Все новости
Здоровье
17 Мая 2023, 13:27

Серебряный врач-офтальмолог из Башкирии Светлана Трусова: Доктор не должен прекращать учиться всю жизнь

Медик уфимской ГКБ № 5 Светлана Трусова заняла второе место в республиканском конкурсе «Лучший врач года» в номинации «лучший офтальмолог». Врач высшей категории с 39-летним стажем, отличник здравоохранения РБ, она участвовала в конкурсе впервые и сразу взяла «серебро».

Серебряный врач-офтальмолог из Башкирии Светлана Трусова: Доктор не должен прекращать учиться всю жизнь
Серебряный врач-офтальмолог из Башкирии Светлана Трусова: Доктор не должен прекращать учиться всю жизнь

Светлана Трусова рассказала «Республике Башкортостан», о чем всегда должен помнить настоящий доктор, как она десятилетиями следит за своими пациентами и почему врач — это на всю жизнь. А журналисты, оказывается, преподнесли ей сюрприз, заявив, что единственный недостаток, который отмечают в ее работе сотни пациентов со всей республики, это очередь — все больные хотят на прием именно к Светлане Владимировне.

— Я впервые участвовала в конкурсе, как-то не было у меня подобных лауреатских амбиций. Подкупило, что в рамках конкурса оценивалась текущая врачебная деятельность. И второе место в номинации «лучший офтальмолог» стало, конечно, сюрпризом.

Я практикую с 1984 года после мединститута. Я врач-офтальмолог, в том числе и детский. А начинала вообще как педиатр. Сейчас в поликлинике принимаю взрослых пациентов как офтальмолог. Но иногда хожу в оптику, где веду лечебный прием детей.

Я писала в заявке о том, чем занимаюсь каждый день. Сравнивала, как менялась офтальмология последние несколько лет, какие методы лечения становятся более эффективными, как меняется контингент пациентов, подверженных глазным заболеваниям, — поведала «Республике Башкортостан» Светлана Трусова.

— И что происходит со зрением у населения в 21 веке? Стали чаще страдать?

— По поводу детей могу сказать, что у них стала раньше наступать близорукость. Во-первых, усилилась школьная, образовательная нагрузка, во-вторых, на зрение влияют компьютеры и гаджеты. Возьмите за аксиому, что если с 18 лет вы начнете много времени проводить за монитором, то к 35 годам гарантированно станете искусственно близоруким. Если раньше дети надевали очки к 12 годам, то сегодня уже в первый класс идут в очках. Так что на наше зрение сильнее всего влияет именно компьютеризация, а не какие-то экологические или метафизические проблемы.

— А взрослые?

— Не скажу, что стало больше глазных заболеваний, просто стали лучше выявлять проблемы со зрением на ранних стадиях. Диагностика стала качественнее. Появилось много доступных методов обследования, а в Уфе с этим, не будем скромничать, дела обстоят прекрасно. Впрочем, институты и центры глазных болезней охотно принимают пациентов по всей России. А непосредственно для врачей появилось много обучающих программ, которые их растят как специалистов. Скажем, раньше катаракту никто не лечил, хрусталики не вставляли, но теперь даже в районном центре ее можно прооперировать.

— Пандемия коронавируса как-то повлияла сопутствующим образом на глазные заболевания?

— Определенно нет, никаких дополнительных заболеваний не появилось. Единственное, что ковид спровоцировал прогрессирование возрастной дальнозоркости. То есть если вы в 40 лет не носили очков, то переболев коронавирусом, гарантированно их наденете.

— Какой девиз должен стать главным в жизни практикующего врача, по вашему опыту?

— Нельзя прекращать учиться всю жизнь. Потому что и заболевания меняются. Даже, казалось бы, насквозь изученные, они прячутся под масками других болезней. И чем «хороша» глазная патология, многие заболевания можно выявить, что называется, по глазам. Смотришь и сразу понимаешь, что у человека ревматизм, а у другого пациента — гипертония. Сахарный диабет вообще сразу диагностируется по глазному дну, и эндокринолог ставит стадию диабета по заключению офтальмолога. К примеру, воспалительные заболевания стали протекать в наши дни по-иному. Так что никак нельзя не учиться. Я уже не говорю о постоянно меняющейся армии медицинских препаратов с новыми свойствами, мерами эффективности.

— Вы не из врачебной династии, чем вас привлекла медицина?

— В мединститут я мечтала поступить с седьмого класса, хотя у меня в семье никто со здравоохранением связан не был. Мама — преподаватель, папа — нефтяник. Офтальмологом стала совершенно случайно, на мой взгляд. Уже работая педиатром в поликлинике, по предложению заведующей, выбрала специализацию глазного врача. Прошло уже три десятка лет, как это стало моей судьбой. Но с меня, наверное, медицинская династия в семейных ветвях стала образовываться. Двоюродный брат — хирург, племянники — медики.

Напомним, что на республиканский конкурс «Лучший врач года» в 2023 году было представлено 195 конкурсных работ по 28 номинациям, из 29 предложенных минздравом России: 115 работ из медицинских организаций Уфы, по 40 работ из медицинских организаций городов и районов Башкирии.

Фото из личного архива Светланы Трусовой.

Автор:Денис БОРОДИН
Читайте нас: