнули иглой. Неужели комар забрался под рубашку? Осторожно отвернула рукав и не поверила своим глазам. На фото и картинках я видела его много раз, поэтому сомнений не было: все-таки поймала клеща. Или, скорее, он меня.
Попыталась было стряхнуть наглеца, но он уже впился — полголовы (а может, и вся) было под кожей. Расстраиваться некогда, нужно искать травмпункт. Все-таки мы в городе, значит, он должен быть.
Оказалось, что удалить клеща можно в райбольнице. У дверей кабинета врача скопилась очередь. Пропускать гостя из Уфы никто не хотел, пришлось ждать. На вопросы врача: «Есть страховка? Вакцинированы от энцефалита?» — отрицательно помотала головой. В дальней комнате медсестра ловко выкрутила каким-то пинцетом впившегося в кожу клеща. Он отчаянно замахал всеми восемью лапками, но был упакован в пипетку-контейнер. Данные обо мне, укушенной, внесли в журнал. Объяснили, что если бы я была застрахована, то сделали бы инъекцию иммуноглобулина. Обязательно и бесплатно ее делают несовершеннолетним, пострадавшим от укуса клеща.
Я заверила, что в Уфе обязательно сдам «заложника» на исследование. «Вот это правильно!» — сказал доктор. Спасибо, что извлекли, да еще и бесплатно. А то переживала бы все пять часов пути. Не сжигать же клеща прямо на себе!
Конечно, меня подмывало просто отпустить маленького обитателя леса на свободу. Но журналистское любопытство и желание не навредить другим людям, если он все-таки заразный, заставили меня выполнить обещание, данное белорецкому врачу. К тому же сдать «пленного» в лабораторию нужно было не позднее трех суток, или 72 часов.
На следующее утро повезла «узника» в Центр гигиены и эпидемиологии в Уфе на ул. Шафиева, 7. В девять утра здесь уже собралась очередь из товарищей по несчастью, примерно 15 человек. Пожилая пара рассказывала о приключении пенсионеру, а тот подкалывал: «А вы его кормите? Он же голодный!» Оказалось, бабушку клещ укусил прямо дома, в кровати. Вот супруги и смеялись, мол, долго выбирал, кто из них вкуснее. Причем с дачи они приехали два дня назад и теперь гадали, то ли привезли кровопийцу оттуда, то ли он с городской травы в квартиру пробрался.
Заполнила анкету — как, где и когда произошел укус, выбрала виды исследований. Дороговато обходится моя встреча с природой! Четыре вида анализов — на клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, моноцитарный эрлихиоз человека и гранулоцитарный анаплазмоз человека — стоят 1600 рублей. Но добрые люди подсказали, что можно заказать два исследования — на энцефалит и боррелиоз, они обойдутся в 850 рублей. Все, кто был в очереди, так и поступали.
Сотрудница лаборатории достала моего питомца из пипетки, поместила в другую пробирку, написав на ней номер — 2087. И отдала мне мини-контейнер со словами: «Может, еще пригодится! А то кто в чем приносит — в коробках, больших стеклянных банках».
— А кровь обязательно нужно сдавать? — задала я вопрос, увидев рядом с ней пробирки.
— Не ищите себе проблем, — ответила она. — Это у кого клещ с положительным результатом или он не целый, поврежденный. Или вообще потеряли его.
Зарегистрировав принесенный мною биоматериал, не подававший признаков жизни, она выдала мне листочек с подробной инструкцией. И разъяснила, что результат на зараженность насекомого энцефалитом будет готов в этот же день после 21.00. А на боррелиоз — в течение пяти дней. Информация будет на сайте sesufa.ru. В баннере «Клещи» нужно ввести номер своего «питомца» и пройти по стрелке, указанной справа. Автоматически выйдет результат. Либо можно позвонить в лабораторию и узнать результат по номеру своего клеща. К счастью, мой оказался здоровым, ни энцефалита, ни боррелиоза у него не нашли.
А вот дедушке, сидевшему в одной очереди со мной, не повезло. Месяц назад он сдал клеща на анализ, и в итоге ему прописали лечение антибиотиками и иммуноглобулином. Дай Бог, чтобы все у него было хорошо!
КОМПЕТЕНТНО
Регина АКМАЛОВА, руководитель пресс-службы Управления Роспотребнадзора по РБ:
— Если вас укусил клещ, то экстренную иммунопрофилактику противоклещевым иммуноглобулином необходимо провести в течение 72 часов после присасывания клеща. Но проведение вакцинации взрослых и детей против клещевого энцефалита, а также экспресс-диагностика клещей, снятых с людей, на наличие возбудителей инфекций не являются обязательствами системы ОМС.
Экстренная иммунопрофилактика проводится, если в клеще, снятом с пациента или доставленном пациентом, обнаруживается антиген и (или) РНК вируса клещевого энцефалита. В этом случае бесплатно по полису ОМС противоклещевой иммуноглобулин вводится пациентам, которые не были привиты против клещевого энцефалита, получили неполный курс прививок, имеют дефекты в вакцинальном курсе, не имеют документального подтверждения о профилактических прививках.
Детям в возрасте до 18 лет, не привитым против клещевого энцефалита, экстренную профилактику проводят без учета результатов исследования клеща.
Иксодовые клещи являются переносчиками не только вирусного клещевого энцефалита, но и клещевого боррелиоза, моноцитарного эрлихиоза человека и гранулоцитарного анаплазмоза человека. В этих случаях пациентам назначается экстренная антибиотикопрофилактика. Применение антибактериальных препаратов в первые 72 часа от момента присасывания клеща достоверно уменьшает риск развития болезни Лайма. В случае укуса клеща важно как можно быстрее обратиться за медицинской помощью в ближайшую медицинскую организацию (травмпункт).
По данным на 27 июня, в медицинские организации республики по случаю присасывания клещей обратились 6192 человека. Каждый третий — это ребенок. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года обратившихся на 21,5% меньше.
По состоянию на 27 июня обработка мест массового пребывания людей проведена на площади 4371 га, в том числе 1403 га на территории летних оздоровительных организаций.
СТРАХОВКА ОТ КЛЕЩА
Застраховаться от нападения этого паукообразного можно практически в любой страховой компании. Специальный полис будет действителен в течение определенного периода времени. Если в этот срок вы пострадаете от укуса клеща, то вам будет оказана бесплатная медицинская помощь в одной из поликлиник. Стоимость полиса на одного человека от 200 рублей. Можно на один полис застраховать сразу всю семью. В зависимости от суммы договора будет различен и набор оказываемых услуг. Например, самое дешевое страхование от клеща будет включать в себя однократную иммунизацию. Если же клиент сделает выбор в пользу более дорогостоящей программы, то после наступления страхового случая он может рассчитывать не только на полный курс иммунизации, но и на терапевтические процедуры, а если болезнь будет прогрессировать, то и на все медицинские препараты, необходимые для лечения.
Помните, что страховка должна оформляться со всеми необходимыми приложениями. В них должно быть четко зафиксировано, в каких медицинских учреждениях в случае заражения вирусом вам будет оказана помощь. Конечно же, будет хорошо, если они будут располагаться неподалеку от вашего дома.
Обращайте внимание и на то, на какую территорию распространяется действие полиса: некоторые компании охватывают всю страну, а другие — лишь определенные регионы.